"ВАШ РЕБЁНОК - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК"" •Печать•

 

b_150_100_16777215_0___images_stories_1346095819_school-objects-2.jpg

 

МА ДОУ ЦРР д/с №23

Тюменская область


г.Ишим

 


 

b_150_100_16777215_0___images_stories_877611.jpg Автор: Думенова Надежда Владимировна , воспитатель высшей категории

 

 

 

Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

План проведения

*​ Приветствие .

*​ Вступительное слово (актуальность проблемы).

*
Памятки «Хорошего настроения».

*​ Раскрытие компонентов готовности к школе.

* Игры с родителями: «Сумасшедший генетик», «Лимирик», «Послание без бумаги и ручки», «Подать сигнал», «Танец», «Квадраты».

*
Подведение итогов собрания: Рефлексия: «Лестница Успеха», советы родителям.

Ход собрания:

- Здравствуйте, уважаемые родители!

Мы рады видеть Вас, и мы благодарим Вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы- педагоги и вы- уважаемые родители, заинтересованы в хороших успехах своего ребёнка в школе, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. И здесь возникают важные вопросы: «Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным? «Что необходимо сделать, чтобы ребенок учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции?». Вот в этих вопросах мы с вами сегодня и разберемся.

Уважаемые родители!

Я приглашаю Вас пройти к столам, располагайтесь. На столе для Вас приготовлены памятки «Хорошего настроения»

b_150_100_16777215_0___images_stories___._copy_page_1.png

Я желаю Вам сегодня:

- получить удовольствие!

-позволить себе быть свободными!

-быть доброжелательными к себе и другим!

-постараться быть внимательными!

-избегать оценок и суждений!

-говорить только о собственных чувствах!



Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

 

 


Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень - психологическая готовность к учебной деятельности. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. Фундаментом успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе являются:

o Физическое здоровье ребёнка.

o Развитый интеллект ребёнка.

o Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.

o Выносливость и работоспособность.

o Умение ребёнка читать и считать.

o Аккуратность и дисциплинированность.

o Хорошая память и внимание

o Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.


Сегодня мы подробнее остановимся на развитии интеллекта будущего школьника.

- Мы в своей работе уделяем большое внимание тому, как научить детей мыслить нестандартно, творчески, используя необычные приемы. В настоящее время в современном мире возрос интерес к развитию творческих способностей. Актуальность их изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, мыслить творчески. Креативность, нестандартное мышление, воображение – это основные инструменты подготовки к школе и развития дивергентных (творческих) способностей и мышления ребенка старшего дошкольного возраста.

Ребенок, обладающий развитым дивергентным мышлением, не только может генерировать большое количество ответов на какой-либо вопрос, но становится способным к толерантности. Дивергентное мышление выступает основой толерантности, поскольку способность генерировать большое количество ответов на один и тот же вопрос, так или иначе, рождает способность терпимо относиться к многообразию точек зрения других людей.

Ведь если не развивать нестандартное мышление и креативность, это может быть причиной того, что в будущем, ваш ребенок может стать неудачником, он не сможет найти пути для достижения целей, он не сможет находить самые неожиданные выходы из проблемных ситуаций.

Вы бы этого хотели для своих детей? Конечно, нет!

Для развития нестандартных, творческих способностей старших дошкольников мы используем различные тренинги, игры, создание лимириков, решение логических задач и многое другое.

- У вас, уважаемые родители появилась уникальная возможность побыть сейчас в роли детей и немного поиграть! Я предлагаю Вам проявить свои креативные , нестандартные способности и выполнить следующие задания:

И, так первое задание:

«Сумасшедший генетик»

Возьмите чистый лист бумаги и фломастер. Очень хорошо, если вы не умеете рисовать, поскольку красота и результат здесь абсолютно не важны. Главное — это процесс, а потом результат. А теперь нарисуйте нечто, которое будет сочетать в себе как можно больше признаков всех известных вам зверей. У вас получится, например, лиса с рыбьей чешуей, или длинношеий заяц с копытами.

