"ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ" •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_1346095819_school-objects-2.jpg

Негосударственное Дошкольное Образовательное Учреждение

(Частное Учреждение) Детский сад «Золушка»

Алтайский край, г.Бийск

 

Автор: Кривцова Татьяна Владимировна, воспитатель

Цель: Сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.

Дети растут очень быстро. У многих родителей возникает тревога опасения за своего ребенка готов ли он и что нужно делать, чтобы его хорошо подготовить. И не случайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни учеба, образовательная деятельность. Усвоение знаний становиться целью.

О готовности к школе написано много научных статей, где педагоги и психологи приводят основные критерии школьной зрелости  ребёнка. Только вот зачастую о том, готов ли он к новому этапу своей жизни, мы начинаем задумываться, когда ему уже исполняется 6 лет. И, испугавшись предстоящих хлопот и перемен, начинаем спешно решать проблему. Упустив время, взрослые пытаются обучить малыша всему и сразу, совсем не учитывая, что в таком возрасте он не сможет усвоить большой объём информации. Однако мгновенное превращение дошкольника в школьника невозможно.

Чтобы процесс подготовки к школе и будущая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее, вести её постепенно, в тесной взаимосвязи от интересов и черт личности Вашего малыша.

Самое главное понять, что подготовка к школе — это длительный и творческий процесс, который не нужно превращать в тренировки и унылые беседы. Только начинать её надо заранее и вести постепенно, индивидуально для каждого ребёнка, ведь у каждого малыша своя схема развития.

Вопрос родителям: Что же является важным в подготовке к школе?

Подготовка к школе - это процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности ребят _ играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Ученые выделяют разные виды готовности к школе.

Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:

физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

Вопрос родителям : Что понимается под физической готовностью?

Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие по​казатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Вопрос родителям : Что понимается под интеллектуальной готовностью?

В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Вопрос родителям : Что понимается под психологической готовностью?

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированности новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Вопрос родителям : Что понимается под интеллектуальной готовностью?

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов

Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том , что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание быть школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Это появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что у ребенка начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворятся тем способом приобщение к жизни взрослых , который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.



Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладает внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой носить портфель и др. Такой интерес также важен, поскольку в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

Важная сторона психологической готовности ребенка к школе - достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу , она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивание материала и т.д.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

Во-первых, это общее развитие . К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению . Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Вопрос родителям : Какими качествами должен обладать , по вашему мнению будущий первоклассник?

Важно подчеркнуть, что это нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ваш ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится в тяжкое бремя. Дети , которые не обладают этими качествами, несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что им дается без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не желает идти в школу.

Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует запомнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития.

Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка.. Значительно существеннее не сами знания, а то , как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач.

Родителей порой радует , что ребенок хорошо запомнил текст стихотворения или сказки.

А вот порой пересказать его, не нару4шая последовательности ребенок не может.

Иногда родителей радует, что ребенок считает до ста, а понятие числа не знает н не может соотнести с количеством; не может выполнить простейшие арифметические задания, пусть даже в пределах пяти. Это относить к детям старшего возраста.

Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему чувствовать себя первооткрывателем.

Можно предложить родителям видео просмотр занятия по математике, развитие речи, изобразительной деятельности.

Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение специальными знаниями и навыками - чтение, счет решение арифметических задач.

Одно из важных задач подготовки детей к школе - развитие необходимой для письма «Ручной умелости» ребенка.

Приложение №1

Памятка для родителей

Готовность ребенка к школе помогают определить следующие показатели:

1) нормальное физическое развитие и координация движений;

2) желание учиться;

3) управление своим поведением;

4) владение приемами умственной деятельности;

5) проявление самостоятельности;

6)
отношение к товарищам и взрослым;

7) отношение к труду;

8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.


Советы родителям:

1.Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.

2.Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, интерес к познанию окружающего. Загадывайте загадки, проводите элементарные опыты.

3. Ставьте перед детьми проблемные ситуации и пробуйте их решить вместе.

4. Рассуждаете с детьми вслух.

5.Читайте детям разные книги, беседуйте по ним, рисуйте с детьми.

Приложение №2

Тестирование детей по теме: « Подготовка детей к школе»

1.   Упражнение «Кубики»

(можно использовать пирамидки, ведерки, матрешки)

А). Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить? (взрослый разбрасывает кубики на полу).

Б). Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики, дай самый большой кубик, самый маленький. А теперь большой красный... Маленький желтый и т.д.

В). Давай посчитает, сколько всего кубиков? (от 1 до 9)

Г). А сможешь посчитать в обратную сторону? (от 9 до 1)

Д). Каких кубиков больше? (4 больших кубика, 5 маленьких)

Е). Попробуй собрать и сложить кубики вместе.

Критерии:

А. Оценивается контактность, сила социальных запретов;

Б. Развивается восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам;

В. Навык прямого счета;

Г
. Навык обратного счета;

Д. Формируем понятие числа;

Е. Мышление (пробы и ошибки - наглядно-действенное мышление; внутренне представление - наглядно-образное мышление);

2. Упражнение «Чудесные окошки»

Используется 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки);

5 карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, прямоугольник).

А. Один волшебник построил дворец с "чудесными окошками". Чтобы найти свое окошко, надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и попробуем назвать цвет и форму. (Карточки раскладываются на столе и ребенок называет каждое окошко).

Б. А теперь выбери свое "окошко", которое тебе больше всего нравится по цвету, по форме.

Критерии:

А. Восприятие цвета, формы

Б. Анализируются эмоциональные предпочтения.

 

 


3. Упражнение «Семена»

Используются карточки с изображением фруктов, овощей, ягод (цветов) всего 9 карточек

А. Продавец семян разложил пакетики на три группы, но подул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались. Помоги продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакетики и называет семена.)

Б.
Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку.) Что купили у продавца. Чего не стало? Где лежал этот пакетик?

Критерии:

А. Способность ребенка классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез);

Б.
развитие зрительного внимания и памяти.

 



4.Упражнение «Попугайчик»

А. В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик:

то-ца (ребенок повторяет);

то-ца-му (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет);

Б. Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.)

Критерии:

А. упражнение на развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха (хороший результат - более пяти слогов);

Б. объем слуховой памяти (словесной памяти), слуховое внимание (хороший результат - воспроизведение пяти слов с первой попытки).



5. Упражнение «Волшебные картинки»

Используются:

а) три картинки: 1-я разрезана на две части; 2-я - на четыре части; 3-я на шесть частей;

б) серия сюжетных рисунков (3-4 картинки)

А. в этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. (Взрослый предлагает сначала простой уровень - 2 части, затем средний - 4 части, последний - сложный - 6 частей. После того, как ребенок сложит картинку, предлагается придумать рассказ или рассказать, что на ней изображено.)

Б. А другие картинки не ломаются, зато они все время путаются. Какая картинка должна быть первой, второй...? Разложи их по порядку и придумай рассказ.

Критерии:

А. Целостность восприятия образа; наглядно-образное мышление, умение рассказывать по одной картинке, контекстность речи;

Б. Развитие логического мышления, умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связанность и контекстность речи.



6. Упражнение «Зайчик»

Используется простой карандаш средней твердости, лист бумаги, на котором изображены зайчик и его домик. Между зайчиком и домиком нарисована узкая извилистая дорожка.

Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от листа бумаги.

Критерий: Развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линий, равномерность)

Литература:

О.Л.Зверева, Т.В.Кротова «Родительские собрания в ДОУ» 2002 г.Москва

Ильина М.И. и др. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? -Дельта, 1997.