"ЧИСЛО 7.,ЦИФРА 7" •PDF• •Печать•

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей № 37»

ЗАТО  г. Северcк Томская область

2013г.


Конспект интегрированного занятия по математике

(для детей подготовительной группы)

Тема :  «Число 7., цифра 7»

 

Автор: Шелгачева Т.А., воспитатель

I квалификационной категории





Пояснительная записка

Мы работаем по программе «Школа 2100». Основными задачами математического развития дошкольников являются:

1.​ Формирование мотивации учения

2.​ Увеличение объема внимания и памяти

3.​ Формирование мыслительных операций

4.​ Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, воображения.

5.​ Развитие речи, умения строить простейшие умозаключения.

6.​ Владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.

7.​ Формирование умений планировать свои действия, проверять результат своих действий и т. д.

Все эти задачи должны решаться в процессе ознакомления с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Воспитатель подводит детей к новым « открытиям», организуя и направляя их действия. «Открытие» должно происходить в ходе активного участия детей в дидактических, подвижных и ролевых играх. Формированию навыков самооценки способствует подведение итогов. Дети высказывают свое мнение. Эта обратная связь помогает воспитателю скорректировать свою работу. Каждый ребенок должен двигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом!

В возрасте от 3до 6 лет развивается социальная и нравственная компетентность детей. Дети стремятся к самостоятельности. Учатся поддерживать контакт со сверстниками и взрослыми на основе уважения и справедливого подхода, учатся красиво и непринужденно двигаться, это также является предпосылкой развития уверенности в себе.

Некоторые дети группы - Слава, Никита, Виталий, Настя путают дни недели и названия месяцев, поэтому с ними проводится индивидуальная работа в течение дня. Более успешные дети помогают менее успешным, в процессе игры познать разные виды деятельности.

Ребята должны научиться налаживать дружеские отношения. Игры
способствуют развитию детей, они помогают развить у детей выдержку, доверие, самостоятельность, инициативу, ответственность, эмоциональное настроение. В результате дети становятся более самостоятельными в жизни. Дошкольники активно участвуют в играх, получают удовольствие, просят поиграть еще. Учатся в игре проявлять в отношениях с другими детьми эмпатию, отзывчивость, заботу и способность к сотрудничеству.

Мы в группе стараемся создать все условия для всестороннего развития детей. В своей работе использую новые технологии, различные формы и методы подачи материала: игровой (используем различные куклы - образы) , словесный (вопросы, объяснения, указания, заучивание стихов, считалок, составление кроссвордов), наглядный (показ, напоминание, показ ребенка), помощь, ТСО (используем ноутбук), прием заинтересованности, изготавливаем новые пособия своими руками.

В данном случае кукла-образ «Лесовичек». Кукла-образ - это многофункциональное пособие, которое воспитатель может надеть на себя и перевоплотиться в любого героя. Кукла-образ помогает обучать детей разным видам деятельности, проявлять интерес, совершенствовать восприятие детей, концентрирует их внимание, память, речь. Занятия с куклой-образом проходят в форме игры.

Ожидаемый результат

Дети называют предыдущее и последующее число в пределах 10.Умеют определять состав числа, решать задачи. Знают месяцы года, последовательность дней недели. Выделяют группы предметов или фигур. Устанавливают взаимосвязь между частью и целым. Умеют располагать цвета по порядку в радуге. Умеют обобщать, делать выводы. Самостоятельно создают конструкции из разнообразных геометрических фигур.

Понимают эмоциональное состояние других детей, близких, проявляют сочувствие, готовность придти на помощь, сопереживают.

Активно владеют диалогической речью, соблюдают правила взаимодействия в парах. Понимают логику событий.



Конспект интегрированного занятия по математике

в подготовительной группе. Тема: «Число 7. Цифра 7»


Цель: Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7. Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей. Закрепить геометрические фигуры. Развивать связную и диалогическую речь: отвечать полным ответом, развивать логическое мышление, слуховое внимание, память, мелкую моторику. Воспитывать интонационную выразительность речи, навыки сотрудничества, доброжелательности. Учить писать фигуры на спине.

Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:
игровой (использование сюрпризных моментов), игра «Неделька, стройся», д/у « Соберем радугу», «Цветик – семицветик»; наглядный (использование иллюстраций); словесный (объяснение, напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей), ТСО.

Интеграция областей: коммуникация, чтение художественной литературы (загадки, стихи), физминутки.

Демонстрационный материал: Кукла - образ « Лесовичек», снежинки с заданиями, карточки с цифрами от 1 до 7, цветные полоски 7 штук (радуга), цветные лепестки 7 штук (цветик – семицветик), «вагончики», картинка «Снеговик», счетные палочки, набор плоскостных геометрических фигур, карточки с нарисованными геометрическими фигурами

Раздаточный материал: цветные палочки, карточки с днями недели.