- Приступайте к выполнению задания.

Цель этого упражнения — убить любые зачатки логики и здравого смысла, сделав акцент на креативности.

- Замечательно! Вы творчески подошли к выполнению этого задания.

- Развить креативность можно в любом человеке и в любом возрасте Насколько она будет работать эффективно у вас, это уже второй вопрос и здесь все зависит от того, как вы ее упражняете, упражняете ли вообще и с какой интенсивностью. Заставляйте свой мозг работать, пусть он думает и изобретает. Формы игр вы можете придумывать сами. Например это могут быть тесты. Я предлагаю Вам, в свободное время проверить на сколько Вы креативны. (раздаются тесты)

- А сейчас, я предлагаю Вам принять участие в создании лимерика.

- Лимерик – это короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы).

На столе лежат памятки «Характеристика текста лимерика»:

1. Как правило, это стихотворение рифмуются следующим образом:
Первые две строчки рифмуются между собой.
Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
Пятая содержит вывод и не рифмуется.

2. По содержанию лимерик строится по следующей модели.

Вот один из них:

* Жил да был старик болотный,

* Вздорный дед и тягомотный,

* На колоде он сидел,

 

 

* ​ Лягушонку песни пел


* Въедливый старик болотный.

И так, у вас есть 3 минуты для создания своего лимерика.

В процессе выполнения таких заданий не следует подвергать критике ответы детей, т.к. ребенок в отличие от взрослого мыслит непосредственно, неприземленно. Если мы, взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.

Создавая лимерики у детей развивается нестандартное мышление,

решаются дивергентные задачи,

развивается вербальная гибкость,

умение придумывать простые рифмы
.

- Прочитайте свои лимерики.

-Молодцы, вы творчески подошли к заданию.

- А сейчас, я предлагаю Вам проявить свои креативные способности и решить дивергентные задачи:

- Я предлагаю Вам разделиться на команды, выбрав шарик любого цвета(воздушные шарики желтого и синего цвета)

 


Для команды желтых шариков «Послание без бумаги и ручки»-1 команда

(варианты - на запотевшем окне пальцем, выжечь лупой на дереве, узелками, нацарапать на камне, кровью, смс, на компьютере, автоответчик)

Для команды синих шариков «Подать сигнал» - 2 команда.

(варианты – нарисовать красную лампу, фарами, лазером, подмигнуть, послать гонца, азбука Морзе)

-Молодцы, вы справились с заданием и высказали большое многообразие оригинальных ответов.

-А сейчас, я предлагаю Вам немного отдохнуть, поднять свое настроение, я предлагаю Вам потанцевать: (Игра – танец)

На столе для Вас лежат картинки:

Выбирайте картинки с изображениями, под музыку каждый танцует "что хочет". Вы должны выразить в танце какой-либо образ.

Темы для подсказки: станцуй "бабочку", "зайчика", "кошку", "лошадку", "утюг", "конфету", "молоток" и так далее.

Необходимо следить, чтобы участники именно танцевали, а не изображали соответствующие чувства мимикой. Музыку можно использовать любую танцевальную, вальсовую, плясовую, джазовую. Важно, чтобы это не были песни со смысловым, понятным текстом.

А сейчас отдохните и решите еще одну задачу дивергентного типа:

«Квадраты»

Вам необходимо разделить квадрат: 1 команда - на 3 части.

2 команда – на 4 части. Изобразить как можно больше вариантов.

- Замечательно! Вы справились с заданиями»

- Позвольте вашему ребенку научить вас, как надо, и тогда детскую волшебную креативность и отсутствие шаблонности он пронесет через всю свою жизнь. А вы в будущем будете гордиться своим талантливым ребенком.

Таким образом, можно сделать вывод, что используя такого рода задачи, мы добились положительных результатов:

* Появились ростки к придумыванию нестандартных, необычных идей и решений. Вы стали более толерантны.

 

*Осознанно старались проявить неординарность и предлагали новые идеи.

* ​ Я надеюсь, Вы научитесь переносить полученные навыки и умения в повседневную жизнь.

