«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АСТРОНОМИЯ» •PDF• •Печать•

 

b_150_100_16777215_0___images_stories_71194.jpg

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 19 ОСП « Антошка» г. Батайска

 

г. Батайск, Ростовская область

 

 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

в подготовительной группе детского сада.

Тема: «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АСТРОНОМИЯ»

 

Составила: Паршина Оксана Константиновна,

Воспитатель высшей квалификационной категории.

 

 

Цель: Формирование у детей первичных представлений

о планетах  Солнечной системы и созвездии «Большой медведицы».

Задачи:

- Систематизировать и закреплять знания детей о космосе и планетах Солнечной системы.

- познакомить с символикой некоторых созвездий; обучить умению соотносить схематическое изображение предмета с художественным

- Формировать первичные представления о звёздах и созвездиях.

- Развитие познавательных интересов, через экспериментирование и моделирование.

-развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, учить анализировать информацию и делать выводы.

-Развивать речевую функцию (расширять и активизировать словарь;

-воспитывать умение слушать педагога и других детей.

 

Ход занятия.

- Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы полететь в Космос? Тогда давайте поиграем в астрономию? А что такое астрономия? Астрономией называют науку, которая изучает все, что находится во Вселенной. Астрономические наблюдения проводят в обсерваториях. Обсерваторией называют специальное место или сооружение, где установлены приборы, с помощью которых учёные изучают звёзды, планеты и другие космические тела.

-А вы знаете, откуда произошло это интересное слово - астрономия? (от слова “астра”). -Кто знает, что это такое? (Цветы). -Правильно! Каждый цветок похож на звезду. “Астра” на древнем языке как раз и означает “звезда”. Вот откуда произошло слово астроном. Во-время нашей игры мы будем астрономами. Узнаем много интересного о звездах и планетах. А начнем мы свое путешествие со звезды, но не простой, а самой близкой к Земле. Кто догадался, про какую звезду я говорю? (Солнце).

Задания на ИД.

ЗАДАНИЕ 1(Дети запоминают последовательность расположения планет в солнечной системе, а нажав на картинку могут услышать их «голос» ).

-Солнце - это громадный шар из раскаленных газов, который излучает очень много тепла. Давайте представим себя теплым, красивым солнышком и подарим друг другу улыбку, доброту, радость, тепло (дети в кругу). Мы посылаем друг другу энергию и получаем еще больший заряд. Всем спасибо! Путешествие нам предстоит долгое. Солнце не одиноко. У него есть дети и внуки. Дети - планеты, а внуки - спутники планет. Вся огромная семья Солнца называется Солнечная система. В семье Солнца всегда порядок. Все планеты кружатся по своим орбитам вокруг Солнца.

В пространстве космическом воздуха нет

И кружат там восемь различных планет.

А Солнце — звезда в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

И первая планета... (Меркурий).

Он первый от Солнца,

С него и начнем.

Нет атмосферы

И жизни на нем.

Громадное Солнце

Палит без помех.

Явились бы люди -

Сожгло бы их всех!

Меркурий называют планетой жары и холода. Потому что он все время повернут к Солнцу одним боком и там всегда день, а на другой половине - холод и ночь.

-Мы приближаемся к следующей планете. Это ... (Венера).

А я, друзья мои,

Закутанная дама -

Красавица Венера,

Капризна и упряма.

Чудовищной жарой

Встречаю смельчаков,

И брызжу серной кислотой

Из плотных облаков.

Венеру называют утренней звездой? Венеру видно с Земли рано-рано утром и она кажется серебристым блестящим шаром.

Мерцает по курсу ракеты Земля!

На ней мы живем. И, как видно, не зря!

Планета Земля — родимый наш дом.

Но много ли, дети, мы знаем о нем?

Мы ей благодарны, что можем дышать

И много проблем с нею можем решать.

Слайд Озоновый слой, без всяких сомнений,

Нас защищает от плохих излучений.

Озоновый слой, без всяких сомнений,

Нас защищает от плохих излучений.

Земля несравненная! Чудо природы!

Ее населяют зверье и народы.

Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,

Плохо ее защищаем пока.

Чтоб жизнь на планете родной сохранить,

Надо стараться ее не грязнить!

Землю сравнивают с воздушным шариком? Земля имеет форму шара. Почему на Земле возможна жизнь? (Есть вода, кислород, тепло).

А это что за планета?

Марс:

Пустыня красного песка,

Колючий вихрь издалека...

Мы убеждаемся с тоской,

Что нет там жизни никакой.

На планете Марс и Земля схожи условия .Есть кислород, зима и лето.

