"Экономика для дошколят" •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_0071316.png

МБДОУ детский сад №46 г.о. Кинешма

Ивановская область


Паспорт проекта

Автор проекта: воспитатель высшей категории Белышева Светлана Александровна


Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители, филиал Сбербанка России №8639/0103 г. Кинешма

 

Продолжительность: 1 год (сентябрь – май)

 

Актуальность проекта:


Экономическое воспитание детей дошкольного возраста–сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Радикальные преобразования в сфере экономики России показали большую потребность в повышении финансовой грамотности всего населения страны. Это является социальной проблемой не только взрослых, но и детей с раннего возраста. С малых лет ребенок видит, как родители приобретают товары и платят за них деньги, обсуждают зарплаты, платежи за коммунальные услуги, транспорт. Часто малыш не понимает, почему мама с папой не могут купить ему понравившеюся дорогую игрушку. Таким образом дети входят в мир финансов, получают первые  экономические знания только ещё на житейском уровне. В 2017 г. утверждена правительственная стратегия повышения финансовой грамотности. По итогам соцопроса по включению финансовой грамотности в дошкольное образование 80%респондентов (администрация, родители, педработники) высказались за внесение и в примерную образовательную программу и в ФГОС. Хотя Минобрнауки и банк России разработали методические рекомендации в области "Основы финансовой грамотности" в ДОО, в детских садах, к большому сожалению, недостаточно методической литературы по теме, демонстрационных материалов, современного дидактического оборудования. Новые технологии быстро входят в нашу жизнь, появляется много банковских продуктов и услуг. Дети становятся наблюдателями, как взрослые совершают те или иные операции в банке: платят за услуги, снимают деньги с карты, берут кредиты и т.д. Одна из проблем, с которой мы столкнулись в том, что дошкольники знают, что есть зарплатные, кредитные пластиковые карты, но не имеют представления, откуда на них появляются деньги, к чему может привести бесконтрольное использование кредиток. Другая проблема - дети не знают и не понимают первичные экономические понятия: бюджет семьи, доходы и расходы, потребности и возможности, что такое номинал, валюта, выгода. Поэтому и был разработан данный проект. Дошкольники должны знать последовательность: нужно хорошо потрудиться-заработать деньги - совершать покупки,жить нужно по средствам, а траты должны быть меньше заработанного. Говорят "Не в деньгах счастье". Однако все мы хотим, чтобы наши дети жили лучше нас. Они должны понимать, что достаточное количество денег откроет перед ними большие возможности. В ходе реализации проекта мы решаем вопросы не только экономического воспитания, но и трудового и нравственного воспитания.

Цель проекта – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры. Сформировать экономические компетенции и финансовую грамотность детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с основными экономическими понятиями, ввести в словарь детей экономические термины.
  2. Формировать знания детей о том, чтобы заработать деньги нужно трудиться.
  3. Учить детей считать деньги, разумно их тратить.
  4. Познакомить с валютой - национальной, иностранной, международной.
  5. Учить пользоваться банковскими продуктами и услугами.
  6. Научить создавать рекламу-двигатель торговли.
  7. Показать как взаимосвязаны экономические(труд, деньги, товар, стоимость) и нравственные(обман, щедрость, скупость, благотворительность) понятия.
  8. Развивать умение детей применять полученные знания  в реальных жизненных ситуациях.

Формы работы: тематические занятия, беседы с привлечением родителей (работников экономического сектора), экскурсии в банк, сюжетно-ролевые и деловые игры, квест - игра, использование ИКТ.  Занятия проводятся со старшими дошкольниками  по расписанию ДОО, 1 раз в неделю, длительность: (5-6 лет)-25 мин., (6-7 лет)-30 мин.

Работа с дошкольниками строится по 4 направлениям, связанных между собой задачами и содержанием:

1) Труд, профессии, реклама,

2) Деньги (цена, стоимость),

3) Семейный бюджет (доходы и расходы),

4) Потребности и возможности.

