Рабочая программа учителя – логопеда •Печать•

 

МКДОУ Рассветовский детский сад «Солнышко»

п. Рассвет, Красноярский край

b_150_100_16777215_0___images_stories_fruit_5959590.jpg

Рабочая программа

учителя – логопеда Ковальчук Татьяны Михайловны

Рассветовского детского сада «Солнышко»

на 2018-2019 учебный год

 

Содержание

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования .

1.1.2. Методы коррекционной работы.

1.1.3. Принципы, характеризующие результативность цели логопедической программы.

1.1.4. Значимые характеристики для реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования

1.1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы в соответствии с целевыми ориентирами освоения воспитанниками образовательной программы.

2. Содержательный раздел

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка.

2.2. Содержание и направления коррекционной работы.

2.3. Особенности организации работы по коррекции речи.

2.4. Интеграция образовательных областей в логопедической работе 2.5. Формирование артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика) 2.6. Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика).

2.7. Взаимодействие учителя- логопеда с участниками коррекционного процесса.

3. Организационный раздел:

3.1. Материально – техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса, методические средства обучения.

3.2. Особенности предметно - развивающей пространственной среды логопедического кабинета.

4. Приложение

5. Список литературы, использованной при разработке программы и рекомендованной к использованию.

 

1. Целевой раздел

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности учителя - логопеда Ковальчук Т.М., рассчитана на учебный год и предназначена для детей 5-7 лет, на основе:

- «Программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;

- «Программы логопедической работы по преодолению фонетика- фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;

- «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой;

- Основная образовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Рассветовского детского сада «Солнышко»;

- «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н.В. Нищевой.

Данная Рабочая Программа является нормативным документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса.

Нормативно-правовую основу для разработки адаптированной образовательной программы дошкольного образования составляют:

Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

" Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

 

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саде. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка. Интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом при обучении в массовой школе, а также его социализации.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Согласно нормативам «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПин», а также опыта функционирования дошкольных логопедических пунктов, показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования и организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые Сан Пинами. Продолжительность одного занятия от 15 до 25 минут.

1.1.1 Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования

Цель программы : – сформировать полноценную фонетическую систему языка, - развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза; - автоматизировать слуха - произносительные умения и навыки в различных ситуациях; - развивать связную речь;

Задачи процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие :

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие

слухового восприятия;

- обучению грамоте;

- формирование навыков учебной деятельности;

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ОУ и специалистами медицинских учреждений.

Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

1.1.2. Методы коррекционной работы.

Наглядные

- непосредственное наблюдение и его разновидности;

- опосредованное наблюдение(изобразительная наглядность);

- рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам.

Словесные

- чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.

- пересказ;

- обобщающая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал;

Практические

- дидактические игры и упражнения;

- игры- драматизации и инсценировки;

- хороводные игры и элементы логоритмики.

1.1.3. Принципы, характеризующие результативность цели логопедической программы:

принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.

принцип единства отражает целостность процесса оказания помощи.

деятельностный принцип определяет тактику проведения логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.

принцип возрастания сложности заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.

учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.

принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.

учет эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.

принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).

принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.

В работе используются

- практические (упражнения и дидактические игры),

- наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты) и

- словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы)

- методы.

Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения детей, результатов Программы. Осуществляется путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи и др.

Заключение.

Данная программа доступна к применению на логопедическом пункте. С ее помощью у детей сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьется фонематическое восприятие, навыки звука – слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя-логопеда. Основную нагрузку несет индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2-3 раза в неделю с каждым ребенком.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительность 20-25 минут.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизиологическими особенностями детей.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Положительная динамика в речи детей, в овладении основами эффективного общения, в развитии коммуникативно-риторических умений.

Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.

Программа составлена с учетом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми.

1.1.4. Значимые характеристики для реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования

Характеристика речи детей с нарушенным звукопроизношением.

Состояние звукопроизношения характеризуется следующими особенностями: искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормальным звукопроизношением. Хотя при этом восприятие не страдает. Причина – несформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения. При фонетических нарушениях уделяют внимание артикуляционному аппарату, мелкой и общей моторики.

