«Волшебник- невидимка» •PDF• •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_0071283.png

МДОУ д/с «Светлячок»

г. Чаплыгин,  Липецкая область


Познавательно-исследовательская деятельность

старшая группа


Тема: «Волшебник- невидимка»

Автор проекта:

воспитатель  Лужнёва Галина Викторовна



Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха: невидимый, легкий, подвижный;

расширять представления детей о значимости воздуха для живого мира;

учить детей бережно относиться к окружающей среде;

развивать способности устанавливать причинно- следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Оборудование:

вертушки; емкости с водой; кубики; металлическая

посудка; пластилин; пластиковые стаканчики; салфетки; воздушные шарики; свеча и стекло(для воспитателя).

 

Ход образовательной деятельности:


Вос-ль. Дети, сегодня я вошла в группу и почувствовала, что здесь кто-то есть. Какой-то невидимка. Это очень добрый невидимка. Когда я открыла окно, он сделал воздух свежим и чистым. Этот невидимка любит пошалить. Посмотрите, как он играет в вертушку.

( показ вос- ля).

Хотите попробовать? (дети играют).

Кто невидимка, догадались?

А еще невидимка пригласил нас в страну ДОКОРУПО.

Знаете, что это за страна такая?

Даже сквозь самую сильную лупу

Глупо на карте искать ДОКОРУПО,

Поскольку великая эта страна

На карту не может быть нанесена.

В эту страну не идут поезда,

И самолет не летает туда,

Но если всмотреться внимательным

взглядом

Во все, что с тобою находится рядом,

То не придется дорогу искать

В страну, ДО Которой Рукою Подать.

- Да, ДОКОРУПО- это страна, которая находится вокруг нас, и чтобы попасть в нее, достаточно закрыть глаза, а потом открыть и посмотреть на все другими глазами- глазами исследователя, экспериментатора.

-Ну, что отправимся в эту страну?

- Чтоже, давайте встанем и возьмемся за руки, скажем заветные слова: «Раз, два, три- в ДОКОРУПО попади»(3р.)

(В руках вос-ля игрушка Знайка).

Знайка. –Здравствуйте, ребята, я рад приветствовать вас в стране ДОКОРУПО и приглашаю вас в свою лабораторию.

Опыт. Игра «Тонет- не тонет».

Вывод. Вода выталкивает более легкие предметы. Опыт. «Пластилин в воде с газами».

Вывод. Пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает. Значит, воздух легче воды, и он всегда всплывает.

- Где же используется это свойство воздуха?

( Круг для плавания наполняют воздухом, потому что он легче воды, а значит, будет поддерживать круг, а с ним и человека на поверхности воды).

Вос- ль. Вы поняли, кто пригласил нас в волшебную страну? Кто этот невидимка?

(этот невидимка- воздух).

-А почему мы не видим воздух? Почему называем его невидимкой?

(Воздух  прозрачный- значит, через него все видно).

- А что еще бывает прозрачным? Давайте с вами найдем прозрачные предметы в нашей комнате.(Дети называют)

- Воздух, как волшебник, который надел шапку невидимку. Посмотрите на шкаф, что видите? (ответы детей)

- но в шкафу есть то, чего мы не видим- воздух. Он забирается во все щели. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если резко взмахнуть рукой, резко наклонится, попрыгать. Давайте попробуем.

Физкультминутка

-Давайте присядем, и я расскажу, для чего нужен воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко- глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдохнули? Так для чего нужен воздух?(ответы).

Вос-ль. Воздух необходим человеку, и птицам, и животным, и растениям, воздухом дышат все. Его надо беречь. Без него погибнут деревья, цветы, не смогут летать птицы. Чтобы воздух был чистым, нельзя жечь на улице костры, нельзя выбрасывать мусор на улицу. Дым и сор летают по ветру, смешиваются с воздухом, и воздух становится грязным. Если воздух грязный, то человек может заболеть. Чтобы быть здоровым, необходимо дышать чистым и свежим воздухом, проветривать помещение, сажать растения в комнате и на улице, гулять в парке, в лесу, где много деревьев и воздух чистый, а вблизи дороги воздух загрязнен выхлопными газами машин.

Показ детям опыта со свечой.

-Что делают с воздухом выхлопы машин и костры.

Вос-ль. Знайка, мы с ребятами поняли, что воздух…(легче воды, что он  невидимый, прозрачный. А как же понять, что он находится везде?

Опыт. В бутылке находится что-то или она пустая? Опустить ее в воду. Что происходит? Почему?

Вывод. Из бутылки выходит воздух в виде пузырьков.

Опыт. Опустить в емкость с водой стаканчик, на дно которого прикреплена салфетка, очень ровно. Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод. В стакане воздух, он не пускает воду, поэтому и салфетка сухая.

Опыт. Еще погружаем стаканчик в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде? Почему?

Вывод. Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вос-ль.

Ребята, Знайке интересно, что нового вы узнали о воздухе?

Вывод.

Воздух невидим, легче воды, его надо беречь, та как он необходим всем живым, мы им дышим.

Прощаются со Знайкой.

Вос-ль. А сейчас нам необходимо вернуться в группу. Взялись за руки и произносим:

«Раз, два, три- в группу попади».

А у меня для вас сюрприз. С воздухом можно и поиграть.

(внести воздушные шарики).