Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Сузунский детский сад №1» Новосибирская область Р. п. Сузун Автор: Черникова Татьяна Семёновна , воспитатель
Цель: Дать понятие о комплексе готовности ребенка к обучению в школе, советы и рекомендации родителям.
Подготовка: проведение теста на определение уровня готовности ребенка к обучению в школе, раздаточный материал для родителей.
Ход собрания:
« Готовь сани летом, а телегу – зимой», - гласит народная мудрость.
Эти слова вполне применимы и к задаче воспитания у ребятишек качеств, необходимых для успешного обучения в школе. К сожалению, нередко родители понимают под готовностью ребенка к школе только умения ребенка читать, писать, считать – то есть то, чему его должны научить именно в школе. Однако раннее овладение учебными умениями, определенная сумма знаний не гарантируют вашему ребенку успешной школьной жизни. Существует ряд факторов, определяющих готовность ребенка к школьному обучению. Готовность ребенка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние его здоровья. Комплекс всех этих факторов определяет уровень такого развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут впоследствии к нарушению его здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, приводящие нередко к неуспеваемости. Таким образом, следует говорить о целом комплексе готовности ребенка к обучению в школе: 1. Психологическая готовность проявляется в том, что школа привлекает ребенка не только внешней стороной (желание иметь портфель, тетради и т.д.), но возможностью получить новые знания. При этом ребенок владеет необходимыми средствами познавательной деятельности: у него развиты речь, память, мышление, воображение, пространственные представления и т.д. 2. Интеллектуальная (умственная, когнитивная) готовность означает наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к ним, понимание связи между явлениями и т.п. 3. Социально-личностная готовность проявляется в умении и потребности ребенка общаться со взрослыми, сверстниками, в умении войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, умении слушать и выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы. Кроме того, ребенок умеет преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда. 4. Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья. Как определить уровень готовности ребенка к обучению в школе? С помощью следующего теста (тест раздается заранее) вы можете выявить уровень общей готовности вашего ребенка к обучению в школе.
Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл. 1. В школе у меня будет много новых друзей. 2. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья - уже первоклассники. 3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками. 4. Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни. 5. Интересно, как выглядит классная комната. 6. Я обязательно буду учиться хорошо. 7. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены. 8. Я думаю, что в школе будет интереснее, чем в детском саду. 9. Мне очень интересно, какие в школе уроки. 10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад. Подсчитайте результаты. 1-3 балла - ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу. 4-8 балла - ваш малыш хочет в школу, но нужно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или уроки. Если больше утвердительных ответов получено по вопросам первой части теста, то ребенок еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов по вопросам второй половины, то ваш малыш вполне представляет, для чего ходят в школу. По итогам теста побеседуйте с ребенком. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно, расскажите, что в школе у него появится много новых друзей, что он будет весело и интересно проводить каникулы. Объясните ему, что учеба - это занятие само по себе весьма занимательное, но непростое, что в школе он узнает много нового и интересного. Рассказывая ему о школе, не приукрашивайте будущую действительность. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно. Уделяйте больше внимания целенаправленной подготовке к школе. Необходимые занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес к учебе, к процессу познания. Помимо определения уровня общей готовности ребенка к обучению в школе, родителям следует обратить внимание и на некоторые другие показатели развития ребенка:
Развитие речи и готовность к овладению грамотой 1. Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова; 2. Умение различать гласные и согласные звуки. 3. Умение членить слова на слоги. 4. Умение строить простые предложения из 4 и более слов. 5. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определе- ния к существительному. 6. Умение составлять маленькие рассказы о предметах, событиях. 7. Умение самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов. Развитие элементарных математических представлений 1. Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества. 2. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного. 3. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. 4. Умение соотносить цифру и число предметов. 5. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры. 6. Умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. 7. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части. 8. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Кругозор ребенка 1. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родите- лей, перечислить состав семьи. 2. Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых. 3. Знать правила поведения в общественных местах. 4. Знать правила безопасного поведения на улице. 5. Иметь общие представления о временах года, сезонных явлениях. 6. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность. 7. Знать названия частей суток и их последовательность.
Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе? Отдельный разговор о социально-личностной и психологической готовности ребенка к обучению в школе объясняется тем, что зачастую именно они становятся предметом тестирования, изучения при приеме ребенка в школу. Задание для взрослых: Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям.