На основе парциальной программы экономического воспитания детей Шатовой А. Д. "Дошкольник и...экономика" были разработаны задания мониторинга, чтобы выявить уровень знаний экономической грамотности у старших дошкольников.  На начало года имели следующие результаты: высокий уровень-4%, средний-40%, низкий-56%.

Планируемые результаты.

Дети:

  1. Знают и понимают основные экономические понятия, в речи свободно используют экономические термины.
  2. Знают, что надо хорошо трудиться, чтобы заработать много денег, а потом расходовать их разумно.
  3. Называют и применяют в самостоятельной деятельности современные профессии (банкир, пиар-менеджер, управляющий).
  4. Умеют различать национальную, иностранную, международную валюту.
  5. Могут пользоваться банковскими продуктами и услугами (банкоматом, картами, терминалом)
  6. Знают, что такое реклама, для чего она нужна и умеют её создавать.
  7. Сформированы основные правила финансовой безопасности.
  8. Понимают, что не всё в жизни покупается, главные ценности - любовь, здоровье, заботу за деньги не купишь.

Педагоги:

Имеют высокий  уровень  овладения   теоретическими, методическими, технологическими знаниями по формированию экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Родители (законные представители):

Владеют экономическими знаниями по ознакомлению детей дошкольного возраста с экономическими понятиями.

Помощь в оснащении предметно-развивающей среды в группе по ознакомлению детей с экономическими знаниями (дид. игры, оборудование для сюж. ролевых игр  «Сбербанк», «Магазин»).

Этапы реализации проекта:

Первый этап: подготовительный

ü Изучение и подбор методической литературы.

ü Определение тем занятий, бесед с детьми.

ü Подбор пословиц и поговорок по теме.

ü Изготовление игрового оборудования (банкомат), дидактических игр.

ü Работа с экономическим социумом города (с филиалом Сбербанка России №8639/0103).

ü Разработка квест-игры «Путешествие Денежки».

ü Подготовка, подбор атрибутов для рекламного агентства «Теремок».

Второй этап: основной

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Месяц

Темы занятий

Задачи

1.

Сентябрь

«Азбука Экономики»

«Без труда не проживешь»

«Денежные знаки - монета, банкнота»

«Цена моей игрушки»

 

Познакомить детей с основными понятиями экономики, ввести в словарь новые экономические термины. Показать важность труда для получения материальной выгоды. Закрепить знания современных национальных денежных знаков. Уметь соотносить понятия цена - товар.

2.

Октябрь

«Планируем семейный бюджет»

«Что в кошелечке живет?»

«Магазин или рынок»

«Кем мы вырасти хотим?»

 

Учить детей считать деньги, познакомить с понятием «семейный бюджет» и из чего он складывается: зарплата, пенсия, стипендия. Как можно экономить на покупках, приобретая их в разных торговых местах. Закрепить знания о профессиях, познакомить с новыми современными профессиями, актуальными в сфере экономики.

3.

Ноябрь

«Сюжетно - ролевая игра «Сбербанк»

«Экскурсия в банк»

«Что такое номинал?»

«Дел добрых след» (благотворительная акция)

 

Познакомить детей с банковскими продуктами и услугами: банкоматом, банковскими картами. Закрепить правила безопасного поведения в банке, в обращении с деньгами. Развивать умение детей пользоваться деньгами разного достоинства при покупках товаров. Учить оказывать помощь нуждающимся.

4.

Декабрь

«Рекламное агентство «Теремок»

«Кредит, проблема выбора»

«Музей денег» (сайт сбербанка)

«Подарки - это доход или расход»

 

Учить детей создавать рекламу товара.

Дать понятие, что такое кредит и чем может быть опасно бесконтрольное использование кредиток. Познакомить с историей денег, совершив виртуальную экскурсию в музей денег. Формировать умение делать подарки своим друзьям.

5.

