«ВОСПИТАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ» •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_1346095819_school-objects-2.jpg

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад общеразвивающего вида "Родничок"

 

 

Томская область

Первомайский район

п. Первомайское

 

Автор: Бородич Галина Анатольевна, воспитатель I квалификационной категории

 

( Собрание проводится в начале года.)

Форма проведения: круглый стол.

Цель:

- Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах подготовки ребенка к школе.

- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности дошкольников в семье и детском коллективе.

- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.

 

Девиз: Я стану первоклассником!

Что-то мне совсем не играется,

Не рисуется и не строится…….

Я сегодня жду с нетерпением:

Этот день, когда он закончится?

Потому что завтра я в новенькой форме

С ранцем большим за плечами

Рядом с бабушкой и мамой

В школу утром пойду с цветами.

Первый раз я войду за учителем

В светлый класс и за парту сяду.

Завтра, завтра я первоклассником

Наконец настоящим стану!

Предшествующая работа:

1.Анкета для родителей «Как вы готовите ребенка к школе?» (Приложение №1)

2.Памятка для родителей по развитию любознательности и познавательного интереса. (Приложение№2)

3.Организационная работа: приобретение родителями тетрадей для занятий, наглядных пособий, грамот, символов-оценок, призов для награждения.

4.Индивидуальная работа. Ответить на частные вопросы родителей ,обозначить проблемы, имеющиеся у детей, дать рекомендации, как с ними справиться.

5.Оформление выставки рисунков «Скоро в школу».

Ход мероприятия:

Воспитатель:

Добрый вечер, уважаемые родители!

Вот и наступил для наших дошколят новый учебный год ,который будет последним перед школой. Многие уже сейчас мечтают первого сентября в нарядной форме, с пышным букетом отправится в класс. Взрослые волнуются и думают о том, готов ли их малыш к школе, будет ли понимать то, что говорит учитель, аккуратно ли станет выполнять задания в тетради, подружится ли со своими одноклассниками?

Вопросы действительно важные. Но у вас ,уважаемые родители, еще есть время, чтобы помочь развить у будущих первоклассников необходимые качества для успешного усвоения школьной программы.

Когда психологи тестируют ребенка на подготовку к обучению, то прежде всего выясняют, почему он хочет идти в школу. Среди предполагаемых ответов есть следующие варианты: «потому что в школу идет мой друг, мне хочется быть с ним рядом»; «потому что мне купят красивый ранец, пенал, ручку и тетради в красивых обложках»; «потому что в школе я буду учиться писать, решать трудные задачи и узнавать много нового и интересного». Так хочет ли ваш ребенок в школу? А если хочет, то почему? Если он отмечает лишь внешнюю привлекательность школьного обучения (новые красивые вещи, общение с друзьями), значит срочно надо развивать у него любознательность и познавательный интерес, которые являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе.

Что же такое любознательность? (высказывания родителей)

Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость. Она окрашена эмоциональным восприятием ребенком окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения.

Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных условий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного заинтересованного отношения к ним.

Многие дети имеют достаточный запас представлений, они быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их познавательный интерес останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

Что же такое любопытство? (высказывания родителей)

Во- первых, это мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства).

Во-вторых, стремление узнать, увидеть что-то новое то есть удовлетворить пустое любопытство.

Дошкольники - прирожденные исследователи. Детей интересует все новое, неизведанное. Каждый день приносит им массу открытий, многие из которых они черпают в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. А сколько всякой всячины можно найти в карманах наших «почемучек», какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им: открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

 


Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?

(высказывание родителей)

Очень часто сигналом задержки психического развития служит количество и качество задаваемых ребенком вопросов, по которым можно судить не только об отставании в развитии ребенка, но также и о его интеллектуальных и творческих способностях.

Задают ли вам дети вопросы? Какие? Как вы думаете, о чем говорят детские вопросы? (о высоком уровне развития ребенка)

Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями.

Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете на те предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них?

Это не праздные вопросы, о которых легко отшутиться: «Много будешь знать, скоро состаришься». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро - в первых же классах школы, когда ваш ребенок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. А. М. Горький писал: «Сказать ребенку на его вопрос: «Подожди, вырастешь- узнаешь» значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос - большое искусство и оно требует осторожности».

Скажите, нужно ли сразу отвечать ребенку? Как поступаете Вы?

Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.

Не рекомендуется также давать ответы в категорической форме - да или нет.

Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая помогает ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами. Если в три года малыш лишь удивляется чему-то новому и проявляет любопытство, то после трех лет это не просто удивление новому, но и желание все о нем знать, стремление постичь суть окружающего, понять причины, связи между предметами и явлениями.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня факторы, способствующие формированию любознательности и познавательного интереса дошкольника и отметить их галочкой. ( Раздать каждому родителю.)

Факторы, способствующие формированию любознательности и познавательного интереса:

1.Общение с ребенком.

2. Наблюдение за природой и окружающим миром.

3.Чтение познавательной литературы.

4.Прогулки и экскурсии в природу.

5.Познавательные беседы с ребенком.

