«Эколята - дошколята» •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_0071395.png

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1 «Кораблик»

п. Шипицыно,  Архангельская область

 


Методическая разработка

Проект «Эколята - дошколята»

(вторая младшая группа)


Авторы проекта: воспитатель 1 кв. категории Соколова Наталья Владимировна

 

Актуальность:

Человек – это часть природы, а природа – это удивительный мир в котором живет человек. Проект «Эколята – Дошколята» направлен на экологические проблемы взаимодействия человека и природы, это инновационный инструмент экологического воспитания и образования дошкольников

Экология – это то, что окружает каждого из нас. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда, чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать воспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.

Эколенок- это ребенок, который бережет и защищает природу, ему свойственно доброе , уважительное, внимательное, заботливое отношение к ней.

В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с экологической культурой. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного и бережного отношения к природе.

Тип проекта: познавательно -  творческий.

Участники проекта: дети – педагоги - родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный 07.10- 19.10.

Цель проекта:  Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи проекта:

Образовательные:

    • Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; подвести к выводу о необходимости её оберегать.

Развивающие:

    • Развивать познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные:

    • Воспитывать у детей положительное отношение к природе.

Предполагаемый результат

Ожидаемый результат: в результате выполнения проекта у детей будут  сформированы  элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети станут более бережно относиться к природе, животным, птицам, насекомым. Появится интерес к  явлениям и объектам природы.

 

Продукт проектной деятельности

Изготовление игрового маркера «Дерево природы»

Экологическое развлечение «Дошколята - защитники природы!

Папки-передвижки для детей и родителей по экологическому воспитанию.

 

Взаимодействие с родителями

Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»

Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

- Памятка «Природа и дети».

Методы реализации проекта


Наглядный(наблюдение, просмотр сказок, рассматривание иллюстраций, репродукций, предметов, проведение дидактических игр, экскурсии по экологическому объекту, целевые прогулки);

Словесный(чтение литературы, разучивание стихотворений, беседа с элементами диалога, загадывание загадок, рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок, разбор ситуаций, проведение викторин, конкурсов);

Практический (продуктивная деятельность, проведение игр, постановка пьес, сказок, литературных произведений, конкурсы, викторины, экскурсии различной направленности).

Механизм реализации проекта

 

Работа над проектом проводится в несколько этапов:

 

  1. 1. Подготовительный этап:

1. Подбор детской художественной литературы для чтения детям, презентаций для просмотра

2. Изготовление дидактических игр, пособий, атрибутов в экологический уголок

3. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал.

4. Подбор сюжетных картинок и иллюстраций по теме проекта

 

  1. 2. Основной этап реализации проекта

Направление

 

Совместная деятельность

воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

Речевое развитие

- Составление рассказа по иллюстрациям «Дикие животные», «Деревья», « Цветы», « Грибы».

- Разгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок на экологическую  тематику.

- Разучивание стихотворения Е. Благининой  «Листопад»

- Чтение Мамин –Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши», Чарушина  «Волчишко»

 

 

 

Создание условий для театрализованной игры, дидактических и подвижных игр.

 

 

Подготовка материала к непосредственной образовательной деятельности

и беседам

 

 

Рассматривание иллюстраций в книге к сказкам «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», потешек, песен, загадок о растениях, животных, насекомых.

 

- Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта.

 

 

- Оформление родительского уголка по правилам поведения в природе .

 

 

-Консультация для родителей  «Экологическое воспитание детей в семье»

 

Познавательное развитие

 

 

НОД «Что растет на огороде»

 

НОД «В гости к эколятам»

 

 

Экологические опыты и эксперименты «Шалун исследователь

 

НОД «Правила поведения в природе» (экознаки)

 

Игра «Чистый лес»

Цель: воспитывать у детей бережное отношение к лесному хозяйству.

Игра «Что нельзя делать в лесу?»

Цель: закреплять знания детей о правилах поведения в  лесу.

Игра-загадка «Слушай внимательно».

Цель: научить детей находить предметы по заданным признакам

Д/и «Найди ответ», «Разложи по порядку», «Домино», «Лото».

Цель: закрепить знания детей  с примерами и фактами из жизни растений и животных.

Д/и «Рассели животных по домам»

Цель: закрепить знания детей о местах проживания животных.

Игра «Какая это птица?»

Цель: закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы.

Игра « Угадай по описанию»

Цель: закрепить знания детей о  внешнем виде природных объектов (животные, насекомые, птицы).

Игра «Экознаки»

Цель: закрепить  правила поведения в природе,  воспитывать потребность их выполнять.

 

 

 

- Помощь в подборе детской художественной литературы (из домашних библиотек) для оформления тематического книжного уголка в группе.

 

- Совместно с родителями: поиск и создание коллекции художественного слова (стихи,

поговорки)

 

 

 

Социально- коммуникативное развитие

 

 

- Создание ситуации «Мальчик сломал веточку у дерева», Дети разрушили муравейник»

- Экскурсия по экологической тропе

- Беседы: «Что нам осень принесла»

 

 

 

 

-  Сюжетно-ролевые игры: «Семья»,

«Овощной магазин»

 

- Дидактические игры:

«Что растет в огороде. Овощи.»

«Угадай растение», «Чудесный мешочек. Фрукты», «Что растет в саду. Фрукты», «Деревья», «Грибы», «Кто, где живет»

 

 

 

 

Привлечение родителей к участию в развлечении «В гости к дедушке Егору»

Художественно- эстетическое развитие

 

-Аппликация  «Падают, падают  листья,  в нашем саду  листопад»

 

 

- Рисование «Листопад»

-Лепка «Созрели яблочки в саду».

-Конструирование «Дома для животных»

 

 

 

Трафареты, раскраски с овощами, фруктами, деревьями.

 

 

Физическое развитие

 

.

- Подвижные игры:  «Зайка беленький сидит», «Солнышко и дождик»

 

 

 

Игры:
«Мы осенние листочки»
«Мишка косолапый»
«Кто больше соберет»
«У медведя во бору»

«Мы по лесу идём»

 

 

 


 

3 Заключительный этап – презентация проекта.

- Изготовление игрового маркера «Дерево природы»

- Продукт проекта – экологическое  развлечение «Дошколята - защитники природы!»

 

Итог реализации проекта:

В ходе совместной деятельности по проекту дети показали высокие результаты в усвоении основ экологического воспитания, о чем свидетельствуют отличные ответы детей на вопросы  развлечения «Дошколята - защитники природы!»

Работа в  над проектом «Эколята –Дошколята» принесла ребятам не только большую радость и удовольствие, но и много интересного и познавательного. У детей появились добрые чувства, желание прийти на помощь братьям меньшим.