«В поисках национальных рецептов» •PDF• •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_0071474.png

 

МКДОУ детский сад  общеразвивающего вида   “Родничок”

с. Лазарево, Кировская область


Познавательно-логопедическое занятие в подготовительной группе

Тема:  «В поисках национальных рецептов»

 


(в рамках реализации заключительного этапа

по проекту творческой группы ДОУ

«Кухня – это сам народ в кухне народа его история»)

 

Автор проекта: учитель-логопед  Хусаинова Флёра Фаритовна

 

 

Интеграция образовательных  областей: познавательное, речевое, физическое развитие.

Тема НОД: «В поисках национальных рецептов»

Цель: Автоматизация звука «Р»  через расширения представлений о культуре, традициях  национальной  кухни.

Образовательные задачи: расширять представления детей о нашей многонациональной малой Родине, и о республике Татарстан с её некоторыми достопримечательностями, её символику, обобщить знания детей о национальной татарской кухне. Автоматизировать звук «Р» изолированно, в слогах, словах и чистоговорках, закреплять умение находить место звука в слове; навыки звукового анализ слов, закреплять умение делить слова на слоги; навык подбора рифмующихся слов, проговаривания чистоговорок.

Развивающие задачи: развивать связную речь. Обогащать и активизировать словарь по теме. Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, умение анализировать и делать вывод.развивать фонематический слух и восприятие; Закрепить умение пользоваться картой-схемой и мнемотаблицами.внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи: воспитывать в детях уважение к татарскому народу, его культуре, воспитывать самостоятельность в работе, инициативность, ответственность, положительное отношение к занятиям, формировать навыки сотрудничества и работы в парах, умение слушать собеседника, не перебивая.

Оборудование: проектор, экран мультимедиа, ноутбук, глобус, карты- листочки с мнемотаблицами, плоскостные изображения деревьев, муляжи овощей и фруктов, корзинка, дорожка здоровья на полу, цветы с буквами кружки (синие, красные), для анализа слов, карта – схема, рецепты татарских блюд.

Форма организации НОД: групповая, подгрупповая (парами)

Ход занятия:

1.Организационно-мотивационный этап:

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята «Я сегодня вас хочу пригласить в путешествие. Но прежде чем отправится в путешествие, проверим, готовы ли вы к нему? (показ действий детьми за педагогом)

-Ребята, как вы живёте? – дети показывают большой палец.

-Как вы идете? – ходьба на месте

-Как вдаль глядите? – рука у лба

-А как вы  спите?

-Как ждешь обед?

-Как машешь вслед?

-Как бежишь?

-А как шалишь?

Молодцы, вы замечательная команда и все готовы к путешествию!

2. Этап целеполагания:

Учитель- логопед: « Куда же нам отправиться в путешествие?

Что нам может помочь определиться? Обращаем внимание детей на глобус

-Ребята, в какой стране мы живём?

- Покажите Россию на глобусе.

- В какой области, районе?

-Как называется село, в котором мы живём?  (ответы детей)

- Ребята, а какие народы проживают в нашем селе

Дети: русские, марийцы, армяне, удмурты, татары.

3. Этап обсуждения общего плана деятельности:
Учитель-логопед: сегодня мы с вами узнаем побольше об одном из народов, живущих в нашем селе – о татарах.У нас в группе тоже есть представители этой национальности. Вы все вместе живете дружно: играете, гуляете, ходите в детский сад. Татарский народ имеет свою культуру, праздники, обычаи и традиции, национальную кухню.

Я, предлагаю вам отправится в республику Татарстан. Вы согласны.

Учитель-логопед: На чём же мы туда можем отправиться?

1 Ребенок: на самолёте.

Учитель-логопед: Сколько слогов в слове самолёт?

1 Реб-к: - В слове самолёт 3 слога»

2Реб-к: на машине

Учитель-логопед: Сколько слогов в слове машина?

2Реб-к: «В слове машина 3 слога» и т. д.

Учитель-логопед: Молоды! Как назвать одним словом то, что вы сейчас перечисляли?

Дети: «Транспорт»

Учитель-логопед: Я вам предлагаю отправиться в наше путешествие на автобусе. Вы согласны? Тогда заводим свои моторчики. Какой звук издает мотор? Правильно – «Р-р-р-р». Приготовились, поехали. (Дети друг за другом проходят по дорожке,  садятся на стульчики).