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близкими по артикуляции, создавая условия для смещения соответствующих фонем, осложняется при обучении грамоте. При смещении звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен.

Характерно: неустойчивое внимание, отвлекается, низкая познавательная активность. Они хуже, чем у нормально говорящих детей, запоминают речевой материал, задания выполняют с ошибками.

Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с нарушениями речи являются необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению письма и чтения.

Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ОНР

ОНР - это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Это обусловлено тем, что в процессе онтогенеза все компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-то одного компонента вызывает недоразвитие других компонентов речевой системы.

Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного обучения. Поэтому разговорная речь детей с данными речевыми нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо, вообще, полностью отсутствует.

Все указанные отклонения в развитии речи самостоятельно не преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит овладение фонематическими и лексико-грамматическими закономерностями языка, обучение речи как средству общения и обобщения.

Выделение ОНР - это выделение определенного симптомокомплекса. Данная группа является сложной нозологии и механизмам. Существуют различные категории детей: дети с моторной и сенсорной алалией; дети с задержкой речевого развития как симптом задержки психического развития; дети с дизартрией; дети с задержкой речевого развития невыраженной этиологии.

Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Левина Р.Е. выделила три уровня общего недоразвития речи:

1. ОНР 1 уровня;

2. ОНР 2 уровня;

3. ОНР 3 уровня.

Общее недоразвитие речи I уровня

Наблюдается почти полное отсутствие вербальных средств общения. Дети четырех- пятилетнего возраста имеют очень скудный словарный запас, который включает не более 20 слов. Ребенок использует либо слова - звукоподражания («би-би»), либо лепетные слова (фрагменты полного развернутого слова, например, «уту» вместо «петух»). Эти звуковые компоненты сопровождаются мимикой и большим количеством жестов. Также много слов диффузного значения: одно слово имеет много значений (например, «лапа» - это все то, с помощью чего передвигаются: и ноги, и колеса, и лапы). За словом не закреплено конкретное значение. Иногда один и тот же предмет называется различными словами. Ребенок меняет одно слово другим (например, действие заменяет названием предмета, «кров» (кровать) вместо «спать»). Очень грубо искажена звуковая структура слов, воспроизводится, как правило, односложная структура, реже двусложная.

Фонематические восприятия, анализ и синтез отсутствуют. Фонетическая сторона речи тоже грубо нарушена, звукопроизношение смазанное. На этом уровне речевого развития трудно определить, какой звук произносит ребенок. Пассивный словарь шире активного, но понимание речи все, же ограничено ситуацией. Грамматический строй речи практически не сформирован. Словоизменение и словообразование отсутствует. Появляется фраза, но в ней нет точной связи между словами, нет грамматического оформления, связь

отсутствует в виде просодики и интонации, т.е. фразовая речь либо полностью отсутствует на первом уровне ОНР, либо характеризуется фрагментарностью.

Общее недоразвитие речи II уровня

На втором уровне речевые возможности ребенка значительно возрастают. У детей имеется довольно большой словарный запас. В речи преобладают существительные, мало глаголов, и еще меньше прилагательных. Очень много в речи детей наблюдается вербальных ошибок (например, «стрекает» вместо «чистит», «стирает», «моет»), особенно глагольных. Много смешений, наблюдается неточность значений слов. В речи ребенка много аморфных глаголов («делает», «идет», «стоит» и т.п.). Ребенок использует фразовую речь. Появляются распространенные предложения. С точки зрения количества слов предложения довольно объемные, но грамматически фраза оформлена неправильно. Не все формы дифференцируются правильно. Ребенок неправильно употребляет падежные беспредложные формы (неправильное согласование существительных и прилагательных в среднем роде, особенно в косвенных падежах). Предложно-падежные конструкции воспроизводятся неправильно. Например: « Я была лелька », вместо «Я была на елке». В целом, предлоги и союзы используются редко. Для детей со 2-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя речи. Наблюдается большое количество аграмматизмов при употреблении существительных, глаголов; прилагательные употребляются крайне редко, т.к. они носят отвлеченный характер. У детей усвоены только простые формы словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Его практически нет, кроме уменьшительно-ласкательных форм. У детей со 2-ым уровнем речевого недоразвития синтаксически предложения значительно лучше сформированы, чем у детей с 1 уровнем ОНР. Понимание речи значительно улучшается. Ребенок дифференцирует многие акустически близкие слова, но не все. Фонематическая сторона речи нарушена, ребенок не может выделить звук на фоне слова. Звукослоговая структура слов более развернута (ребенок воспроизводит два-три слова). Но наблюдается грубое искажение многосложных слов, особенно слогов со стечением. Слова воспроизводятся вариативно (например, «ада» вместо «звезда»). Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Правильно произносятся гласные и простые по артикуляции звуки. Как правило, наблюдаются стечения и замены. Замены характеризуют задержку фонетического развития ребенка.

