" ПАПА ,МАМА, Я - БЕЗОПАСНАЯ СЕМЬЯ " •PDF• •Печать•

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

"Северо-Енисейский детский сад №5"

Красноярский край

Северо-Енисейский район

п. Северо-Енисейский

 

Автор: Бектяшкина Елена Дмитриевна, воспитатель

 

Викторина  «Мама, папа, я – безопасная семья»

b_150_100_16777215_0___images_stories_86533.jpgb_150_100_16777215_0___images_stories_imgp0584.jpgb_150_100_16777215_0___images_stories_imgp0585.jpgb_150_100_16777215_0___images_stories_imgp0586.jpg

b_150_100_16777215_0___images_stories_imgp0589.jpgb_150_100_16777215_0___images_stories_imgp0590.jpgb_150_100_16777215_0___images_stories_imgp0591.jpgb_150_100_16777215_0___images_stories_imgp0592.jpgb_150_100_16777215_0___images_stories_imgp0593.jpg

 


 

 

 

Общепедагогическая цель:

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста культуру поведения на улице и в транспорте.

Задачи:

Образовательные: Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по сюжетной картине через использование опорных схем – рисунков, уточнить и систематизировать знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах, о правилах поведения в общественном транспорте, дорожных знаках, уточнить и углубить знания о сигналах регулировщика.

 

Обогащение словаря: викторина, полицейский – регулировщик,  гужевая повозка, дорожные знаки (информационно-указательные, предупреждающие, знаки – сервиса, запрещающие).

Активизация словаря: водитель, пассажир, пешеход, проезжая часть, тротуар, виды транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, такси, подъёмный кран, пожарная машина, скорая помощь и др.)

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, умение согласованно работать в группах, парах (высказывать своё мнение, обсуждать его в группе, договариваться и приходить к общему мнению в решении  проблемы), в ходе викторины сформировать положительный эмоциональный настрой, интерес  к изучению дорожной азбуки.

Воспитательные: воспитывать уважительное  отношение к взрослым и сверстникам;  умение вести безопасный образ жизни, желание быть грамотным пешеходом и пассажиром.

Методы: Словесный (беседа проблемно-поискового характера), наглядно  –познавательный (изучение иллюстраций, восприятие, анализ и обобщение демонстрируемых материалов), практический (выполнение упражнений и проблемных контрольных заданий, с использованием мнемотехнологии),  ведущий метод – игровой.

Подходы развивающего обучения во взаимодействии педагога с детьми: личностно - ориентированный,  деятельностный,  социо – игровой.

Предварительная работа: Наблюдение за транспортом во время прогулки; экскурсия к перекрёстку, чтение - художественной литературы, газет ДДД, журналов по ПДД, сюжетно-ролевые игры «Шофёры», «Транспорт», настольные игры «Перекрёсток», «Знаю все профессии»; обсуждение дорожных ситуаций, участники которых – дети; рассматривание и обсуждение фотоиллюстраций с изображением городских улиц.

Оборудование: 1. Магнитная доска, магниты (красный, жёлтый, зелёный);   2.Картинки (ситуации на дороге), плакаты, дорожные знаки;

3. Конверты с заданиями для команд;

4. Мячик зелёного цвета;

5. Галстуки, косынки,  шапочки – эмблемы, фишки (по количеству детей) и для команды родителей;

6. Коврики – тротуар, коврик – зебра, знак «пешеходный переход», знак «место остановки автобуса»;

7. Атрибуты к ситуациям: коляска с куклой, светофор, телефон, воздушный шар, дорожные знаки, рули, фуражка, зебра;

8. Знаки для капитанов: «светофорное регулирование», «дети», «пешеходный переход», «место остановки автобуса», «пешеходный переход», «место стоянки легковых такси», «пункт первой медицинской помощи», «пункт питания», «место отдыха».

9. Картины, мнемодорожка (карточки – схемы), подставки для картин.

10. Колокольчик, четыре свистка

11. Круги – красный, жёлтый, зелёный  - светофор

12. Жезл

13. Картинки регулировщика

14. Мяч с шипами

15. Грамоты для команд

Ход викторины:

Воспитатель: Ребята сегодня у нас в группе много гостей, давайте их поприветствуем. Посмотрите друг на друга, на картинки, которые размещены  на доске. Подумайте и скажите, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

(о правилах поведения на дороге, в автобусе  о дорожных знаках)

Верно ребята, но сначала мы поиграем и назовём  разные транспортные средства, которые  вы знаете?