4. Этап осуществления деятельности:

Учитель-логопед: Вот мы с вами и оказались в столице Татарстана – городе КАЗАНЬ (СЛАЙД 1)Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб.

Дидактическая игра «Найди флаг»: «Среди флагов разных стран, Найди флаг Татарстана» Давайте найдем флаг этой республики  (СЛАЙД 2). Под какой он цифрой? (на слайде флаги 3 стран).

Ответы детей (СЛАЙД 3).

Учитель-логопед: -  Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)

Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения. Белый – цвет чистоты; Красный – это жизнь, сила.

-Ребята, в названии какого цвета есть звук «Р»?,

А вы знаете достопримечательности города Казани.  На слайде Казанский кремль. (СЛАЙД 4). Что изображено на слайде

1 РЕБЕНОК: Казанский  Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки. Сейчас здесь работает президент Татарстана

Следующий слайд (СЛАЙД 5).

2ребенок: Мечеть Кул-шариф, находится внутри кремля, главная мечеть Татарстана и является религиозной достопримечательностью

Следующий слайд (СЛАЙД 6).

3 ребенок: башня Сююмбике. Её называют жемчужиной кремля. Одна из самых высоких падающих  и загадочных башен в Европе. Названа в честь казанской царицы.

Учитель-логопед: Молодцы, ребята!

-Ой,  слышите? Какой –то звук доносится. Кажется кто- то плачет (на слайде 7 плачущая девочка).

-Что случилось у тебя, почему ты плачешь?

Девочка: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Айгуль! У меня случилась беда. Завтра у меня День рождения. Я хотела позвать гостей и угостить их национальными татарскими блюдами, но злой волшебник ШУРАЛЕ украл из моей книги рецептов странички, с моими любимыми рецептами. И теперь праздник под угрозой срыва! Ребята помогите пожалуйста! Найдите мои рецепты. Чтобы вы не заблудились, я высылаю карту владений Шурале. Я очень надеюсь на вашу помощь.

Учитель-логопед: -Ребята, поможем Айгуль?  Акак мы ей будем помогать?

Ответы детей: «Будем искать страницы из книги рецептов Айгуль»

Учитель-логопед: Шурале это злой дух и живёт он в волшебном лесу. Чтобы туда попасть нам нужно встать в круг закрыть глаза и прочитать заклинание.

(дети встают берутся за руки говорят заклинание).

Автоматизация звука «Р» в чистоговорках.

Ра-ра-ра– рама, радуга, гора

Ры-ры-ры- рынок, рыба, комары

Ро-ро-ро- роза Родина, ведро

Учитель – логопед: Мы с вами оказались во владениях Шурале. Ребята, не забывайте, что это владения злого духа Шурале и шуметь здесь нельзя, иначе попадём в беду. Давайте теперь посмотрим на карту, куда же нам отправиться сначала? (рассматривают карту).

Как называется место, где растут плодовые деревья? Значит нам нужно в сад. Дети с воспитателем подходят к садовым деревьям. (На мольберте плоскостные изображения деревьев и листочки с заданием)

Учитель-логопед: «Посмотрите, Шурале оставил нам послание: если мы разгадаем его задание, тогда найдём то, зачем пришли. А чтобы быстрей помочь Айгуль разбейтесь пожалуйста на пары и каждая пара сорвёт себе лист и расскажет что в нём зашифровано. (Дети срывают листы, на обратной стороне которого мнемосхемы загадок, скороговорки, пословицы  дети разгадывают, к какому жанру относятся, объясняют значение).

Работа в парах с мнемотаблицами:

1. На дворе трава, на траве, дрова. Не руби дрова на траве двора (скороговорка)

2. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, то слёзы проливает (загадка)

3. Без соли, без хлеба – половина обеда ( пословица)

4. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов (скороговорка)

Учитель-логопед: Молодцы все схемы разгадали!

Значит где-то здесь должна быть первая страница из книги рецептов. (На обратной стороне мольберта дети находят страницу с рецептом). Учитель-логопед: «Ребята, а скажите рецепт какого блюда мы с вами нашли? Конечно это же «Чак-чак». А из чего готовится это блюдо? Ответы детей: из муки, из теста, из мёда, из сахара и т.д.