6 Просмотр телепередач о природе.

7.Опытническая и экспериментальная деятельность с детьми.

8. Решение кроссвордов, загадывание загадок, ребусов.

9 .Подвижные игры.

10 . Музыкальные развлечения.

11.Проведение викторин, конкурсов.

12.Посещение музеев, выставок, зоопарка, театров.

Все выбранные факторы имеют не маловажную роль и все они более - менее знакомы нам. Но среди них есть такой фактор, который имеет большое значение для умственного развития ребенка- это исследовательская деятельность. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов - увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, маленькие научные открытия.

Несложные опыты и эксперименты можно при желании организовать и дома при помощи родителей. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и, конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для опытнической деятельности, например, ванная комната. Во время купания ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворяется: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т. д. Кухня- это место, где ребенок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей можно устроить соревнования между «физиками». Поставьте на стол несколько одинаковых емкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета, В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберет в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки, У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку воды, сколь хочешь? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только чтобы вопросы не остались без ответа.

Наша задача: поддерживать в детях познавательный интерес, любознательность, пробуждая их, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его.

Чем больше в Вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок.

На вопрос ребенка нужно ли сразу давать готовый ответ? Как поступаете вы?

(Не стоит этого делать! Возможно, даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ. Это - доставит ему удовольствие)

Но вот ваш ребенок пошел в школу. Первое время он весь горит приготовлением уроков, написанием палочек и крючков. Ему все нравится в школе, все новое его увлекает. Но время проходит и ребенок, «набравшись опыта» уже не так восторженно рассказывает о школьных событиях, с неохотой садится за тетради. Что случилось? Что происходит? Все чаще родителей начинают мучить эти вопросы. Ребенок перестал быть любознательным? Пропал интерес к обучению? Скорее всего, у него не развилась та любознательность, которая необходима для обучения в школе. Все дело в ее «качестве»: что именно хочет узнать ребенок и трудится ли он сам, чтобы добыть эти знания.

Все вышесказанное сегодня на нашем собрании должно заставить родителей задуматься о подготовке ребенка к школе. Помимо чтения, счета и письма у дошкольника должны быть сформированы и другие важные качества.

Решение родительского собрания:

1.Активно использовать прогулки в природу для развития любознательности – организовать совместные с родителями походы в природу в разные времена года. Ответственный родительский комитет группы.

2 .Организовать мини-лабораторию на дому. Ответственные родители.

3. Пополнить оборудованием мини – лабораторию группы: приобрести микроскоп, лупы, пробирки. Срок до 1 октября. Ответственный родительский комитет группы.

4.Провести для родителей мастер – класс по организации работы в домашней мини- лаборатории. Ответственный воспитатель групп

**************************************************************************************

 


Приложение№1.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как Вы готовите ребёнка к школе?»

Уважаемые родители!

Просим Вас поделиться опытом подготовки ребёнка к школе, который поможет нам в работе по организации педагогической подготовки родителей детей подготовительной группы.

Возраст ребёнка_________

Актуальна ли для Вас тема подготовки ребёнка к обучению в школе?________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Как Вы понимаете выражение «готовый к обучению в школе ребёнок»?________

______________________________________________________________________

Какие критерии, на Ваш взгляд, наиболее ярко характеризуют подготовленность ребёнка к обучению в школе (пронумеруйте по степени убывания: от наиболее важного критерия, к наименее важному):

Умение читать,

Высокий уровень физического развития,

Произвольность поведения,

Стремление узнавать новое,

Умение писать,

Владение навыками счёта,

Самостоятельность,

Хорошее физическое и психическое здоровье,

Умение общаться со сверстниками,

Развитые психические познавательные процессы: внимание, мышление, память,

Широкий кругозор,

Хорошо развита речь.

Считаете ли Вы, что ваш ребёнок готов к поступлению в школу?_____________

_____________________________________________________________________

Почему?_____________________________________________________________

Где, на Ваш взгляд, целесообразнее осуществлять подготовку ребёнка к школе:

___ в детском саду,

___на специальных занятиях в школе,

___в группах краткосрочного пребывания,

___дома?

Посещает ли Ваш ребёнок дополнительные занятия (кроме занятий в детском саду)?

Какие?__________________________________________________________________

Готовите ли Вы дома ребёнка к поступлению в школу? Как?_____________________

________________________________________________________________________

Какие трудности Вы испытываете при подготовке ребёнка к школе? _____________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Благодарим за искренние ответы!

 

Приложение№ 2.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ

* Внимательно относитесь к детским вопросам и не отмахивайтесь от них.

* Не раздражайтесь из-за них на ребёнка, не запрещайте их задавать.

* Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребёнка.

* Всё время прививайте познавательные интересы и мотивы.

* Научите его играть в шахматы и шашки.

* Проводите в семье конкурсы знатоков, викторины, часы загадок и отгадок.

* Организуйте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.

* Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоёму, в лес.

* Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.

* Поощряйте экспериментирование детей. Проводите совместные опыты дома.

* Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по её содержанию.

Любите своего ребёнка!