Разминка для всех в кругу «Весёлый мячик»

В круг скорее все вставайте игру дружно начинайте

Транспортные средства по очереди называйте

Ты катись весёлый мячик быстро, быстро по рукам у кого весёлый мячик,

Тот  транспортные средства назовёт нам.

Воспитатель: Да ребята, действительно существует очень много транспортных средств, но сегодня мы больше внимания уделим наземному транспорту и правилам безопасного поведения на дороге.

Введение: Сегодня  мы с вами участники  викторины «Мама, папа, я – безопасная семья», будем отвечать на сложные  вопросы, выполнять задания, а главный гость на нашей викторине игра.

Игра наш друг – большой и умный, не даст скучать и унывать,

Затеет спор, весёлый, шумный, поможет новое узнать.

Воспитатель: Для участия в викторине мы разделились на команды по цветам светофора и выбрали капитанов команд. Сегодня в викторине участвует три команды детей и одна команда родителей

  • А теперь команды занимайте свои места и надевайте шапочки – эмблемы.

Сегодня в викторине участвует:

Команда «Красные», капитан –

Команда «Жёлтые», капитан -

Команда «Зелёные», капитан –

Команда «Светофор», капитан -

Воспитатель: В викторине  команды будут соревноваться с командой своих друзей и родителей.Задания и вопросы вы будете получать по очереди. Будьте внимательны.Каждый представитель команды должен активно участвовать и обсуждать  ответ в своей команде, но отвечать должен только один игрок, которого назначит капитан. Соблюдайте главное правило, скажем, его все вместе: «Слушай говорящего - тихо!»

Вашу дружную работу и ответы команд будет оценивать жюри. За каждое задание - полные и правильные ответы команда получает 1 балл.

Не забывайте: за нарушение правил и дисциплины, жюри будет снимать баллы.

Представляю вам членов жюри

Председатель жюри - инспектор по пропаганде ОГИБДД  ст. лейтенант полиции  -  Ольга Николаевна Капралова;

- инспектор ДПС  ОГИБДД,   лейтенант полиции Игорь Филимонович Огурцов

- старший воспитатель МКДОУ №5  - Галина Михайловна Шешукова

- педагог МКОУ СОШ №1 – Герасимов Дмитрий Викторович

Внимание! (звук колокольчика) Начнём нашу викторину с разминки

1 «Третий лишний », нужно найти лишний  вид транспорта и объяснить, по какому признаку он лишний.

Команде Красных: автобус, троллейбус, грузовик

Команде Жёлтых: автобус, троллейбус, трамвай

Команде Зелёных: скорая помощь, такси, полиция,

Команде «Светофор»: подъёмный кран, бульдозер, поливальная машина

Команде Красных: подъёмный кран, пожарная машина, КАМАЗ

Команде Жёлтых: велосипед, коляска в которой едет малыш

автомобиль,

Команде Зелёных: гужевая повозка, грузовик, мотоцикл

Команде «Светофор»: трамвай, электричка, поезд.

Жюри оценивает и выставляет по цветам баллы (мольберт и магниты)

2задание: Конкурс капитанов «Назови знак, объясни его назначение» (по 3 знака в конверте)

Капитан команды красных – (предупреждающие для водителей -  «светофорное регулирование», «дети», «пешеходный переход»)

Капитан  команды жёлтых – (информационно - указательные знаки – «место остановки  автобуса», «пешеходный переход»,  «место стоянки легковых такси»)

Капитан команды зелёных – (знаки сервиса – «пункт первой медицинской помощи», «пункт питания», «место отдыха»)

Капитан команды «Светофор» - (запрещающие знаки – «движение пешеходов запрещено», «обгон запрещён», «въезд запрещён»)

Пока жюри подводит итоги, мы поиграем (дети и взрослые)

Динамическая пауза

Ритмическое  упражнение:  «Стоп машина»

Стоп, машина, стоп, машина, стоп, машина, стоп!

Стоп, машина, стоп, машина, стоп, машина, стоп!