*  У Вас появилась уникальная способность самостоятельно оценивать свою творческую продукцию.

* ​ Во время выполнения заданий у Вас преобладали положительные спонтанные реакции, эмоции, приподнятое настроение, чувство юмора.


Рефлексия.

Я предлагаю Вам оценить свой уровень развития дивергентного мышления, для этого Вам необходимо разместить символы на левой стороне «Лестницы Успеха». (размещают)

А для того чтобы оценить уровень эффективности проведения такого рода заданий, разместите символы на правой стороне «Лестницы Успеха».

- Результат радует! Родители все люди творческие, способные мыслить нестандартно и решать любые жизненные ситуации. И во- вторых приятно осознавать, что данное мероприятие позволило более полно раскрыть суть работы.

Развитие творческих способностей, нестандартного мышления и креативности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворять высшую человеческую потребность - потребность в самореализации.

Направленная систематическая работа с детьми дошкольного возраста создает благоприятные условия для развития творческих способностей.

Совет родителям:

Так же я рекомендую вам, уважаемые родители, задуматься над вопросом развития своей креативности, нестандартного мышления, независимо сколько Вам лет. Пусть в каждом из вас поселится маленький гений с большими амбициями. По себе же могу сказать – вам только стоит начать думать креативно, как вы возьмете это в привычку и будете постоянно пытаться из обычного сделать сложное или, наоборот, в общем, преобразовать что-то во что-то другое, более полезное.

В память об участии я предлагаю Вам :

- памятку «Что такое лимерик?»
- картотеку игр и упражнений на развитие дивергентного (творческого) мышления.

***************************************************************


 

 

Картотека игр и упражнений на развитие дивергентного (творческого) мышления

Игры для детей и взрослых
на развитие дивергентного мышления
и креативности.

 

b_150_100_16777215_0___images_stories_35.jpg

 

 

Несколько рекомендаций для раскрытия  креативного мышления:

b_150_100_16777215_0___images_stories_44.jpg b_150_100_16777215_0___images_stories_5302.jpg


-Осознанно старайтесь проявлять неординарность и предлагать новые идеи.
-Не стоит волноваться о том, что о Вас подумают окружающие.
-Стремитесь выходить за рамки в процессе развития мышления, пытайтесь не обращать внимания на запреты, созданные культурными традициями общества.
-Когда Вы ошиблись в чём-то, рассмотрите иные варианты, постарайтесь найти новые решения.
-Будьте открыты для обсуждений, проверяйте свои догадки.
-Находите объяснения непонятных и странных для Вас вещей.
-Откажитесь от кумиров и авторитетов, все люди ошибаются, и кумиры не исключение.
-Не бойтесь быть «не таким как все», будьте самим собой.
-Будьте смелыми в своём мышлении, откажитесь от стереотипов.
-Научитесь мыслить независимо, избавьтесь от шаблонности и стереотипности, которые мешают Вашей креативности.


b_150_100_16777215_0___images_stories_666.jpgУпражнение «Перечисли все возможные виды использования кирпича»
Время проведения: 8 минут.
Если ответы детей будут примерно такими: «строительство дома, амбара, гаража, школы, камина» – это будет свидетельствовать о хорошей беглости мышления, но недостаточной гибкости мышления, т.к. все перечисленные способы использования кирпича принадлежат к одному классу.


b_150_100_16777215_0___images_stories_71.jpgИгра «Как можно использовать предмет?»
Берется любой предмет (ручка, свечка и т.д.). Этот предмет пускают по кругу детей, и каждый ребенок должен сказать, как можно использовать этот предмет помимо его конкретного предназначения.
К упражнениям для развития креативности можно отнести тесты, позволяющие узнать дивергентные способности. В этом упражнение испытуемым предложено найти наибольшее число возможных вариантов использования простых предметов, таких как: ведро, веревка, полотенце и так далее.


b_150_100_16777215_0___images_stories_80.jpg b_150_100_16777215_0___images_stories_9999.jpg Сумасшедший генетик

