«Солнечные песчинки и камешки» •PDF• •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_71225.png

 

 

 

 

 

МДОУ детский сал «Колокольчик»

г. Новоульяновск, Ульяновская область


Методическая разработка проекта

Педагогический проект на тему:

«
Солнечные песчинки и камешки»

 

Воспитатель: Железнякова Юлия Валерьевна

 

 

Характеристика проекта

 

Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.

Одной из таких технологий является метод проектов, который  в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. В условиях модернизации современной системы образования и осознания возросшей роли инновационной деятельности, педагогический коллектив МДОУ детский сад «Колокольчика»  стремится к обновлению содержания, достижению нового качества образования на основе внедрения инноваций  по приоритетным направлениям деятельности, обозначенным в Программе развития дошкольного учреждения.

Каждый мини проект рассчитан на определенный возраст дошкольника и реализуется в течение учебного года. В 2016 учебном году в средней  группе был реализован проект  «Солнечные песчинки камешки».

Ведущим познавательным процессом  в  среднем  возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств, предметов и явлений окружающего мира.

Восприятие мира ребенком на четвертом году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.  Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной  деятельности.

Для этого необходим системный подход, позволяющий   ежедневно включать ребенка  в поисковую, творческую деятельность, способствующей формированию у него обследовательских действий.

Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.   Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.

Такой подход способствует формированию целостного восприятия мира.

Формирование обследовательских действий  происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации  была создана  нестандартная предметно – развивающая среда. 

Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми выполняют некоторые обследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности.  Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.

Данный материал позволяет  вести целенаправленную работу  по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия  окружающего мира. Он может быть использован  воспитателями групп раннего возраста.

 

Актуальность

 

Дети дошкольного возраста по своей природе — пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

В основе данной экспериментальной деятельности детей лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача — удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

 

Название проекта

 

"Опытно-экспериментальная деятельность»

 

Вид проекта

 

Краткосрочный

 

Участники проекта:

-  дети  средней группы

-  воспитатели

-  родители

 

 

Цели проекта:

 

- знакомство со свойствами воды и песка,

-  формирование умений экспериментирования с предметами,

-  развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.

- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

 

Задачи проекта:

 

- укреплять физическое и психическое здоровье малышей;

- обеспечивать эмоциональное благополучие;

- расширять  кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия,

- воспитывать  чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив;

- развивать психические процессы детей, познавательные способности;

- развивать мелкую моторику;

- воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений;

- расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными  впечатлениям;

- развивать творчество и креативность участников проекта;

- формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе;

 

Этапы проектной деятельности.

 

1 этап – подготовительный.

Задачи:

- Формировать знания  о свойствах сухого и влажного песка;

- Познакомить  детей со свойствами воды

- Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);

 

Предполагаемый результат:

Компетенции:

- дети знают и хорошо ориентируются в соотношении величин предметов (маленький – большой), знают цвета;

- владеет действиями с предметами, предполагает разнообразные способы их использования;

- владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;

- владеют  расширенным  словарным запасом  (глаголы, существительные, прилагательные и т.д.),  используют обобщающие понятия  (вода, песок);

 

Коммуникативные навыки:

- получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми,

- получают положительные эмоции от  праздников и развлечений;

- пользуются речью как средством общения со сверстниками;

 

2 этап – практический

Задачи:

- Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;

- Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной  деятельности;

- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;

- Развивать активный словарь;

 

Предполагаемый результат:

 

- создание  условия для формирования у детей познавательного интереса.

- развитие у детей любознательности в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.

-  сформирование  навыков мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и

т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

- развитие самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

- умение объяснять наблюдаемое

 

3 этап – оценочный

 

Задачи:

 

- Закрепить  умение детей выкладывать формы из влажного песка.

- Закрепить   умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».

- Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.

- Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность.

- Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.

- Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.

- Воспитывать культурно - гигиенические навыки,  поведения.

 

Предполагаемый результат:

 

-  Научить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.

-  Развить фантазию, творческие способности.

-  Воспитать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.

- Научить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.

 

Формы работы и методы работы

 

 

Виды деятельности

 

Мероприятия

 

 

Познавательная


- экспериментальная деятельность

знакомство детей со свойствами песка

 

 

Развитие речи

- подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки)

- рассматривание иллюстраций

 

 

Игровая

- игра с водой «Водичка, водичка»

- игра с песком «Печем печенье»

- рисование на песке,

- рисование песком

 

 

Предметно – развивающая среда

 

- пополнение уголка детского экспериментирования

 

 

 

Продуктивная

- пополнение уголка детского экспериментирования

- консультация «Игры  с водой и песком. Это интересно!»;

- изготовление буклета «Песочные сказочки, мокрые загадочки»

 

 

 

Планирования работы

 

 

Сроки

 

 

Деятельность детей

 

Деятельность педагога

 

июнь

1. Постройка из песка домика  для зайчика.

Цель: дать представление о сухом и влажном песке: сухой – сыплется , влажный – лепится.

2. Игры  -  опыты  с водой.

Цель: показать, что вода прозрачная, но её можно покрасить в любой цвет или сделать грязной, что на вкус она отличается от сока, молока и других жидкостей.

 

Подготовка консультации для родителей: «Играем с водой и песком».

Создание картотеки «Игры с песком»

 

 

июль

1. Игра «Печём – печенье».

Цель: Закрепить свойства песка, развивать моторику, координацию движений.

Игра с песком: «Пирожки для куклы Кати».

Цель: закрепить знание свойств песок: сухой песок пропускаем через трубочки: сыплется, шуршит. Из мокрого песка можно испечь пирожки для куклы Кати.

Рисование на песке

Цель: развитиеобразного мышления, тактильной чувствительности, зрительно – моторной координации.

 

Подготовка оборудования для лепки из песка (формочки, лопатки, ведерки, баночки).




 

Подготовка оборудования для рисования на песке (палочки, небольшие камни)

 

август

 

Сюжетное строительство

Цель:Закрепить умение формировать различные детали, сооружать несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать эти постройки.

- горки (большие, средние, маленькие)

- дома (высокие, низкие, широкие, узкие)


Цель: Строить из песка дома, используя кубические формы, украшать из разноцветными окнами из оргстекла

- тоннели

Цель: рыть тоннели в куче песка, прорывать тоннели вдвоем с обеих сторон)


Рисование песком

Цель:развитие образного мышления, тактильной чувствительности, зрительно – моторной координации, ориентировка в пространстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка оборудования для украшения






Подготовка оборудования для рисования