Ход:

1.Организационный момент

Дети стоят около воспитателя.

Воспитатель: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте (слышится шум в приемной)

Воспитатель: Ой, кто это там шумит? Давайте посмотрим.

Воспитатель: Заходите к нам, кто вы?

« Лесовичек»: Меня зовут «Лесовичек», я живу в лесу. Здравствуйте!

Воспитатель: Что с тобой случилось?

(звучит музыка, воспитатель перевоплощается в куклу-образ «Лесовичек»)

«Лесовичек»: Я очень хотел попасть на Новогодний праздник в детский сад, но мне помешала Баба Яга. Она сказала, что даст мне билет на Новогодний праздник в детский сад, если я выполню семь ее заданий. А я не знаю, как это правильно сделать. Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: Ребята, поможем «Лесовичку» выполнить задания?

Дети: Да, поможем.

1. Решение задач.

«Лесовичек»: Конечно, ребята, надо помочь. Тогда в путь. Путь нам предстоит не лёгкий, придётся пройти испытания. Вы готовы?

Дети: Да!

«Лесовичек» : Тогда проверим, насколько вы внимательны, садитесь в кружок, для начала нужно решить задачки.

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

Дети: Двое.

«Лесовичек»: Сколько хвостов у двух слонов?

Дети: Два.

«Лесовичек»: Два мяча у Ани,

Два мяча у Вани.

Два мяча да два. Малыш!

Сколько их? Сообразишь?

Дети: Четыре.

«Лесовичек»: Сколько ушей у трех мышей?

Дети: Шесть. Потому, что у каждой мышки по два уха.

«Лесовичек»: У куклы пять нарядных платьев.

Какое нынче надевать ей?

Есть у меня для куклы шерсть.

Свяжу – и платьев будет…

Дети: Шесть.

«Лесовичек»: Молодцы, теперь я вижу, что вы с 1 заданием справились. Ну что, идем дальше (дети встают, идут за «Лесовичком»).

Ой, ребята, смотрите пенёк, а это что на пеньке?

Дети: Снежинка.

«Лесовичек»: Наверно, это наше второе задание. Надо посмотреть (открывает конверт, читает)

2.Вопросы и загадки

«Лесовичек»: Посмотрим, что это за задание? Ага, здесь вопросы и загадки. Ребята, давайте я буду вам читать вопросы, загадывать загадки, а вы будьте внимательными и отвечайте, хорошо?

Дети: Хорошо!

«Лесовичек»
: Годами равные,
Именами разные.

Что это за семь братьев? (неделя)

- Сколько дней в неделе?
Дети: 7.

3. Чтение стихов

«Лесовичек»: А стихи читать вы умеете?

1 ребенок: Что сказать о цифре семь?

Ты ведь знаешь дни недели,

Посчитай-ка, их живей!

Если в счете не собьешься-

Ровно семь получишь дней.

2 ребенок: Сколько дней в неделе?
Семь. Хорошо известно всем.
Друг за дружкою идут,
Всех по-разному зовут.

«Лесовичек»: Назовите седьмой день недели? (дети загибают пальцы)

Дети: 1- понедельник, 2-вторник, 3-среда, 4-четверг, 5-пятница, 6-суббота, 7-воскресенье.
Дети: воскресенье.
«Лесовичек»: Назовите седьмой месяц года?

Дети: 1- январь, 2-февраль, 3-март, 4- апрель, 5- май, 6- июнь, 7-июль.
Дети: Июль.
«Лесовичек»: Сколько цветов у радуги?

Дети: Семь.

Д/упражнение « Соберем радугу» (Цветик – семицветик)

Цель: уточнить знания о последовательности цветов спектра, их названии; активизировать память, воображение.

(каждый-красный, охотник - оранжевый, желает - желтый, знать-зеленый, где - голубой, сидит - синий, фазан – фиолетовый). По очереди, начиная с красного выложить дуги радуги.

Собрать в такой же последовательности цветик – семицветик, который вырос под радугой.

Слава выкладывает - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

«Лесовичек»: Сколько лепестков у цветика – семицветика?

Дети: 7.

«Лесовичек»: Кто хочет выложить лепестки под радугой? Иди Настя.
«Лесовичек»: Сколько основных нот в музыке?
Дети: 7.

«Лесовичек»: У Сашки в кармашке

Конфеты в бумажке.

Он дал по конфете

Свете и Пете,

Ирине, Галине,

Марине и Нине,

И сам съел конфету.

А больше нет.

Сколько было конфет?

Дети: 7.

Вот ребята вам задача.

На лесной опушке дача.

А на даче баба с дедом,

Папа с мамой, брат и я.

Посчитайте-ка, ребята,

Велика ль у нас семья,

Если есть еще сестренка

Несмышленая в пеленках.

