"Знаешь ли ты лес?" •PDF• •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_0071502.png

 

 

 

 

 

 

МДОУ детский сад "Золотая рыбка"

г. Новоульяновск, Ульяновская область

 

Методическая разработка интегрированного занятия

непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе в форме

игры - викторины естественнонаучной направленности

Тема: "Знаешь ли ты лес?"

 

 

Автор проекта: воспитатель Трусилина Ирина Александровна

 

Новоульяновск 2020


Цели и задачи:

  • формирование навыков общения в коллективной деятельности;
  • развитие основ творческого мышления и воображения;
  • знакомство с разнообразием животного мира.

Воспитатель:

В народе говорят: «Лес - наше богатство». Почему так говорят?  Вот сегодня нам с вами предстоит узнать о каком богатстве идет речь и в чем оно заключается.

Лес-это не только деревья и кусты. Лес - это целый мир со своими обитателями, законами и порядками. Лес - это растения, животные, птицы, вода, земля, грибы. А все ли знают, что такое лес?

Наблюдая за животными, человек придумал множество загадок. Некоторые из них сейчас будут предложены командам. Но для начала их надо составить.

Конкурс «Составь загадку»

Нужно составить загадку из слов, записанных на карточках и загадать ее детям.

  1. Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)
  2. Маленький шарик под лавкой шарит (Мышь)
  3. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает (Сова)
  4. На шесте дворец, во дворце певец (Скворец)

Конкурс загадок.

Скачет зверушка-

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка (Лягушка)

В серой шубке перьевой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица (Воробей)

Лежит веревка,

Шипит, плутовка,

Брать ее опасно,

Укусит- ясно. (Змея)

Хозяин лесной,

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой (Медведь)

У меня ходули-

Не страшно болото.

Лягушат найду ли-

Вот моя забота. ( Цапля)

Не барашек и не кот,

Носит шубку целый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета (Заяц)

С ветки - на тропинку,

С травки - на былинку,

Прыгает пружинка - Зеленая спинка. (Кузнечик)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном (Дятел)

Нос долог, голос тонок,

Летит - кричит, сядет - молчит.

Цари его боятся, короли страшатся,

Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)

Воспитатель:

В природе существует строгий порядок. Все в ней крепко- накрепко связано: и растения, и насекомые, и рыбы, и птицы, и звери. А может быть эти законы несправедливы? Что, если зайцам научиться лазать по деревьям, а утятам квакать? Помните, как у Корнея Чуковского в его знаменитой «Путанице»? Представьте, что нечто похожее произошло и у нас, только перепутались литературные произведения.

Конкурс «Путаница».

Назвать произведения, стоки которых перепутались в одном стихотворению

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик. «Муха - Цокатуха»

Он рычит, и кричит,

И усами шевелит:

«Погодите, не спешите

Я вас мигом проглочу,

Проглочу, проглочу, не помилую»

Звери задрожали,

В обморок упали.    «Тараканище»

А от бешеной мочалки

Я помчался, как от палки.

А она за мною мчится

И кусает, как волчица. «Мойдодыр»

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое ? Почему?

Ничего я не пойму» «Федорино горе»

Вопрос командам: Кто автор этих произведений?

(Корней Чуковский)

Воспитатель:

Многие животные стали популярными героями русских народных сказок. Угадайте , о ком идет речь?

Конкурс «О ком идет речь?»

  • Любимая героиня народных сказок, воплощение хитрости и лукавства. И в сказках, как известно, есть доля истины. Кто это? (Лиса)
  • Лису часто называют Патрикеевной. Почему у нее такое странное отчество? ( лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало синонимом слова «хитрец». А так как лиса хитра, то и получила она отчество Патрикеевна)
  • Эта личность не менее популярная в сказках, чем рыжая хитроумная лиса. Там он дурачок- простачок и вечный неудачнику. В сказках, но не в действительности (Волк)
  • Почему это животное назвали «волком»? (Слово «волк» произошло от глаголов  - «волоку», «волочить» , то есть тащить. Волк - хищное животное, он уволакивает домашний скот, свою добычу.)
  • Один из героев народных сказок, которому нет равных по силе и мощи . (Медведь)
  • Почему этот зверь получил такое название? (В слове «медведь» различаются два корня- мед и -ед. Так называли медведя потому, что он очень любит мед.)
  • Этот герой сказок отличается своей изворотливостью, умением запутывать следы. (Заяц)
  • Откуда появилось это название? (Из польского языка, где слово «заяц» означает «прыгун»).
  • Это герой в разных народных сказках ведет себя по - разному. Несмотря на свой маленький рост, зверек этот очень юркий и быстрый. В одних сказках он любит делать пакости, а в других - помогать. (Мышь)
  • Герой сказок, который любит переносить все, что ему нравится на своей спине. (Еж)
  • Есть ли колючки у новорожденных ежат? (Новорожденные ежата слепые, белые и совсем не колючие. Матери - ежихи нежно заботятся о них и храбро защищают)
  • Что означает слово «еж»?   («Колючий», «пожиратель змей»)