Таким образом, у детей с ОНР 2 уровня наблюдаются морфологические и синтаксические аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи остается неполным, т.к. многие грамматические формы различаются недостаточно.

Общее недоразвитие речи III уровня

Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится развернутой, отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звукослоговой структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Есть неточности употребления многих слов, вербальные парафазии. Имеется несформированность семантических полей. В активном словаре присутствуют существительные, глаголы, но мало прилагательных, сложных предлогов и союзов, но они все-таки уже имеются. В активной речи используются преимущественно простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при употреблении сложноподчиненных предложений. Наблюдается недостаточная сформированности и неточная дифференциация форм словоизменения и словообразования. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые поздно появляются в онтогенезе. Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях. Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза. Выражены нарушения в овладении чтением и письмом. Таким образом, на третьем уровне ОНР наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и ОНР III уровня речевого развития.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающимися тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процесса восприятия звуков речи.

К НВ ОНР отнесены дети с остаточными явлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция.

Незавершенность формирования звука - слоговой структуры, смещение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей незавершен.

Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР и ОНР III уровня речевого развития строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФНР и ОНР III уровня речевого развития), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцировано оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

 

1.1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы в соответствии с целевыми ориентирами освоения воспитанниками образовательной программы.

Результативность.

дети имеют:

- понимать обращенную речь;

- не могут фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- несовершенно фонематическое восприятие;

 

Планируемые результаты логопедической работы (ожидаемые):

Дети должны уметь:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- четко дифференцировать все изучаемые звуки;

- участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировать и отвечать на вопросы);

- свободно пользоваться речью для установления контакта, поддерживания и завершения разговора;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук» на практическом уровне;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, драматизации небольших литературных произведений, составлять по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы, чтении стихов;

- называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; - уметь делить предложения на слова и составлять из слов (2-4 );

- понимать словообразовательную роль фонемы;

- использовать слова различных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально- оценочной лексикой и выразительными средствами языка.

2. Содержательный раздел

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями

развития ребенка.

Сроки и реализация программы: Октябрь – сентябрь (1.10.18 – 25.09.19)

Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов образовательной деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную, допрофессиональную.

Представлен обобщенный вариант индивидуальной коррекционной работы с ребенком, включающий:

- индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на полгода;

- артикуляционную гимнастику;

- гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук;

- работа с семьями детей по коррекции образовательной программы;

- работа с воспитателями и педагогами.

Решение задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и деятельности детей.

Коррекционная работа состоит из серии специальных организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Наполняемость подгрупп и периодичность логопедических занятий с детьми

Наполняемость подгруппы

Количество подгрупповых занятий

Количество индивидуальных логопедических занятий

2-3 человека

1 занятие в неделю

2 занятие по 15-20 минут

Объем работы занятий (индивидуальные и подгрупповые) по звукопроизношению по усмотрению логопеда.