Юпитер:

Юпитер огромен,

Он всех перерос

И вертится,

Словно ужаленный пес.

Захочешь на нем “приземлиться” -

Там не на что

Даже садиться!

На Юпитер нельзя приземлиться (Юпитер состоит из густого газа).

Сатурн:

Сатурн непременно

Узнаешь в лицо:

Его окружает большое кольцо.

Колечко Сатурна — загадка природы —

Серебряный свет восхищает народы.

А это кусочки, покрытые льдом,

И всевозможных размеров при том.

А ширина у кольца — боже мой!

Может катиться наш шарик Земной!

 

Опять неудача, и снова в полет!

К холодным мирам наш летит звездолет.

-Мы продолжаем наше путешествие и следующая планета - Уран.

Уран:

Уран – голубая

Метановой дымкой одета.

Она при вращении

Свалилась на бок.

И где ее запад?

Где юг и восток?

-За Ураном следует... (Нептун).

Нептун:

Последний из этих

Гигантских шаров -

Нептун в синей шубе

Своих облаков.

Весь плотно в прозрачные

Льдины одет.

Сквозь лед в глубину

Пробирается свет.

-У Сатурна, Урана и Нептуна много спутников. Их так много, что они похожи на кольца, состоящие из камней и космической пыли.

-Что общего у всех планет? (Все планеты имеют форму шара; движутся по орбитам вокруг Солнца).

-Все планеты такие похожие и такие разные, но все удивительные и красивые.

ПРОГОВАРИВАЕМ СЧИТАЛКУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ.

Меркурий - раз,

Венера – два,

Три –Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун.

Задание 2 «Поставь планету на свою орбиту.

Закрепление знаний детей о структуре солнечной системы. Задание дает представления о сравнительной величине планет.

ЗАДАНИЕ 3 «Горячие области».

В темную безоблачную ночь небо усеяно звездами. Звездное небо всегда притягивает к себе взоры людей. Это очень прекрасное и загадочное зрелище.

Некоторые люди пытались далекие звезды. Раньше их называли звездочетами,

Теперь – астрономами. Для наблюдения за звездами звездочеты использовали подзорную трубу. Сегодня астрономы смотрят на звезды в телескоп.

А что вы видите в воображаемые телескопы?

Дети перечисляют названия объектов, изображенных на экране:

«Я вижу ракету», «Я вижу спутник», «Я вижу космонавта». И т.д.

Чтобы начать игру, посмотрим карточки.  Выберите картинку, которая вам понравилась. А теперь отгадайте, где должна находиться карточка? На какой вопрос она отвечает: «КТО?» или «ЧТО?».

Дети по очереди распределяют карточки между двумя областями. Выполняют классификацию по принципу «одушевленный-неодушевленный».

Задание 4«Называй и считай»

( дети учатся согласовывать прилагательное с существительным, числительные с существительным.)

А теперь посчитаем…

Один смелый космонавт.

Два смелых космонавта.

Пять смелых космонавтов.

( космическая ракета).

Задание 5. «ПОСТАВЬ по ПОРЯДКУ»

Дети располагают карточки в соотношение количества предметов с цифрой. Выстраивают числовой ряд, в пределах пяти.

1          один смелый космонавт

2          две яркие кометы

3          три яркие звезды

4          четыре русских спутника

5          пять космических планет

6          шесть далеких планет

3адание 6. «МНОЖЕСТВО ОТВЕТОВ»

Позволяет оценить насколько эффективно усвоен материал, уточнить наиболее сложные моменты.

А теперь ответьте на вопросы:

*Какая планета самая большая?

*Какая планета имеет кольца?

*Назовите планету красного цвета?

*Какую планету называют утренней звездой?

Игра “Солнце и планеты”.

Воспитатель предлагает детям смоделировать движение Солнечной системы.

-Занимайте, планеты, свои орбиты. (Дети встают на свои места, ориентир - Звезда Солнце, прикрепленная к полу). Воспитатель предлагает детям смоделировать движение Солнечной системы.

Пошел отсчет: 10, 9, 8 ... (дети считают в обратном порядке).

-Пуск! (Дети -“планеты” начинают движение под космическую музыку).

Светом Солнца обогреты,

Тесно связанные с ним,

Мирно кружатся планеты

По орбитам по своим.

Пошел отсчет: 1,2, 3... 10. Стоп!

-Какое красивое зрелище! Но в мире космоса еще много загадок. Хотите их разгадать? . Мы полетим к далеким звездам.

Смотрите, как красиво они мерцают и манят нас.