Воспитатель:

Нередко следы животных приводят к их жилищу. Говорят, что разные птицы и звери селятся каждый на своем этаже. В высоком старом лесу пять этажей:

Пятый- это верхушки самых высоких деревьев.

Четвертый - крона деревьев пониже Третий - кусты и совсем молодые деревца.

Второй и первый - трава, кусты, мхи- что-то вроде подвала, там прячутся подземные обитатели леса.

На каждом из пяти этажей расположены «квартиры» и в каждой- свои жильцы.

Конкурс «Определи, чья квартира»

Участникам раздаются карточки с изображением животных, птиц, насекомых : медведь, муравей, аист, бобер, белка, мышь, скворец.

Карточки с изображением «квартир»: берлога, муравейник, гнездо на дереве, хатка, дупло, нора, скворечник.

Расселить зверей, согласно их месту проживания.

-Воспитатель

Некоторых животных на Земле осталось очень мало, они занесены в «Красную книгу» и взяты под охрану. Почему эта книга называется «Красной?» (Потому, что она подобна красному сигналу светофора и должна будить в людях тревогу о судьбе природы). Какого цвета страницы в этой книге и что они означают? Красная страница означает, что виду угрожает гибель, поэтому нужно принимать меры для его спасения.

Белая страница сообщает, что хотя вид еще не исчезает, его становится все меньше и меньше.

Зеленая страница - это страница надежды. Сюда с красных и белых страниц «переводят» те виды, которым благодаря заботам людей, больше не угрожает исчезновение.

Закон об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Тут очень важно знать, что можно сделать, а чего нельзя. К нам поступили жалобы от обитателей садов, лесов, огородов.

Воспитатель: А сейчас переходим к конкурсу «Капитанов»

Конкурс капитанов - Конкурс «Жалоба»

Необходимо назвать имя жалобщика и ответить, обоснованная жалоба или нет. Побеждает тот капитан, ответы которого окажутся наиболее вескими.

Жалоба №1.

Ох, и не любят же меня люди! Голос мой, видите ли, не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо. (Это сова. С 1964 года в России совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полевых мышей, которые способны уничтожить тонну зерна).

Жалоба №2.

Сама знаю, что не красавица я. Если оказываюсь я рядом, многие шарахаются от меня в сторону, а то еще камень бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня людям большая. (Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу в дом -они исчезнут).

Конкурс «Корм для птиц»

Из перечисленного корма выбрать тот, который едят птицы (горчица, крупа, шоколад, кетчуп, рябина, вода, сало, варенье, семечки, сливочное масло, печенье, майонез, хлеб, конфеты.

Игра « Кто сказал?»

Отгадать кто что сказал, досказав животное в рифму.

«Прекрасный день,- сказал (олень, тюлень)

«Но дождь пойдет.- сказал (Енот, удод)

«Тут нет, мой друг, сказал (верблюд, индюк)

«Пойду в вагон, - сказал (питон)

«Не торопись, - сказала (рысь)

«А я боюсь, - захныкал (гусь)

«Ты всех смешишь,- сказала (мышь)

«Игре конец,- сказал (скворец)

Конкурс «Собери сороконожку»

Используя пластилин, нужно «собрать» туловище сороконожки

Воспитатель:

Все насекомые, рыбы, птицы и звери- все это природа. А человек тоже часть этой природы. Значит, и жить нам надо в мире и согласии, оберегая друг друга.

Рефлексия:

О чём мы сегодня с вами беседовали?

(ответ детей)

Почему говорят: лес - наше богатство

(ответ детей)

Какие животные живут в лесу? Насекомые?

(ответ детей)

Что нужно делать, что бы беречь природу?

(ответ детей)

 

Используемая литература:

1) Локалова М.Н., академия развития г. Ярославль 2005г. "Праздник в подарок"

2)  По ФГОСу под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой И.А. Васильевой. Автор-составитель: Н.В. Лабодина «Комплексные занятия в подготовительной к школе группе 6-7» Волгоград 2019г

3)  Использование интернет ресурсов" видеоурок "Безопасность в лесу"