Из расчета 3 занятия в неделю. Обязательным элементом каждого занятия являются артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Занятия проводятся как индивидуальные, так и подгрупповые.
Такая форма организации занятий позволяет логопеду уделить каждому воспитаннику максимальное внимание, помочь при затруднениях. Методики обучения развивающие.
Образовательная нагрузка рассчитана на 1 год, без учета новогодних каникул и трехлетних месяцев.
Форма работы (организации) – подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру степени выраженности речевые нарушения, периодичность занятий 2 раза в неделю, 20 минут для детей подготовительного возраста, 15 минут для детей старшего возраста.
Продолжительность занятий с детьми: ОНР Ⅱ – IV уровней развития – 1-2 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.
Индивидуальные занятия. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. ФН – 1 раза в неделю; ФФН – 1 раза в неделю; ОНР III – IV уровня развития – 2-3 раза в неделю.
Занятия с детьми проводятся в первой половине дня.

2.2 Содержание и направления коррекционной работы.
Так как на логопункте зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

- Коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

- Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

Общее недоразвитие речи

-Пополнение словаря

-Совершенствование грамматического строя

-Совершенствование связной речи

-Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

 

План коррекционно-развивающей работы.

Месяц, недели

Тема

Октябрь

Звук С

Подготовка к постановке звука С.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Октябрь

Звук С

Постановка и начало автоматизации звука С.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Ноябрь

Звуки С’, Ц, З, З’

Декабрь

Звуки Ш, Л

Постановка и автоматизация звуков Ш,Л.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Январь

Звуки Ж, Р

Постановка и автоматизация звуков Ж, Р.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

 

Февраль

Звуки Р’, Ч

Постановка и автоматизация звуков Р’, Ч.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

 

Март

Звук Щ

Постановка и автоматизация звука Щ.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Апрель

Закрепления правильного звукопроизношения в стихах русских поэтов. Закрепление правильного звукопроизношения в сказках и рассказах. Закрепление правильного звукопроизношения в свободной речи

 

Направления коррекционно-развивающей работы.

Направления коррекционно-развивающей работы.
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их особенностей в предложении;
- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- восприятия умения правильно составлять простое и сложное распространенное предложение;
употреблять различные конструкции предложений в самостоятельной связной речи:
- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранении специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др.

На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятия дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонематических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что готовят они детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях в группе. На логопункте фронтальные занятия по программе не предусмотрены.
Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения на учебный год.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.
Проводится ежедневно до 1 июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются развлечения игры.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
Подготовительный этап
Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе.
Основные направления на данном этапе:
- формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
- развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой гимнастики;
- укрепление физического здоровья, консультации врачей, лечение.
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени. Направления логопедической работы в подгруппах:
- развитие фонетико-фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
- закрепление навыков звукопроизношения (реализация этапов автоматизации и дифференциации звуков речи);
- совершенствование общей координации речи с движением и мелкой моторики пальцев рук;
- обучение грамоте

2.3. Особенности организации работы по коррекции речи.
Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. Во всех случаях нарушения речи имеются нарушения артикуляционной моторики. Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук.
Звукопроизношение характеризуется нарушением нескольких групп звуков, как минимум:
- пяти свистящих С, З, Ц, С', З' (межзубное – боковые);
- четыре шипящих Ш, Ж, Ч, Щ (межзубное – боковые);
- сонорные Р, Р' (горловые или боковые);
- сонорный Л (носовой или двугубый W).
Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звукослоговая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются некоторые незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии.
Виды коррекционной работы на данном этапе следующие.
Постановка звуков в такой последовательности:
- свистящие С, З, Ц, С’, З’;
- шипящий Ш;
- сонорный Л;
- шипящий Ж;
- сонорные Р, Р';
- шипящие Ч, Щ.
Способ постановки смешанный.
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
- для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
- для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально до выработки устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно.
Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе (2-3 человека).
- С, З, Ш, Ж, С', З', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных. Примечание: звонкие согласные З, Ж, З' не автоматизируются в обратных слогах.
- Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.
- Р, Р' можно начинать автоматизировать с повторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки. Стишки с данным словом.
Дифференциация звуков:
- С – З, С – С’, С – Ц, С – Ш;
- Ж – З, Ж – Ш;
- Ч – С', Ч – Т’, Ч – Щ;
- Щ – С', Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш;
- Р – Л, Р – Р', Р’ – Л’, Р’ – Й, Л' – Л;
Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в игре, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
Систематические упражнения на развитие внимания, памяти,
мышления на отработанном в произношении материале.
Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.
Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения.
Нормализация просодической стороны речи.
Обучение рассказыванию.
Направления логопедической работы.

