"ПЕРВЫЙ ГОД САМЫЙ ТРУДНЫЙ" •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_1346095819_school-objects-2.jpg

 

 

 

 

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Куртамышский детский сад №4»

г. Куртамыш, Курганская область

Автор: Реутова Оксана Петровна,
воспитатель, первая квалификационная категория.

 

Цель: Формировать у родителей систему знаний по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.

Предварительная работа:


•   фотовыставка «Ребенок в детском саду» (фотографии с различных мероприятий в детском саду);


•     видео беседы с детьми «Что я знаю о школе», «Кто такой ученик?»;


•    экскурсия в школу;


•    подготовка тест листов для каждого родителя


•    подготовка материала для теста «Пирамида»


•    организация выставки методической литературы для родителей.


План проведения:

1. Вступление воспитателя
2. тест «Пирамида»
3. Сообщение воспитателя по теме «Готовность детей к школьному обучению»
4. Просмотр видео о беседах с детьми
5. тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу»
6. Памятка для родителей, будущих первоклассников.

Тема: «Первый год самый трудный».

1.Вступление воспитателя


Здравствуйте, уважаемые родители!

Мы рады вас видеть, и благодарим за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу.
Вот и заканчивается последний год пребывания ребенка в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным возрастом. Скоро перед ребенком распахнет двери школа и начнется новый период жизни. А пока он только ещё приближается к школьному порогу. Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства пробудит он в душе, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства. А приобрел он не мало.
Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был, как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит готовность ребёнка к школе?
Мы предлагаем Вам небольшой тест, где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо, учиться в школе.

2.Тест «Пирамида».


Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек
Им предлагается следующее задание: Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель.

 

Должна получиться вот такая пирамида:

b_150_100_16777215_0___images_stories__-___-.jpg

 

 

Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:
•    Ответственность
•    Умение считать, считать, писать
•    Умение общаться с взрослыми и сверстниками
•    Самостоятельность
•    Настойчивость
•    Состояние здоровья
•    Умение логически мыслить
•    Умение организовать рабочее место
•    Развитие речи и памяти.
Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)

 



3. Сообщение воспитателя «Готовность детей к школьному обучению».

 

 

b_150_100_16777215_0___images_stories__-____-.jpg


Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении с взрослыми и сверстниками. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
Выделяются разные виды готовности к школе:
•    Психологическая готовность
•    Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений
•    Специальная готовность: умение читать, считать, писать
Что такое физическая и специальная готовность ребенка к школьному обучению всё - же понятна родителям. А вот что такое психологическая готовность хотелось бы вам объяснить.


Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве с взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может.
Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:
1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;
2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;
3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;
4) хорошее развитие фонематического слуха.


Мотивационная готовность
Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес.
Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу.


Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей, и отношений между предметами, и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с помощью   элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно - действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Вместе с тем, дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой практической предметной деятельности и закрепляющемся в слове. Ребенку в этом возрасте приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В   игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.


Развивающееся мышление дает детям возможность предусматривать за ранее результаты своих действий, планировать их. По мере развития любознательности, познавательных процессов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемой их собственной практической деятельностью.


Ребенок начинает ставить перед собой познавательный задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Он прибегает своего рода к экспериментам для выяснения интересующих его вопросов, наблюдает явления, рассуждает и делает выводы.
В дошкольном возрасте внимание носит произвольный характер. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его   на определенных предметах. Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Таким образом, к 6-7   годам   структура   памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.


Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности.


Личностная готовность к школьному обучению
Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям.
На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно - значимым и   общественно оцениваемым делом, осознается ребенком, как адекватный для него путь к взрослости – он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции».    С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст.
Психологическая готовность к школе – целостное образование, многокомплектное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточность сформированности какого-либо одного компонента психологической готовности.


4. Родителям предлагается просмотреть видеозапись группового интервью с детьми, содержащего мнение детей по поводу того, что изменится в их жизни с переходом в школу.

 


5. Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

Цели: изучение мнения родителей о готовности ребенка к школьному обучению; анализ умения принимать переживания ребенка.

Уважаемые родители!
Отметьте свои ответы. Если согласны с утверждением, поставь те крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1 Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других.
2 Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать детей.
3 На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4 Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5 Ребенок спокойно учится только в том случае, если его мать — учительница.
6 Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, писать, считать.
7 Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8 Боюсь думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9 Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10 Мой ребенок ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11 Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12 Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»

Обработка результатов:
Подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

До 4 баллов — у вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября. По крайней мере, вы сами вполне готовы к школьной жизни ребенка.


6—10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.


10 и более баллов — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.


Если родителям случается вместе с ребенком просиживать длительное время в очереди, в транспорте, вообще долго находиться в замкнутом пространстве — речевые и пальчиковые игры спасают от раздражения, усталости и скуки.


6. Памятка для родителей, будущих первоклассников.


1. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.


2. Очень важно все о своем ребенке рассказать учителю.


3. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.


4. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.


5. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.


6.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на первоначальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника , например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.


7. Поддержите первоклассника в его желании добиваться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.


8. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.


9. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.


10. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.


Литература:
Бабаева, Т.И. У школьного порога./Т.И.Бабаева. – М.: Просвещение, 1993. – 128с.
Шитова, Е.В. Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет./ Е.В.Шитова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169с.
Шабалина, З.П. Первый год – самый трудный. Книга для учителя/З.П. Шабалина. – М.: Просвещение, 1990. – 96с.
Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога/ Г.А. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 382с.

Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/rodsodranie09.htm

http://dohcolonoc.ru/carta.html

http://kschool1.ru/index.php/14-articles/217-sad

http://www.maaam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-proekt-psihologicheskaja-gotovnost-detei-k-shkole.html