«Сюжетно-ролевая игра Кафе» •PDF• •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_0071471.png

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №8 «Аленький цветочек»

г. Лермонтов,  Ставропольский край


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

игровой деятельности в старшей группе

«Сюжетно-ролевая игра Кафе»

 

Автор проекта: воспитатель Ефименко Ольга Ивановна

 

г. Лермонтов

2020 г.

 


Н.К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего.

С каждым годом повышается роль общественного дошкольного воспитания. В настоящее время оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши дети к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.

Игра занимает важное место в жизни дошкольника, являясь основным видом его самостоятельной деятельности. Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для развития личности ребёнка, принимая на себя различные роли, ребёнок проникается их чувствами, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. В совместной игре со сверстниками дошкольник приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими детьми. Сюжетно-ролевая игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. В игре ребёнок испытывает внутреннее ощущение свободы, действий и отношений с товарищами. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребёнка она все более усложняется по своему тематическому содержанию, так как усложняющиеся способы построения сюжетной игры требуют от детей все более сложных игровых умений. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующих социальный опыт.

Воспитатели широко используют в практике игры с правилами – подвижные и дидактические, сюжетно - дидактические которые помогают детям лучше усваивать знания, закреплять навыки, полученные на занятиях. В последнее время в дошкольных учреждениях воспитатели стали чаще обращаться к народным играм, которые способствуют развитию ловкости, силы, трудовых навыков, учат мыслить, несут большой воспитательный заряд.

Важное место в жизни детей занимают театрализованные игры. Но не только силой и искренностью переживаний ценны такие игры: в них много изобретательности, выдумки, фантазии, творчества. Учитывая это, воспитатели создают все необходимые условия для проявления и развития у детей художественных способностей.

 

Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников.

Окружающий мир создал детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как детские формы и познания, и труда, и общения и искусства, и спорта. Отсюда и название игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные и т.д.

Основным мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Формирование познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.

Сюжеты игр обогащаются с расширением знаний детей о жизни: вначале в них отражаются окружающий быт, производственные темы. Дети обращаются также к сюжетам литературных произведений, кинофильмов, теле- и радиопередач и т.д. обстановку для сюжетных игр дети создают при помощи игрушек, игровых строительных и природных материалов.

 

Детские  игры находятся в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя и  передают детям свой нравственный опыт, приобщая их к жизни взрослых людей. Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать тему игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представлять изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуются помощь воспитателя.

Обсуждения содержания игры, хода действий, распределение ролей - первый этап игры (предварительное осуждение).Так, как дети хотят играть в « путешествия». Воспитатель спрашивает: «Куда полетит ваш « корабль?» Дети начинают спорить: один говорит -  на Луну, другие - на Венеру. Сережа предлагает – к созвездию «Большая медведица». Дети соглашаются с ним. Своевременно поставленный вопрос дает возможность определить тему игры.

В старших группах не может быть единого способа распределения ролей. Он зависит, прежде всего, от содержания игры, от состава играющих детей. Это может быть и коллективное обсуждение с участием воспитателя, и избрание организатора (с общего согласия детей), который назначает, кем будет каждый участник.

В ходе развития сюжета воспитатель может дать совет, направленный на развитие игры:

- «бабушке» - посоветовать пойти с «внучкой»  в парк

- «водителям» напомнить, что можно перевозить грузы, а не только людей.

Такие советы обогащают содержание игры.

Воспитатель также  может быть  участником игры, умело направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением.

Творческие игры обычно возникают в связи с развитием образовательно-воспитательной темы. В  их основе систематизации образовательного материала лежит тематическое планирование.  Игры с познавательным содержанием, увеличивают интересы дошкольников к играм общественного плана, таким как : «колхоз», «завод», «поликлиника», «железная дорога», «строительство».

Содержательнее становятся игры в «Семью», «Школу», ГИБДД», Ателье», «Дом Мод» и другие, в которые играют дети старшей группы,  но сюжеты их значительно усложняются. Предлагаю план работы по теме «Кафе» для старших дошкольников, реализация которого является перед посылкой для развития и углубления этой типичной игры детей дошкольного возраста.

 

Конспект сюжетно-ролевой  игры «Кафе»

Задачи:

Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающем мире. Расширять представления детей о кулинарных профессиях; закрепить профессию повара, официанта, бармена, познакомить с профессией повара-кондитера, пиццмейкера, спецификой их труда; развивать желание трудиться вместе со взрослым; познакомить детей с процессом приготовления пиццы, умение украшать бисквитные пирожные. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.

Интеграция областей:

«Речевое»: Закрепить название различных профессий. Совершенствовать словарь новыми словами (кондитер, пицца, пиццмейкер, администратор, ассортимент, бармен). Развивать диалогическую речь.

«Социально-коммуникативное»: Создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, приобщение детей к сотрудничеству с другими людьми, планировании совместной работы, устанавливать новые контакты.

«Познавательное»: Познакомить с профессиями повара-кондитера, пиццмейкера, спецификой их труда.

«Физическое»: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности. Формировать у детей знание о здоровой пище, о ее значении для человек

«Художестенно-эстетическое»: Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду людей разных профессий и его результатам. Побуждать детей к самостоятельному приготовлению разнообразных блюд. Воспитывать желание принимать участие в коллективном труде. Развивать эстетический и художественный вкус при оформлении блюд.