На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:
Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).
Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).
Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).
Постановка звуков разными способами.
Автоматизация звуков в речи.
Дифференциация звуков в речи.
Закрепление знаний, полученных детьми на подгрупповых логопедических занятиях.

План индивидуальных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения.
Подготовительные упражнения.
Постановка звуков.
Автоматизация навыков произношения звуков в слогах.
Автоматизация навыков произношения звуков в словах.
Автоматизация навыков произношения звуков в словосочетаниях и предложениях.
Автоматизация навыков произношения звуков в связной речи.

2.4.Интеграция образовательных областей в логопедической работе

Образовательная область

Задачи

Вид деятельности

Физическая культура

Развивать координированность и точность действий.

- пальчиковая гимнастика

- речь с движением

- физкультминутки

Здоровье

Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.

- беседа

 

Коммуникация

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «озвучивать» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

- игровые ситуации

- мини инсценировки

 

Чтение детям художественной литературы

Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанным, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному.

Учить, выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках.

- автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах

Познание

Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.

- составление описательных рассказов

- автоматизация поставленных звуков в словах

- дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия

- игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами

- пальчиковая гимнастика

 

Музыка

Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок.

- дидактические игры и упражнения

Художественное творчество

Развивать графомоторные навыки.

- штриховка

Социализация

Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки.

- настольно-печатные дидактические игры

- театрализованные игры

- автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи

Труд

Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых. Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте.

- беседа

-автоматизация поставленных звуков в связной речи

- поручения

Безопасность

Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами.

- игры с мелкими предметами

- автоматизация звуков в связной речи (пересказ или составление рассказов)

- беседа

 

2.5. Формирование артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика)

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями.
Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивидуально.
Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным названием артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно со всей группой или небольшими подгруппами.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:
- в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий ;
- в детском саду с воспитателями и самостоятельно под руководством дежурного ребенка;
- с родителями дома.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отработанных с логопедом упражнений.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
7. Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, по музыку, с хлопками и т.д.

Тематический план индивидуальной

(подгрупповой) работы

Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики.

 

Этапы работы, тема

Сроки

№ и количество занятий

Содержание работы (примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики)

1.Упражнения для челюстей

Ежедневно для каждого занятия

Занятие №1.

1Занятие

Упражнение для челюстей (упражнения №1-№5)

2.Упражнения для губ

Ежедневно для каждого занятия

Занятие №2.

1 занятие

Упражнения для губ (упражнения №6-№12«Улыбка», «Трубочка» или «Хоботок»

3.Упражнения для языка

Ежедневно для каждого занятия

Занятие №3.

1 занятие

Упражнения для языка (упражнения №13-№23

«Болтушка», «Часики», «Качели», «Лошадки», «Лопатка», «Иголочка», «Желобок» («Трубочка»), «Чашечка» («Ковшик»), «Грибок»

 

2.6.  Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика).

Исследователями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшение артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Используют следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук.
Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками, потешками.
Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика.
Игры и действия с игрушками и предметами:
- раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д.,
- нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.
Изобразительную деятельность:
- лепку из пластилина ,
- раскрашивание картинок,
- обведение контуров,
- штриховку,
- рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем и т.д.),
- разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д.
Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома:
-упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;
- игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;
- пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной гимнастикой воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.

Тематический план индивидуальной (подгрупповой) работы

Упражнения для пальчиковой гимнастики (выполняются сидя или стоя).

