РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ •PDF• •Печать•

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

"Северо-Енисейский детский сад №5"

Красноярский край

Северо-Енисейский район

п. Северо-Енисейский

 

Автор: Левакина  Надежда  Валериевна, воспитатель

 

 

Конспект    непосредственной    образовательной  деятельности

Область   «Познание»

- развитие сенсорной культуры

Старшая группа

 

 

Планируемый результат: дети  хорошо  освоили сенсорные  эталоны (цвет, форма, размер); понимают и выполняют   поставленную  игровую  задачу; слышат  сверстников и по необходимости корректно  помогают.

 

Образовательные задачи:

Формировать у детей  умение выделять фигуры  по  трем  признакам, соотносить с фигурами на карте, сопровождая  свои действия  речью.

 

Развивающие задачи:

  • Увеличить объем запоминаемой  детьми информации  через усвоение ими способов запоминания  информации  через  движения.
  • Развивать:
  • Ø аналитическую функцию мышления (выделение существенных признаков; отгадывание логических  загадок)
  • символическую функцию мышления(декодирование информации с помощью базисных знаков).
  • Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание и  доказывать правильность своего ответа.

Воспитательные задачи:

  • Вызывать удовлетворение от результатов умственной работы.
  • Воспитывать  у детей  желание  сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их

 

Оборудование: два мольберта, карта путешествия, указка, четыре  листа – путеводителя, мнемотаблица «Животные сказки «Колобок», кружки в размер ладони (белый, оранжевый, серый, коричневый) , пособие «Блоки Дьенеша», три обруча, три карточки-символы (круг, высокий дом, квадрат),карточки «Пятый  лишний», карточки успеха, коробочки с соком.

 

 

Воспитатель: Дорогие ребята, посмотрите, какую  карту  нам  подарили  дети  подготовительной группы. На  ней  много  дорог и станций. Каждая  станция ждет  нас  со  своими  загадками. Я  приглашаю  вас  отправиться  в путешествие. Каждый  получит  свой  багаж  новых  знаний.

(на  мольберте  расположен  карта-лабиринт, на  дорожках  которого  находятся  фигуры,  различные  по  величине, форме и цвету; в конце каждой дорожки домик - станция).

Воспитатель: Наш  веселый  бубен  поможет  выбрать    капитанов нашего  путешествия.

(дети встают в круг, передают бубен друг другу под стихи, по окончании слов у кого бубен, тот капитан)

Ты катись, веселый бубен

Быстро, быстро по рукам

У кого веселый бубен-

Тот сейчас поможет нам.

(выбираем четырех капитанов и вручаем им карточки - путеводители)

Воспитатель: Станции  вы  найдете  по  листам – путеводителям. Точка  отправления на карте у  всех  одна – большой  желтый  круг и на  ваших  путеводителях  первыми  расположены  большие  желтые  круги. Но  помните, чтобы  пройти от  одной  фигуры  к  другой, нужно  называть  все  три  признака  фигуры: размер, цвет, форма.

 

(На  листах - путеводителях  номера. Участники  выходят  по  порядку  номеров)

Первый  участник. (Показывает  указкой  и  проговаривает): От  большого  желтого  круга, идем к большому  синему прямоугольнику, от него к большому  синему треугольнику, а затем к маленькому  красному  треугольнику.

(Подводит указку  к  домику – станции.  Открывает окошечко домика  и  воспитатель читает)

 

Воспитатель:  станция « Три  кольца»

(На  столе  расположены  три  пересекающихся  обруча; в каждом  стоит карточка – символ: круг, высокий дом, квадрат)

Воспитатель: на  столе  расположены  три пересекающихся  обруча. Перед  вами,  участники,  лежат три фигуры из  пособия  блоки  Дьенеша.  Нужно  расположить  данные  фигуры  в  эти  три  круга, так, как  обозначают  их  карточки – символы.  В   первом  должны  быть только круглые, во втором только  большие, в третьем только  квадратные. Будьте  внимательны,   у  вас есть  фигуры  и большие, и квадратные одновременно, как  их  поставить в два  круга?  У  кругов  есть  пересечения. Подумайте, и расположите  фигуры в соответствии с  заданными карточками.

 

(Участники  располагают  фигуры. Воспитатель просит  объяснить  свои  действия).

 

Воспитатель: вы  разложили  все  фигуры  правильно, фигуры, которые  отвечают  двум  признакам,   вы  расположили  на  месте  пересечения  двух  кругов.  За  это  первый  участник  получает  «карточку успеха». Прошу второго  участника   найти  следующую  станцию.