1.Слово +движение (кулачком отстукивать ритм о ладонь)

2.Только движение (слова проговариваем про себя)

3. Без слов, без движений (молча в полной тишине, не шевеля губами,  проговариваем про себя), последнее слово «стоп» говорим хором.

Жюри выставляет баллы командам.

3 задание для всей команды: Составь рассказ по картине.

Нужно рассмотреть внимательно всей командой картину, придумать ей название и составить по ней рассказ. Участвует  каждый представитель команды.

Воспитатель: Рассказ должен быть подробным, но без повторов и лишних слов.  Вам помогут карточки – схемы. Послушайте мой рассказ:

Образец рассказа воспитателя: Эту картину можно назвать: «Осеннее утро».

«На картине изображена ранняя осень, потому что травка только начинает желтеть и на макушках деревьев и кустарников  появляются первые жёлтые листочки. Дети пошли в школу, после летних каникул. Погода на улице хорошая, тёплое солнечное  утро, ветра нет, поэтому люди одеты в лёгкие курточки и кофты. По картине видно, что все люди спешат – мама ведёт сынишку в детский сад, мальчики и девочки торопятся в школу, взрослые идут и едут на работу, на рынок, по своим делам. На этой картине изображены красный и оранжевый легковые автомобили,  в далеке, виднеется автобус, который везёт пассажиров, значит на этом участке дороги, думаю,  могут быть знаки: «автобусная остановка», «осторожно дети», есть знаки   «пешеходный переход», «светофоры для машин и пешеходов».  Все люди - пешеходы и водители ведут себя правильно, знают и соблюдают правила дорожного движения».

Капитаны, пожалуйста,  подойдите ко мне, возьмите картину, подставку и карточки – схемы для своей команды.

Ребята, выбирайте по одной карточке,  каждому будет ясно, кто и о чём будет рассказывать,  кто за кем будет говорить,  на карточках есть номера.

Работать будем дружно и быстро и слаженно. Когда услышите звук колокольчика, обсуждение заканчивается.  За шум и нарушение дисциплины  жюри будет снимать баллы.

Воспитатель: Чтобы всем было удобно и видно, команда выходит к мольберту, вешает картину, строится по номерам и представляет свой рассказ. Остальные ребята внимательно слушают и не мешают.

Команда Красных – картина «Как правильно быть пассажиром общественного транспорта»

Команда Жёлтых – картина «Что следует делать велосипедистам»

Команда Зелёных – картина «Нужно уметь быть пешеходом»

Команда «Светофор» - картина «Рекомендации для родителей»

Жюри  подводит итоги.

Воспитатель: А сейчас  мы поиграем, всех ребят и родителей в круг приглашаем.

Игра в кругу «Светофор»

Дети встают в круг. Родители будут изображать светофор, становитесь в центр круга и поднимайте  по очереди – круги красного, жёлтого, зелёного цветов.

Если поднимается   красный сигнал -  стоим на месте, жёлтый цвет - на месте приседаем, зелёный – двигаемся  по кругу под музыку.

Воспитатель: Занимайте свои места, а жюри наблюдает, какая команда самая дружная и быстрей соберётся.

4 Задание:  Вопросы от команд - задавать вопросы командам будут ребята, а родители, им будут помогать. Капитаны помогите, пожалуйста, выложить перекрёсток и пешеходный переход.

Внимание, слушает и показывает команда команда Красных договаривайтесь и распределяйте роли, отвечает на вопросы  команда Жёлтых.

Дети показывают: 1.Проблемная ситуация (показать): Девочка везёт коляску с куклой по тротуару. Водитель едет на машине по дороге. Мама ведёт за руку дочку через дорогу.

Вопросы: Кто из них пассажир, а кто пешеход, а кто водитель?

- Кого называют пассажиром, а кого пешеходом, водителем? Все ли правильно ведут себя на дороге?

Внимание, слушает и показывает команда Жёлтых, отвечает команда Зелёных, договаривайтесь и распределяйте роли.

1.проблемная ситуация: Папа ведёт ребёнка в детский сад, но взглянув на часы, видит, что опаздывает на работу, он отпускает ребёнка самостоятельно добежать до детского сада.

Вопросы: Что может случиться с мальчиком? Как нужно было правильно поступить папе?

Внимание, следующий вопрос  задаёт и показывает команда Зелёных, отвечает команда «Светофор».