Динамическая пауза:

Учитель-логопед: Я знаю одну игру-потешку про «Чак – чак», поиграем. Жили-были дед да баба На полянке у реки (руки на поясе, приседания с поворотом). И любили дед и баба С медом вкусный чак-чак. (гладят живот) Баба тесто замесила И чак-чак она слепила, (месят тесто руками) В масло его положила И вот так оставила.(показывают ладошки) Вышел он румян, пригож И на солнышко похож. (гладят щечки) Он хотел погулять, От деда с бабой убежать, (бегут на месте) По дорожке покатился, Да рассыпался…(разводят руки в стороны) Учитель-логопед: посмотрим на карту куда дальше идти?

(ответы детей) (идут в огород, подходят к столу).

Дидактическая игра «Собери урожай»

Учитель-логопед: Ребята и здесь хитрый дух Шурале побывал! Взял и перемешал все овощи, нам нужно собрать в корзинку овощи в названии которых есть звуки «Р» и «Р». (дети собирают овощи в корзину–картофель,помидор, перец, репа).

Учитель-логопед: Какие овощи вы собрали? Почему? Где находится звук «Р» в этом слове»

(Индивидуальные ответы детей).

Ребята, а вот и наш второй рецепт найден. Что же это за блюдо? Конечно это же «эчпочмак» или треугольник. А из чего готовится это блюдо? Ответы детей: из теста, из мяса, из картофеля и т.д. - Посмотрим куда же нам идти дальше? (смотрят на карту) Дети: «Нам надо идти на поляну». Дети подходят к столам, садятся на свои места.

Звукобуквенный анализ слова:

Учитель – логопед: Ребята, посмотрите на полянке цветочки с буквами. Нам нужно составить из них слово. Дети составляют слово дружба (Работа в парах). Какое хорошее слово получилось? Посмотрите у вас на столах кружочки. Для чего они нужны? Дети: «Чтобы составить звуковую схему слова». Учитель – логопед: Давайте составим звуковую схему слова «Дружба»

- Сколько звуков мы слышим в слове дружба? (6)

- Какой первый звук в этом слове? (звук «д», твёрдый согласный звук)

-Каким кружком мы обозначаем этот звук? (синим)

- Какой второй звук в этом слове? (звук «р», твёрдый согласный звук).

-Каким кружком мы обозначаем этот звук? (синим)

- Какой третий звук в этом слове? (звук «у», гласный обозначается красным кружком). И Т.Д. (индивидуальные ответы детей).

- Сколько согласных звуков? (4)

-Сколько гласных звуков? (2).

Учитель – логопед: Ребята, мы справились с последним испытанием, а вот и последняя потерянная страничка из книги. Что же это за блюдо?

Дети: «Губадья»

Учитель-логопед: Из каких ингредиентов её делают?

Ответы детей: из риса, изюма, из теста, из масла, кураги и т.д.

Учитель-логопед: Мы нашли с вами все рецепты и теперь можем отнести их к АЙГУЛЬ. Для этого встанем в круг и прочитаем наше заклинание. Ра-ра-ра– рама, радуга, гора Ры-ры-ры- рынок, рыба, комары Ро-ро-ро- роза Родина, ведро Ру-ру-ру – руки, ручки, кенгуру. (СЛАЙД 8)Послание от Айгуль(на слайде): «Ребята спасибо вам большое вы мне очень помогли, спасли мой праздник. Я приготовила для вас рецепт сладкого татарского блюда. Дома вместе с мамами приготовите. До свидания!»

Учитель-логопед: Ребята, наше путешествие в город Казань подходит к концу. Садимся в автобус, заводим моторы и поехали. -Вот мы и оказались в нашем деском садике.

5. Рефлексивно- результативный этап

Учитель-логопед: Ребята, давайте возьмёмся за руки и поделимся впечатлениями.

-Вам понравилось путешествие ?

Ответы детей-Что вам понравилось больше всего?

- Где мы сегодня побывали?

-Кому помогали?

-Какое задание было сложным?

А какое легким?

Я для вас тоже приготовила небольшие подарки это солнышко настроения. Если у вас все получилось на занятии и вас отличное настроение выберете солнышко, если что- то не получилось, но в следующий раз обязательно получится то солнышко с тучкой. Если у вас ничего не получилось, и вам было грустно выберете тучку.