Дети: 7.

«Лесовичек»: Молодцы, теперь я вижу, что вы и с этим заданием справились.

Ну что, идем дальше.

«Лесовичек»: Ой, ребята, смотрите, еще одна снежинка, а на ней следующее задание.

4. Знакомство с цифрой 7.

«Лесовичек» показывает новый значок для обозначения числа 7:

- На что похожа цифра 7? Ребята число 7 обозначается цифрой "7". А теперь, посмотрите, как пишется цифра 7. Чтобы написать цифру мы поднимем руки и образно пишем в воздухе. Сначала посмотрите, как я делаю, а затем повторим вместе (дети пишут цифру 7 в воздухе).

«Лесовичек»: Получается?

Дети: Да.«Лесовичек»: А давайте попробуем составить цифру 7 из палочек. Садитесь за стол. Из сколько палочек можно составить цифру 7?
Дети: Из трех. (Дети выкладывают цифру 7 из палочек).
« Лесовичек»: Ребята, а на что похожа цифра 7?
Дети: Коса, флаг.
«Лесовичек»: Цифра семь! Цифра семь!

Цифра легкая совсем!

Я косу принесу

И срисую ту косу!

(В.Бакалдин)

Вот семерка - кочерга,

У нее одна нога.

(С.Маршак)

5. Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

6. Состав числа «7»
(«Лесовичек» приглашает детей сесть за столы и предлагает пройти следующее испытание). Посмотрите внимательно на «паравозики». Сколько надо прибавить к 6, чтобы получилось 7?

Дети: к 6 +1 = 7

«Лесовичек»: Как получить 7, если есть уже 5?

Дети: к 5 +2 =7»

« Лесовичек»: Из каких еще чисел можно составить число 7?

Дети: к 4 + 3 = 7

«Лесовичек»: Вот мы и познакомились с числом 7.

7. Игра «Неделька, стройся»

« Лесовичек»: Предлагаю поиграть в игру «Неделька, стройся».

«Лесовичек» раздает детям таблички с названиями дней недели, вызывает семь детей, дает каждому по табличке. По команде «Неделька, стройся» дети должны быстро построиться по порядку, начиная с понедельника.

8.Снеговик из геометрических фигур

« Лесовичек»: Смотрите, еще одна снежинка лежит на столе (читает задание).

Сложить из разных геометрических фигур Снеговика и назвать эти фигуры. (Дети по очереди выкладывают Снеговика на столе, называя фигуру)

« Лесовичек»: Получился белый, гладкий,

Этот Снеговик – загадка.

Ты внимательно гляди,

Семь знакомых форм найди.

Дети называют:

1-​ Шляпа – цилиндр

2-​ Голова, туловище - круг

3-​ Морковка – конус

4-​ Лопата – квадрат

5-​ Ноги – овал

6-​ Елка – треугольники

7-​ Звезда – многоугольник

9. Физкультминутка

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком (произвольные движения),

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой) -

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

10. Малоподвижная игра « Угадай-ка»

«Лесовичек»: Предлагаю разбиться на пары: мальчик-девочка. ( На доске вывешиваются карточки с нарисованными геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, крест, ромб, змейка, овал, звезда).

Один из вас выбирает картинку, но не говорит какую. Кончиком пальца медленно и аккуратно рисует фигуру на спине сидящего на ковре ребенка. Тот встает, идет к картинке с фигурой, которая «нарисована» на спине, и пальцем обводит эту фигуру на рисунке. Затем пары меняются местами.

Воспитатель: Вот, видишь «Лесовичек», как наши дети справились с разными заданиями. Теперь, наверное, Баба Яга даст тебе билет на Новогодний праздник в детский сад.

11.Релаксация

«Лесовичек»: Молодцы, ребята! Большое вам спасибо! Вы хорошо поработали! Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вам понравилось?

С каким новым числом сегодня познакомились? С какой цифрой? Какие игры вам запомнились?

Я хочу подарить вам сказочную волшебную звезду. Она будет вам светить и принесет удачу в Новом году. До новых встреч, пока.

Дети: До свидания!

Литература

1.​ В.Волина «Праздник числа» Знание Москва.1994.

2.​ Программа «Школа 2100»

3.​ Методические рекомендации к программе «Школа 2100»

4.​ Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз - ступенька, два - ступенька…»Москва Баласс2005.

5.​ К. Фогель «Привет, ручки!» Генезис Москва 2010

6.​ К. Фогель «Привет, глазки!» Генезис Москва 2010

7.​ Система мониторинга Мир открытий Издательский дом «Цветной мир» Москва 2012

8.​ «Программа  воспитания и обучения в детском саду»
под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, М.С. Комаровой – Москва, «Мозаика-Синтез» 2005г.