"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЕ" •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_1346095819_school-objects-2.jpg

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 25 «Золотой ключик»

(для детей с нарушениями зрения)

Челябинская область, город Снежинск



Авторы:

Сидорович Лилия Александровна, учитель-дефектолог

Ессина Оксана Федоровна, воспитатель

Новикова Елена Юрьевна, воспитатель

Цель:

Повысить компетентность родителей по вопросам подготовки детей к школе.

Задачи:

Мотивировать родителей к активному взаимодействию семьи и педагогов группы в вопросах подготовки детей с нарушениями зрения к обучению в школе.

Пропагандировать позитивный родительский опыт по данному направлению работы.

Оборудование:

Выставка пособий и методической литературы «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Мультимедийное оборудование для выступлений педагогов и родителей.

Буклет «Советы родителям старших дошкольников при выполнении графических заданий».

Тест-опросник на определение сформированности «внутренней позиции школьника».

Ход собрания:

Вводная часть. Тренинг «Приветствие»

Чтобы сформировать доверительный стиль общения в процессе собрания, родителям и педагогам было предложено сесть в круг, и по очереди поприветствовать друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад(а) тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты как всегда энергичен и весел». Во время этой разминки, родители настроились на доверительный стиль общения, продемонстрировали свое доброе отношение друг к другу.

1. Выступление учителя-дефектолога о возможных проблемах, с которыми могут столкнуться в школе дети с нарушениями зрения и их родители.

b_150_100_16777215_0___images_stories_dscn52511.jpg

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. Поэтому проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе очень важна. В законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить в своем ребёнке основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» (Глава IV. Обучающиеся и их родители (законные представители), статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся). А это значит, что мы с вами, уважаемые родители, должны стать единомышленниками и партнерами в этом вопросе.


Переход ребёнка из дошкольного учреждения в школу – это испытание для всего детского организма, и в первую очередь для зрения, поэтому от вас, дорогие родители, зависит, чтобы переход на дальнейший этап обучения не повлиял отрицательно на состояние зрительных функций ребенка.

Я расскажу вам об особенностях обучения в школе детей имеющих нарушения зрения и возможных проблемах, с которыми они могут столкнуться.

Дети с нарушениями зрения могут испытывать серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов. У большинства из них имеются сложности в овладении навыками практических действий по ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в большом пространстве.

Кроме того, недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), что значительно затрудняет учебно-познавательную деятельность. Дети с нарушением зрения могут испытывать трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения самих учебных заданий. У них может быть недостаточный уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы. Возможны сложности в зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения. Многие дети плохо запоминают образ буквы, путают цифры, может появиться зеркальное написание знаков.

У подавляющего большинства детей, поступающих в школу, первые серьезные проблемы и первые разочарования возникают именно при формировании процесса письма, а точнее при овладении графическими навыками. Зная трудности школьного обучения, мы хотим дать вам некоторые рекомендации по их устранению, предупреждению.

Если ребенок плохо запоминает буквы (цифры) необходимо четко разобрать элементный состав знака, при необходимости подключить тактильную память для формирования образа знака путем обводки буквы (цифры) пальцем по контуру из мелкой наждачной бумаги. Можно предложить ребенку дописать элементы букв, выложить букву или цифру из любых мелких предметов (палочки, пуговицы и т.д.), найти и исправить ошибку, поработать с трафаретами и др.

Для развития зрительно-моторной координации ребенку необходимо научиться пользоваться ручкой, карандашом. Для этого нужно развивать умение проводить разные виды линий в разных направлениях, рисовать, штриховать, обводить, раскрашивать. Если ребенок не удерживает строчку, необходимо ее выделить ярким цветом. Глазомер и координация в системе «глаз-рука» хорошо развиваются в играх с мячом, кольцебросом, при метании стрел в мишень, в упражнениях со скакалкой, в такие игры дети будут играть с удовольствием.

Очень полезно для развития мелкой моторики руки выполнять с ребенком пальчиковую гимнастику, нанизывать бусы, сортировать мелкие предметы, плести коврики из бумаги, выкладывать узоры из мозаики, работать с мелким конструктором, пластилином, тестом и др. Все советы при выполнении графических заданий вы можете узнать из буклета (приложение1). Материал по этой теме вы найдете также на сайте нашего детского сада (http://www.ds25.snzsite.ru/igraya-uchimsya/советы-родителям.html)

Для успешной учебы в 1 классе у детей с нарушениями зрения необходимо формировать навыки макро- и микропространственной ориентировки. Надо развивать и закреплять умения ребенка ориентироваться на собственном теле, в помещении своей квартиры, дома, во дворе, на ближайших улицах города, ориентироваться в малом и большом замкнутых пространствах, передвигаться в разных направлениях. Ребенку будет интересно, если родители примут участие и организуют игры на развитие ориентировки и координации.

Большое значение для будущего школьника с нарушением зрения имеет звуковая культура речи, желательно, чтобы ребенок к школе умел правильно произносить звуки русского языка. Это положительно повлияет на развитие всех сторон речи ребенка. Для развития связной речи мы рекомендуем вам больше разговаривать со своими детьми, просить их рассказывать о своих впечатлениях, настроении, читать книги, учить стихи.

Рекомендуемые нами упражнения и задания лучше проводить в игровой, интересной для ребенка форме. Даже играя с ребенком необходимо помнить о соблюдении зрительной нагрузки. Соблюдать охранительный зрительный режим необходимо не только в играх, но и в дальнейшей учебной деятельности, так как зрительная нагрузка во время учебы возрастает.