Этапы работы, тема

Сроки

№ и количество занятий

Содержание работы (упражнения)

1.Упражнения для пальчиковой гимнастики

Ежедневно

Занятие

1 занятие

Упражнения

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Замок», «Солнечные лучи», «Цветок», «Фонарики»

2.Упражнения для пальчиковой гимнастики

Ежедневно

Занятие

1 занятие

Упражнения

«Бегают человечки», «Футбол»

3.Самомассаж кистей и пальцев рук

Ежедневно

Занятие

1 занятие

Упражнения

 

2.7. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса

 

b_150_100_16777215_0___images_stories_fruit_1.png

 

Взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в кор-рекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педа¬гогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физиче¬ской культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние ча¬сы, а также во время непосредственной образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно за¬крепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в рабо-те взрослых участников образовательного процесса:
Психолог:
психодиагностика;
выявление компенсаторных возможностей;
тренинговые упражнения.
Логопед:
диагностика, постановка и автоматизация звуков;
индивидуальные коррекционные занятия;
экскурсии, наблюдения;
комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);
игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
подвижные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
игры на развитие пространственной ориентации;
упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
игры, упражнения на восприятие цвета и формы.
развитие фонематического слуха;
речевое и языковое развитие.
Родители:
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
- контроль над выполнением домашних заданий;
- контроль над правильным произношением ребенка;
- выполнение рекомендаций всех специалистов;
- закрепление навыков и расширение знаний.
Музыкальный руководитель:
элементы логоритмики;
постановка диафрагмально-речевого дыхания;
развитие координации движений;
музыкотерапия;
развитие общей и мелкой моторики.
Воспитатель:
автоматизация звуков;
развитие фонематического слуха;
расширение словаря;
развитие связной речи.
Инструктор по физической культуре:
развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;
интеграция речевой и двигательной функции;
развитие основных видов движения.

Взаимодействие с родителями (или законными представителями).
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицами их заменяющими) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу предназначенную, для занятий с ребенком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Программа предусматривает:
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саде (открытые занятия, обучающие занятия-практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);
- помощь ребенку в выполнении заданий, в оформлении логопедической
тетради, дидактического материала для занятий дома;
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка, систематические занятия с ребенком дома по закреплению изучаемого на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребенка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
В работе с детьми опираемся на методические подходы, развивающего обучения:
- необычное начало занятия;
- присутствие на занятии «духа открытия»;
- удержание взрослым паузы для «включения мыслительных процессов детей»;
- предусмотреть при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей;
- не оставление без внимания ни одного ответа;
- развитие речи в любых формах деятельности;
- учет возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
- обучение видению многовариативности выполнения задания;
- поддержка у детей ощущения успешности.

Работа с родителями

№ п/п

Направление работы

Сроки проведения

1

2

3

4

5

 

6

7

Индивидуальные консультации.

Родительские собрания.

Открытые занятия.

Обучающие занятия-практикумы.

Проведение логопедического обследования по запросу в присутствии родителей.

Заполнение индивидуальных тетрадей.

Листовки, папки-передвижки, оформление логопедического уголка для родителей

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

 

В течение года

В течение года

Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель- логопед постоянно обновляют стенд «Советы логопеда» в коридоре ДОУ, где собраны различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная логопедическая работа будет не полной и не достаточно эффективной. Поэтому интеграция детского сада и семьи- одно из основных условий работы учителя- логопеда на логопедическом пункте ДОУ.

Формы и средства организации образовательной деятельности.
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Обследование проводится по методики диагностики Нищевой Н.В., которая создала для этой цели альбом для логопеда. За основу проведения коррекционных занятий взято методическое пособие Коваленко.
3.Организационный раздел
Организация предметно-пространственной развивающей среды Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения. В кабинете используются дидактические игры для развития фонематического восприятия, дидактические пособия артикуляционной и пальчиковой гимнастики, наглядные пособия, речевые профили базовых звуков, дидактические игрушки и т.д.
Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.
Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)
Логопедический альбом для обследования речи Нищевой Н.В.
Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
«Алгоритмы» составления описательных рассказов.
Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.
Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.
Предметные картинки по лексическим темам.
Игры для совершенствования грамматического строя речи.
Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.
Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического восприятия.
Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).

Материально-техническое обеспечение адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
Оснащение логопедического кабинета
Настенное зеркало; индивидуальные зеркала.
Столы для детей.
Стулья детские.
Стол для логопеда.
Стул для взрослого.
Магнитная доска.
Мольберт.
Дополнительное освещение у зеркала
Полки для книг
Шкафы для игрушек, раздаточного и дидактического материала
Логопедический кабинет оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.