Помните: ваша цель-наблюдение. Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы: 1. Легко ли ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми? 2. Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой? 3. Часто ли ваш ребенок обижается и плачет? 4. Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их? 5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками? 6. Часто ли он участвует в драках? 7. Как ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций? 8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется? 9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив? 10. Спокойный ли у него сон? 11. Есть ли у вашего ребенка друзья? 12. Принимают ли его в игру знакомые дети? 13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)? 14. Умеет ли отстаивать свое мнение? 15. Есть ли у него трудности с речью? Материалы наблюдений дадут вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант - ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых). О психологической готовности к обучению в школе свидетельствуют: • учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний); • умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание); • развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных способностей: • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами). • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять: выше - ниже, вперед - назад, слева - справа). • координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру -зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг). • развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам). • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут). • развитие произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово-картинка либо слово-ситуация).
Какие занятия будут полезны для любого ребенка в период подготовки его к школе? Любому малышу необходимы занятия по развитию мелких мышц руки (моторике), графических умений: • работа с конструкторами разного типа, мозаикой, шнуровкой и пазлами; • швейные операции с использованием иголки, работа с ножницами, пластилином, с природными материалами, конструирование из бумаги и картона, папье-маше, макраме, оригами и другие виды ручного труда; • рисование в альбомах (карандашами, красками); О достаточном уровне развития моторики руки и графических умений ребенка свидетельствуют следующие умения: • способность ребенка манипулировать мелкими предметами, выполнять простые графические движения; • умение рисовать вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры, штриховать различными способами; • умение использовать в работе разные графические материалы (разные виды карандашей, мелков, красок и фломастеров), регулировать силу нажима; • умение чертить ровные прямые линии и ровные наклонные линии без ограничительной черты, ровные прямые и наклонные линии в 20 мм строке, овалы и круги, треугольники и квадраты; • умение повторять и продолжать рисовать или писать по заданному образцу или словесной инструкции (графические диктанты). Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления) обеспечат занятия, на которых ребятам предлагается: • собирать разрезные картинки; • собирать картинки из кубиков (сюжетная картинка или геометрические рисунки) и пазлы разной сложности; • - дорисовывать элементы, детали, части фигур, элементы букв и цифр, картинок до заданного образца при наличии или отсутствии визуальной опоры; • различать направления вверх - вниз и выполнять повороты вправо - влево; • различать расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед - за - около - между).; • находить сходные предметы, буквы, геометрические фигуры и композиции в соответствии с образцом среди ряда схожих изображений;. • классифицировать фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам; • срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов; • копировать буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов; • находить часть целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме); • находить определенное количество различий между двумя схожими картинками по образцу и по памяти; • различать по конфигурации различные фигуры, буквы и цифры; • моделировать контуры предметов окружающей действительности и букв из счетных палочек, бумаги, природных и искусственных материалов, оригами; • запоминать 10 не связанных между собой слов при трех-четырех-кратном повторении, воспроизводить б из них; • группировать по смыслу слова и запоминать их; • запоминать стихи из 8-12 строк после нескольких повторений; • описывать предметы, находить их по заданным признакам; • определять последовательность событий, явлений, дать понятие времени; • задавать вопросы, способствующие развитию мышления детей. Советы родителям будущих первоклассников: • Следует рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной. • Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами. • Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми -на одинаковые. • Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью. • Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенности тревожность. • Очень важно уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
Литература: К.В. Бардин «Подготовка ребенка к школе»
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
* 12 советов родителям будущих первоклассников Скоро в школу... Через год ваш ребенок переступит ее порог. И есть простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. • Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием. • Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации. • Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Все это как у взрослых, но — личная собственность и ответственность ребенка за порядок! • Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. • Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. • Научите ребенка правильно реагировать на неудачи Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. • Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы.. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. • Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя, купить продукты в магазине. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту. • Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки на ботинках. • Научите ребенка самостоятельно принимать решения Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам подбирает одежду, соответствующую погоде. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни. • Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины. • Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения. Для полноценного и гармоничного развития полезно читать детям вслух (лучше не сказки, а рассказы или детские энциклопедии) – так ребенок не только слышит правильную грамотную художественную речь, но и приобщается к культуре, развивается интерес к чтению.
|