Оборудование и материалы:

Оформление помещений кафе, кухни, кондитерский цех, рабочее место бармена, кабинет администратора, набор для изготовления кондитерских изделий, сок в стаканчиках, блокноты, музыкальное оформление, ложки, тарелки, чашки, фрукты, овощи, соленое тесто для лепки кондитерских изделий, мясорубка , блендер, миксер.

Методы и приемы:

Наглядные методы и приемы (игровой, рассматривание картинок); словесные методы и приемы (использование художественного слова, рассказ воспитателя, беседа, указания и пояснения в воспитательном процессе ООД, подведение итога оценка активности детей).

Ход деятельности:

1. Вводная часть. Организационный момент.

Релаксационное упражнение «Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам,

(улыбаются друг другу)

Всем тем, кто живет на нашей планете,

(разводят руками в стороны)

«Доброе утро! » - скажем гостям и детям.

(обнимают друг друга)

2. Введение в тему. Постановка вопроса для обсуждения.

Воспитатель обращает внимание присутствующих гостей:

- Ребята,  к нам сегодня пришло много гостей.

- К вам домой приходят гости?

- Как вы их встречаете?

- А вы сами ходите в гости?

- Умеете ли вы вести  себя в гостях?

- В каких случаях ходим в гости?

Если к вам пришло много  гостей, то их можно пригласить в кафе. Я  предлагаю, раз у нас сегодня гости,  мы откроем свое кафе и пригласим их туда.

Но прежде, мы  вспомним, люди каких профессий работают в кафе? Давайте скажем, что же это такое профессия? (профессия - труд, которому человек посвящает всю свою жизнь)

- Люди каких  профессий работают в кафе? (администратор, повар, кондитер, официанты, бармены…).

- А я еще знаю такую профессию как пиццмейкер.

- Кто-нибудь слышал из вас о ней? (Пиццмецкер – специалист по приготовлению пиццы).

- Где нужны люди такой профессии?  в пиццерии).

Рассказ воспитателя:

Появилась эта профессия в Италии, как и сама пицца.

Пицца - итальянское блюдо на столько популярна у итальянцев, что ей посвящен специальный праздник, проходящий в Италии каждый год. Сейчас мы рассмотрим картинки  и  узнаем, из чего готовят пиццу.

А теперь   давайте проведем экскурсию для гостей по нашему кафе.

Экскурсия по кафе:

  1. Кухня.

- Посмотрите, сколько здесь предметов!

- Что это?  мясорубка)

- Что делают с помощью мясорубки?

- А это, что? ( терка, кастрюля, плита…)

- Люди  какой профессии используют эти предметы? (Повара)

(Обратите внимание - у повара есть специальная одежда – это фартук, колпак или косынка. Одевает он  это для того, чтобы не испачкать свою одежду и чтобы ворсинки, волосы не попали в еду. Такую одежду одевают не только повара, но и кондитеры, продавцы, официанты).

- Какой должен быть повар? (аккуратный, здоровый, быстрый…)

Физминутка « Поварята»

b_150_100_16777215_0___images_stories_0071468.png

  1. Кондитерский цех.

- Что вам известно  о работе кондитера?

- Какие кондитерские изделия вы знаете?

- Какие инструменты использует кондитер?

- назовите свои самые любимые кондитерские изделия?

 

3. Барный стол.

Здесь большой ассортимент коктейлей. Кто  их готовит? (Бармен)

- Что вам известно о работе бармена?

- Чем отличается кондитер от бармена?

 

4. Кабинет администратора.

- Какую работу выполняет администратор? (Следит за порядком в зале, делает заказы продуктов).

b_150_100_16777215_0___images_stories_0071469.png

5. Зал кафе.

- Кто работает в зале кафе? (официанты)

- Какую работу выполняют официанты? (Знакомит посетителей с меню, принимает заказы и выполняет их).

- ребята, а кто хотел бы из вас работать в кафе и кем?

 

Вот мы познакомились с помещением кафе, давайте распределим роли и желающих гостей пригласим в кафе. (Повара готовят салаты, готовят суп, кашу, картофель «фри»; кондитеры из соленого теста вырезают формочками печенье, делают пирожные; бармены размешивают коктейли; официанты включают спокойную музыку, готовят блокноты с ручками;  администратор  обзванивает клиентов).

Прием гостей.

 

b_150_100_16777215_0___images_stories_0071470.png

 

 

 

 

 

Заключение.

Мы очень интересно поиграли. Вы замечательно справились ролями. Давайте сегодня закроем наше кафе, а завтра, если появится желание, будем продолжать игру.

Таким образом, развитие характерных игр на основе начальных интересов к окружающему является основой формирования больших играющих коллективов.

В заключение напомним замечательные слова А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,  в игре. И вся история отдельного человека, как деятеля и работника, может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

 

Используемая литература

1. Агаева Е. Л, Брофман В. В, Булочева А. И, и др.; Под ред. Дьяченко О. М. Агаевой. Чего на свете не бывает? – М: Просвещение 1991.- 64 с.

2. Бойченко Н. А, Григоренко Г. И, Коваленко Е. И, Щербакова Е.И. Сюжетно – ролевые игры дошкольников. – К.: Рад. школа, 1982. – 112 с.

3. Михоленко Н.Я, Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд, испр. – М: Издательство               « Гном и Д», 2001. – 96 с.

4. Тверитина Е.Н, Барсукова Л. С; Под ред. Васильевой. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях – М.: Просвещение, 1986 – 112с.