Январь

«Экономия природных ресурсов»

«Как можно разбогатеть»

Закрепить знания детей по экономии природных ресурсов: электроэнергия, тепло, вода. Выяснить, как экономия этих ресурсов связана с экономией денег.

6.

Февраль

«Уговор дороже денег»

«Какая бывает валюта?»

«Финансовая безопасность»

«Уроки тетушки Совы»

 

Познакомить детей со всеми видами валют – национальной, иностранной, международной. Сформировать знания детей по финансовой безопасности. Закрепить знания и умения связывать экономические понятия с нравственностью.

7.

Март

«Как старик корову продавал»

«Юные изобретатели денег»

«Экономия - тоже деньги»

«Дерево доходов и расходов»

 

Через сказки продолжать развивать экономические знания и умения детей. Выявить какими экономическими и финансовыми приёмами пользуются герои многих сказок. Составить графическое отображение доходов и расходов семьи (совместно с родителями). Заинтересовать детей изобретением своих денег для игр в детском саду.

8.

Апрель

«Реклама-двигатель торговли»

«Обмен товаром» (бартер)

«Управляющий банка»

«Денежку наживай да честь не продавай»

 

Продолжать работу по созданию рекламы, разработать совместно с родителями рекламные баннеры. Дать детям понятие, что такое бартер (обмен товаром) через игровые действия. Выяснить, как дети понимают пословицы и поговорки по теме проекта.

9.

Май

«Моя копилка»

«Решение экономических задач»

«Сколько нужно человеку для счастья»

«Квест-игра «Путешествие Денежки»

 

Учить детей решать экономические задачи. Выяснить, что нужно человеку (ребенку), чтобы быть счастливым в современном обществе. Обобщить знания по всем 4 направлениям проекта посредством квест-игры.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

 

Месяц

Название мероприятия

Сентябрь

Анкетирование «Финансовая грамотность в детском саду».

Маршрут выходного дня «С родителями в сбербанк».

Родительское собрание «Экономическое воспитание старших дошкольников».

Октябрь

Консультация для родителей «Планируем семейный бюджет вместе с ребёнком».

Рассказ родителей о своих профессиях.

Изготовление атрибутов для игр «Магазин», «Банк».

Ноябрь

Участие в благотворительной акции «Дел добрых след», сбор книг, игрушек для многодетных и малообеспеченных семей.

Буклет «Финансовая безопасность».

Декабрь

Путешествие в музей денег (сайт сбербанка РФ).

Папка – передвижка «Как с ребенком выбрать подарок для друга».

Опрос «Как мы знаем экономические термины».

Январь

Оформление плакатов «Экономия ресурсов – экономит деньги».

Показ видеоролика «Экономика для дошколят».

Февраль

Фотовыставка «Кем работают наши родители».

Изготовление поделок к праздникам: 23 февраля и 8 марта.

Март

Составить «Дерево расходов и доходов семьи».

Аукцион поделок.

Апрель

Изготовление рекламных баннеров.

«Сказки, как средство экономического воспитания», (читаем вместе с детьми).

Май

Презентация «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Памятка для родителей «Советы по экономическому воспитанию детей»

Совместное участие в квест-игре «Путешествие Денежки»

 

Список литературы:

  1. «Детский экономический словарь». Сост. Г.В. Евменова, О.И. Меньшикова.- М.: Просвещение, 1997.
  2. Джугенхаймер Д. У., Гордон И. «Основы рекламного дела». М.: Просвещение, 1996.
  3. Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников». М., 2002.
  4. Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика». Для детей младшего и среднего школьного возраста. М.: Просвещение,- 1992 .
  5. Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику».  С.П.б.: « ДЕТСТВО- ПРЕСС», - 2002.
  6. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
  7. Шатова А. Д. «Дошкольник и... экономика». М.: Просвещение, 1996.
  8. Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003.
b_150_100_16777215_0___images_stories_0071315.png
b_150_100_16777215_0___images_stories_0071312.png
b_150_100_16777215_0___images_stories_0071313.png
b_150_100_16777215_0___images_stories_0071314.png