При работе вблизи максимальную нагрузку испытывает зрительно-мозговой аппарат, поэтому часто у детей возникают жалобы на плохое самочувствие. Это происходит из-за повышенной утомляемости глазных мышц, периодически возникающих болей в голове, чувства тяжести в затылке, скованности и напряженности мышц в воротниковой зоне и в области плечевого пояса. У ребенка может возникнуть чувство разбитости, могут покраснеть и заслезиться глаза, появиться ощущение рези, может возникнуть двоение в глазах. Из-за этого дети могут быть капризны и рассеяны. Поэтому вам надо знать, что необходимо делать для профилактики зрительного утомления.

Тифлопедагог показывает комплексы упражнений на снятие зрительного утомления, общеукрепляющих упражнений для глаз, упражнений на укрепление глазных мышц, тренировку и массаж хрусталиков, улучшение кровообращения, питание глаз и лечение близорукости (метод Бейтса). Родители вместе с тифлопедагогом выполняют их, задают вопросы по методике проведения комплексов.

b_150_100_16777215_0___images_stories_p1040601.jpg b_150_100_16777215_0___images_stories_p1040632_.jpg

 

 



2. Выступление родителей о позитивном семейном опыте подготовки детей к школе с использованием мультимедийной презентации по темам:

«Регулярные занятия спортом как фактор физической готовности к школе» (выступление мамы Марты М. о занятиях фигурным катанием),

«Папа, мама, я – читающая семья» (выступление мамы Насти Б. о приобщении ребенка к чтению посредством систематического посещения детской библиотеки).

3. Знакомство родителей с тестом и правилами тестирования готовности ребенка к школе (проводит воспитатель).

Для того чтобы вы могли сами оценить готовность вашего ребёнка к школе, предлагаем тест:

Тест-опросник на определение сформированности «внутренней позиции школьника»


* Ты хочешь идти в школу?

* Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

* Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду? Почему?

* Ты любишь, когда тебе читают книжки?

* Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

* Какие у тебя любимые книжки?

* Почему ты хочешь идти в школу?

* Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?

* Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?

* Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

* Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

* В игре в школу что у нас будет длиннее — урок или перемена?

Учитываются ответы на вопросы №1,2,3,4,5,10,11,12.

При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы звучат следующим образом:

№ 1 — Хочу идти в школу.

№ 2 — Не хочу еще на год остаться в детском саду (дома).

№ 3 — Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т. д.).

№ 4 — Люблю, когда мне читают книги

№ 5 — Сам прошу, чтобы мне почитали

№ 10 — Нет, не устроит. Хочу ходить в школу.

№ 11 — Хочу быть учеником

№ 12 — Пусть будет длиннее урок

4. Обзор-обсуждение выставки методической литературы и пособий.

Проводят тифлопедагог и воспитатели с родителями в микрогруппах по интересам. Раздача буклетов «Советы родителям старших дошкольников при выполнении графических заданий».


5. Проект решения родительского собрания.


Приложение 1

Буклет «Советы родителям старших дошкольников при выполнении графических заданий»

* При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.

* Продолжительность работы не должна превышать 5 минут. Затем отдых, зрительная гимнастика, переключение и, если ребёнок хочет, ещё 3-5 минут работы.

* Не переходите к следующим заданиям, если не овладели предыдущим (линии должны быть четкими, ровными, уверенными).

* Перед началом выполнения заданий объясните ребёнку их цель: «Мы немного потренируемся, попробуем, готов ли ты писать». Покажите строчки, на которых расположены графические элементы, объясните, что точки обозначают начало движения, а стрелки направление.

* Шестилетнему ребёнку гораздо проще провести длинную линию, чем короткую, и тем более начать и закончить её в определённой точке. Поэтому особое внимание ребёнка обратите на точку начала движения: «начинаем отсюда» и на направление движения – стрелку: «ведём сюда». Каждый элемент пишется отдельно, затем рука и пальцы расслабляются (отдыхают), потом пишется следующий элемент.

* Если задания не получаются, рука идёт «не туда», штрихи неровные, неуверенные, если ребёнок неловок, напряженно держит ручку или карандаш (обычно в таких случаях он отказывается от работы, ищет любые причины, чтобы увильнуть от неё), не настаивайте, а тем более не ругайте, не стыдите, не грозите: «Пойдёшь в школу – будут двойки!» Постарайтесь разобраться в причинах.

* Понаблюдайте, как играет ребёнок, умеет ли манипулировать мелкими предметами. Дайте, например, пакет с пуговицами и попросите отделить большие от маленьких, а потом нанизать их на леску или шнурок, отдельно маленькие, отдельно большие.

* Внимательно посмотрите, как рисует ребенок. Быть может, так же неловко он держит карандаш, крутит лист вместо того, чтобы повернуть руку.

Успехов вам!

Приложение 2

Примерная литература для выставки


Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Безруких М.М. «Пора ли в школу?» М.: Вентана-графф, 2003.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Книги из серии «Школа для дошколят». М.: Росмэн, 2005.

Ильина М.Н. «Тесты для детей: Готов ли ваш ребенок к школе?» СПб.: Дельта, 1997.

Панфилова М.А. Лесная школа. М.: ТЦ Сфера, 2002.

Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы. Как подготовить ребенка к школе. СПб.: Каро, 2005.

Смирнова М. Н. Большая книга занятий для будущих первоклассников. Внимание, память, мышление, познавательные способности и мелкая моторика руки. - М.: Акад. разв., 2008.

Узорова О. В., Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. М.: Астрель, 2008.

Узорова О. В., Нефедова Е. А. 1000 самых частых вопросов при поступлении в школу. Книга 1., Книга 2. М.: Астрель, 2008.

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет. М.: Генезис, 2005.