Второй  участник: (Показывает  указкой  и  проговаривает, какие  фигуры проходит. Подводит указку  к  домику – станции. Открывает окошечко домика и  воспитатель читает)

 

Воспитатель: станция «Пятый  лишний»

 

Воспитатель: перед  вами  три  карточки, рассмотрите,  какая  фигура  здесь  лишняя? Объясните  свой  выбор.

Дети : На  карточке № 1  лишний  треугольник, потому что

остальные  фигуры  прямоугольники. Цвет  у  всех  разный.

На  карточке № 2 лишний  маленький  квадрат, потому что остальные

фигуры  все    большие  квадраты.

На  карточке № 3 лишний  круг, потому что остальные  фигуры  все

многоугольники,

все  синие.

Воспитатель: Правильно. Вы получаете  свою  карточку  успеха.

 

Третий участник: (Следит  указкой  и  проговаривает, какие  фигуры

проходит. Подводит   указку  к  домику – станции. Открывает

окошечко домика и  воспитатель  читает).

Воспитатель : станция «Ива»

Воспитатель: А сейчас  мы  с  вами  отдохнем  и  расскажем

стихотворение  И.Токмаковой «Ива». Я  буду  читать стихотворение

и    показывать движения, а  вы  повторяйте  за  мной.

 

Возле  речки  у  обрыва,                               руки  внизу, влево-вправо

Плачет  ива, плачет  ива.                               руки  в  кулак,

у  глаз – плачем

Может  ей  кого – то жалко,                        обхватываем себя  руками,

накрест

Может  ей  от  солнца  жарко,                      руки  на  голове - шапочка

Может  ветер  торопливый                           движение  ветра  по  волосам

За  косичку  дернул  иву,                                        дергаем  себя  за  волосы

Может  ива  хочет  пить,                               рука  в  кулаке у рта – пьем

Может  иву  нам  спросить?                         руки  внизу, разводим

в  стороны

 

Воспитатель: Второй  раз  я  буду  читать  стихотворение, а вы  сами  будете  выполнять  упражнение. Думаю, дома  вы  повторите  и  запомните  стихотворение.

Третий участник   получает  карточку  успеха. Приглашаю  последнего  участника.

 

Четвертый  участник: (Следит  указкой  и  проговаривает какие  фигуры проходит. Подводит указку  к  домику – станции. Открывает окошечко домика и  воспитатель  читает)

Воспитатель: станция «Да и нет»

Воспитатель: На  станции  «Да и нет» нас  ждут  герои  сказки  колобок. Только  эти  звери  превращены  в  цветные  кружки. Угадайте  кто  где?

(ведущий  показывает  поочередно  кружки, участники  называют)

Дети :

Оранжевый – лиса

Белый – заяц

Серый – волк

Коричневый – медведь.

(Ведущий  показывает  мнемотаблицу  со схематическим  изображением  ушей, лап, хвостов и величины  животных)

Воспитатель: Перед вами  таблица, в которой  зашифрованы  особенности  животных : какие уши (круглые, треугольные, длинные),  лапы (четыре длинные или две длинные, а две короткие, может четыре короткие и косолапые), хвосты(длинные, короткие, пушистые);  какого  размера  животное (большой  или  маленький).

Один  кружок  я  спрячу  между  ладоней. А  вас  попрошу  задавать  мне  вопросы такие, как: «У него  уши  треугольные?». А  я  могу   вам  отвечать  на  вопрос  только  да  или  нет.

(Воспитатель  прячет  оранжевый  круг.)

У него  уши  длинные?  - нет.

У него  уши  круглые? - нет

У него  уши  треугольные? – да

У него  лапы  одинаковые  по  длине? – да

Хвост  у него  длинный и пушистый? – да

Это  животное  большое? – да

Это  лиса? – да  (показывает  кружок).

Правильно  определили.

За  это  положена   «карточка  успеха».

Воспитатель: Я  думаю, что  каждый  из  вас  набрал  свой  багаж  новых  знаний. Но  к  этому  вам  положен  еще  бонус.  Рассмотрите  свои  карточки. Как  вы  думаете,  что  на  них  зашифровано?

(карточки  разделены  на  четыре  окошечка: 1- нарисован  фрукт - яблоко; 2- написано  название  сока, например «Добрый»; 3- сколько  литров, например 0,2 литра; название вкуса – «яблоко» )

Воспитатель: Расскажите, какой  сок  вам  достался (участники  проговаривают).

Теперь  выбирайте  сок,  из  предложенных  в  нашем  магазине «Соки» (выбирают  сок)