Картинка звёздное небо

-Люди с древних времен любовались звездным небом и условно разделили небо на районы, а звезды на группы - созвездия. В созвездии могло быть 7, 10 и больше звезд. Самые заметные, самые яркие звезды в каждой группе соединили воображаемыми линиями, а потом смотрели: на что похож рисунок? Кого он напоминает: зверя, птицу, человека или предмет?

Картинка созвездие Большой Медведицы )

Мы с вами в созвездии Большой Медведицы. В одной сказке говорится, что могущественная злая волшебница превратила красивую девушку по имени Каллисто в медведицу. Она долго бродила по лесам, пока однажды ее не встретил сын. Он не узнал в медведице свою мать и хотел убить ее, но бог Зевс унес Каллисто на небо и превратил в созвездие Большой Медведицы.

Вот это самые яркие звезды в созвездии (воспитатель показывает указкой). Их как будто соединили линиями. На что похоже? Древние люди считали, что эти звезды похожи на ковш, а если соединить все звезды, то очень похоже на медведицу.

Вспоминаем, как называются учёные, наблюдающие за звёздным небом - Астрономы (ранее Звездочёты), наука-Астрономия. Дети выполняют задание на местах: соединить линией точки с цифрами от 1 до 7.Что получится? (созвездие Большая медведица).

На небе живут и другие животные. Есть созвездие Льва, , Лебедя, , Рыбы, . Целый небесный зоопарк!

-А хотите еще услышать интересные сказки? ( – созвездие Андромеды).

-В далёкой стране жили царь и царица. У них была прекрасная дочь - Андромеда. Вот это созвездие. Царица очень гордилась своей дочерью и говорила, что она самая прекрасная. Морские красавицы услышали об этом и обиделись. Они попросили своего отца -властелина морей - приковать красавицу Андромеду цепями к скале и отдать на съедение страшному морскому чудищу (показывает указкой). Посмотрите, как будто и правда девушка прикована к скале. Чудовище уже собиралось съесть несчастную девушку, но в это время появился непобедимый герой Персей.

- Он разрубил мечом цепи и спас Андромеду. Посмотрите, какой он отважный. А в руке огромный острый меч. Понравились вам сказки?

Встаньте возле стульчиков.

Сейчас наш астролет входит в пространство Вселенной. Вдох - выдох. (3 раза)

Крепко - крепко сожмите в руках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали... Вдох - выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль набрал высоту. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох выдох (3 раза). Хорошо! Мы не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох - выдох (2 раза). Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Мы протягиваем им руки и чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой. Открыли глаза, встали. Мы чувствуем себя прекрасно. Улыбнемся друг другу и поделимся счастьем с друзьями, со всеми людьми.

Показ картинки Луна.

Луна:

Верный спутник,

Ночей украшенье,

Дополнительное

Освещенье.

Мы, конечно,

Признаться должны,

Было б скучно Земле

Без Луны.

Ребята назовите мне пожалуйста спутник земли.

Показ картинок.

ЗАДАНИЕ : "Откуда на луне кратеры?" и что это такое?

Что такое кратеры? Если мы посмотрим на Луну, то увидим на ее поверхности круглые углубления. Это кратеры. Большинство из них ударного происхождения. Т.е. на Луну падали крупные и не очень метеориты и астероиды и оставляли вот такие следы.

 

Экспериментирование: Кратеры на Луне. Ну вот теперь можно приступать к играм . Сначала мы с вами проведем опыт и сделаем кратеры на Луне. Нам понадобится:  пипетка

Блюдо с содой (это Луна)

Уксус (у нас 5%)

Красители (добавила в уксус)

Начинаем делать кратеры.

Сначала пипеткой капаем в соду, затем выливаем оставшийся синий уксус ,

затем набираем горсть соды и бросает её в желтый уксус. Мы уже конечно же знаем как образуются кратеры на Луне. Их делают астероиды, которые врезаются в наш спутник. Так как у Луны нет атмосферы, соответственно у неё нет от них защиты.

Но почему падение астероида оставляет такие следы? Предложите детям провести эксперимент: разбомбите "лунную" поверхность метеоритами и астероидами.  Увидеть нам это наглядно поможет: Поднос с лунным песком (можно взять подкрашенную муку. Луна покрыта слоем пыли. Камни (у нас декоративные разных размеров и форм). Представьте, что мука – это поверхность планеты, а камни - это метеориты. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер).

А сейчас я вам предлагаю сесть за столы. Сейчас вы будете рассказывать друг другу о том, что вы знаете о космосе и космических явлениях.