3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Методическое обеспечение для проведения логопедического обследования:

Обследование звукопроизношения;
Обследование понимания речи;
Обследование связной речи;
Обследование грамматического строя речи;
Обследование состояния словарного запаса;
Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
Обследование слоговой структуры слова;
Счетный материал для обследования;
Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;
Картинки и тексты
Для формирования правильного звукопроизношения:
Артикуляционные упражнения (карточки);
Профили звуков;
Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;
Пособия для работы над речевым дыханием;
Предметные картинки на все изучаемые звуки;
Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.
Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
Цветные фишки для звукобуквенного анализа;
Предметные картинки на дифференциацию звуков;
Тексты на дифференциацию звуков
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:
Предметные картинки
Ягоды;
Головные уборы;
Мебель;
Птицы;
Растения;
Обувь;
Продукты;
Грибы;
Одежда;
Посуда;
Игрушки;
Насекомые;
Профессии;
Деревья;
Животные и их детеныши;
Инструменты;
Времена года;
Овощи
Фрукты
Хлеб
Предметные картинки на подбор антонимов;
Предметные картинки на подбор синонимов;
Многозначные слова;
Предметные картинки «один- много»;
Схемы предлогов;
Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами;
Пособия на согласование слов;
Деформированные тексты и др.
Для развития связной речи:
Серии сюжетных картинок;
Сюжетные картинки;
Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов;
Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов
Дидактические игры по каждому разделу пополняются в течение года.

3.2. Особенности предметно -развивающей пространственной среды логопедического кабинета.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя- логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:
экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с пеком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно- пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии; позволяет ребёнку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердится в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно – развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его непосредственным руководством.
Развивающая предметно- пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и не регламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.
Обстановка, созданная в кабинете учителя- логопеда уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность - одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

1.Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
Она предоставлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы:
- материалы по обследованию речи детей;
- учебно- методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;
- учебно- методические планы и другая документация учителя- логопеда;
2. Информационная зона для педагогов и родителей:
- она расположена на стендах (планшетах) : в коридоре, в приемной группы, и логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.
3. Зона индивидуальной коррекции речи :
- здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеются изображения основных артикуляционных упражнений и звуковых профилей.
4. Зона подгрупповых занятий:
- эта зона оборудована детским столом, магнитными азбуками.

Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является

наличие основной документации:
Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.
Журнал обследования речи детей посещающих дошкольное образовательное учреждение (с 5 до 7 лет).
Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи.
Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижениями раз в полгода, с указаниями даты ввода и окончания занятий.
Годовой план работы учителя- логопеда ДОУ.
Рабочая программа учителя- логопеда ДОУ со всеми видами планирования.
Тетради – дневники для методических рекомендаций родителями по организации занятий с детьми в домашних условиях.
Циклограмма работы учителя- логопеда, утвержденная руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованная с администрацией учреждения.
Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.
Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).
Ежедневное планирование работы учителя- логопеда (планирование индивидуальной работы).
4. Приложение:
Приложение №1.Календарно- тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с детьми ОНР Ⅲ , 6-7 лет 2018-2019 у.г .
Приложение №2. Перспективный план работы индивидуальных и подгрупповых занятий ОНР Ⅲ уровня (6-7лет).

Приложение №3. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с детьми ОНР Ⅲ , 5-6 лет 2018-2019 у.г ;
Приложение № 4.Перспективный план работы индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми ОНР Ⅲ уровня (5-6 лет)
Приложение №5.
Перспективный план работы индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с детьми ОНР Ⅱ (5-7 лет).

5. Список литературы, использованной при разработке программы и рекомендованной к использованию.

1. Белов, Н.В. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство /Н.В. Белов. – Минск: Харвест, 2011. – 320 с.
2. Бочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». – 128 с.
3. Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.
4. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
5. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2012. – 120 с.
6. Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с.
7. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.
8. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.
9. Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
10. Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).
11. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.
12. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.
13. Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия / Л.Г. Парамонова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 464 с.: ил. – (Домашний логопед).
14. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.
15. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. – Изд. 10-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 287 с. – (Библиотека логопеда).
16. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.
17. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.