1.Проблемная ситуация (показать): Мама  с ребёнком идут по улице. По проезжей части движется транспорт. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему через дорогу.

Вопросы: Что может случиться с ребёнком? Как надо  было поступить маме?

Внимание, следующий вопрос  задаёт команда «Светофор» отвечает команда Красных

Проблемная ситуация (показать): Мама идёт с сыном по тротуару. В руках у ребёнка воздушный шар. Мальчик отпускает шар, и он летит на проезжую часть дороги. Мальчик бежит за ним, ему навстречу движется машина.

Вопросы: Что может произойти с пешеходом? Как надо было поступить маме?

Воспитатель: Вы все были внимательны, работали дружно, пока жюри подводит итоги, мы с вами поиграем.

5 задание Игра в парах «Разрезные картинки»

Воспитатель: Представьте, что светофор сломался, кто придёт на помощь водителям и пешеходам? (полицейский - регулировщик). Сегодня наши гости Ольга Николаевна и Игорь Филимонович приготовили для вас сюрприз.

Смотрите внимательно и запоминайте!

Ольга Николаевна - Если регулировщик повёрнут спиной или грудью к транспорту, то проезд закрыт; если регулировщик повёрнут спиной или грудью к пешеходу, держит руки в стороны, то проход для пешеходов закрыт.

Игорь Филимонович - показывает

Ольга Николаевна - Если встал регулировщик к вам лицом или спиной,

Значит, занята дорога, подожди на месте стой!

- Ребята, какому сигналу светофора соответствует этот жест регулировщика? (красному сигналу светофора)

Ольга Николаевна  - Если регулировщик поднимает жезл вверх это значит  - «Внимание». Игорь Филимонович - показывает

Вот он руку поднимает, держит жезл над головой.

Это значит: «Всем вниманье!» Но пока на месте стой.

- А какому сигналу светофора соответствует этот жест регулировщика? (жёлтому сигналу светофора)

О.Н. - Если встал регулировщик  боком к транспорту, опустил руки, можно ехать машинам, если стоит боком к пешеходам – путь открыт, можно переходить дорогу.

Третий жест регулировки, очень важный, не забудь:

Если встал инспектор боком, можно ехать, добрый путь

Какому сигналу светофора этот жест соответствует? (зелёному)

А теперь Игорь Филимонович показывает,

а мы дружно  движения выполняем, стоя в своей команде

Красный  - стоим, жёлтый приседаем, зелёный на месте шагаем

Жюри объявляет итоги викторины, вручает командам грамоты.

Заключительная игра со зрителями, гостями «Запрещается – разрешается»

Идти по «зебре»… -  Разрешается!

  1. Переходить дорогу на красный свет… - Запрещается!
  2. Играть в парке…
  3. Играть у дороги…
  4. Идти по тротуару с правой стороны…
  5. Толкаться в автобусе…
  6. Обходить трамвай спереди…
  7. Обходить троллейбус спереди…
  8. Играть во дворе….
  9. Переходить дорогу  на зелёный  свет…
  10. Обходить автобус сзади….
  11. Сидеть в салоне автобуса…
  12. Держаться за поручни в автобусе…
  13. Бросать мусор на остановке…
  14. Выйдя из автобуса убегать от взрослого…
  15. Выбегать на проезжую часть…
  16. Ходить по тротуару…
  17. Из окон транспортных средств высовывать голову и руку…
  18. Пассажирам автомобиля всегда нужно пристёгиваться ремнями безопасности…
  19. Выйдя из автобуса, нужно обойти его спереди…
  20. Чтобы правильно перейти проезжую часть сначала смотрят налево, а затем направо
  21. Переходя дорогу по  пешеходному переходу и разговаривать по телефону…

Литература:

1.Светлана Вохринцева «Социально-личностное развитие детей» Издательство «Страна фантазий»

2.Екатерина Войткевич «Путешествие на зелёный свет или Школа юного пешехода» (№10 октябрь 2012г)

3.С.В.Игнатова «Учим правила дорожного движения» - Москва 2013г

4.О.Ю.Старцева «Школа дорожных наук» - творческий центр - Москва 2010г

5.Г.Д. Беляевского, Е.А. Мартынова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет» - Волгоград 2013г