Возьмите чистый лист бумаги и фломастер. Очень хорошо, если вы не умеете рисовать, поскольку красота и результат здесь абсолютно не важны. Главное, как я говорил выше — процесс. А теперь нарисуйте нечто, которое будет сочетать в себе как можно больше признаков всех известных вам зверей. У вас получится, например, лиса с рыбьей чешуей, или длинношеий заяц с копытами. Цель упражнения — убить любые зачатки логики и здравого смысла, сделав акцент на креативности.


b_150_100_16777215_0___images_stories_10001.jpg b_150_100_16777215_0___images_stories_1137.jpg Упражнение «10 способов использования предмета»

Условия: надо описать 10 способов использования предмета (желательно необычных способов) и потом задать свой предмет для описания.
Пример:
Маленькая чайная ложечка
Прямое применение – засовывание в банку с вареньем, а потом в рот))
Средство для пускания солнечных зайчиков.. Надо только натереть по-лучше.
Средство для копания ямок (только не спрашивайте, каких)
Их классно гнуть взглядом
Их классно заворачивать в бантики (особенно в школьной столовой)
Можно увидеть смешную физиономию в отражении ложки (весело)
Можно изображать Амели (взять ложку между большим и указательным пальцем и мило улыбнуться)
Можно носить в кармане (ну ведь можно же?)
Ложка – лучший друг Еленки!!!
Чайная ложка незаменима при открывания дверей, ПОМНИТЕ ЭТО!!!
Синий надувной шарик...
И т.д. по кругу...

*************************************************************************


Памятка «Что такое лимерик?»

 

Мы предлагаем для развития словесного творчества  детей использовать лимерик.


b_150_100_16777215_0___images_stories_22.jpg Лимерик - короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 - 1888).


Характеристика текста лимерика:

1. Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом: Первые две строчки рифмуются между собой. Третья и четвертая строчки рифмуются между собой. Пятая содержит вывод и не рифмуется.
2. По содержанию лимерик строится по следующей модели:
Характеристика текста лимерика:

1 строчка Жил-был  (объект)
2 строчка Какой?
3 строчка Что делал?
4 строчка С кем общался ?
5 строчка Вывод (утверждение или мораль)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.

Например:

Жил-был старичок меж ульями,
От пчел отбивался он стульями.
Но не учел
Числа этих пчел,
И пал смертью храбрых меж ульями.

 

Жил да был медведь болотный.
Был он добр, но очень мокрый.
По болоту он ходил,
Всех лягушек подавил.
Вот какой неуклюжий был медведь.

 

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов возможно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы - игровые задания и упражнения? которые проводятся с детьми в определенной последовательности.


Последовательность игровых заданий и упражнений по обучению детей составлению рифмованных текстов

1. "СКЛАДНЫЕ КАРТИНКИ"
Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.
Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.
Методические рекомендации :
Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова.
ПР: ребенок смотрит на картинку с изображением рака, говорит "Рак" и добавляет "Квак".

2. "ПРИДУМАЙ РИФМОВАННОЕ СЛОВО"
Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.
Ход: воспитатель называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.
ПР: воспитатель говорит "миска", дети добавляют: "Киска, мурыська, сосиска".
Методические рекомендации :
Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи.
Пример:
- называется глагол "бежали"; дети добавляют глаголы "лежали, звали"; - называется существительное "улица", подбирается рифма "курица"; - называется прилагательное "пшеничный", добавляется прилагательное "яичный"; - называется наречие "широко", добавляется рифмовка "далеко".


3."СОСТАВЛЕНИЕ ЛИМЕРИКОВ«

Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.
Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает табличку с моделью составления лимерика


Жил-был объект

Какой?

Что делал?

С кем общался?

Вывод



Воспитатель предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка - синичка, бежала - лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.

Пример:

Жила-была певунья-птичка, Была красивой, как синичка. По дороге она за жуком бежала, А потом на травке долго лежала. Вот какая беззаботная птичка.

Методические рекомендации :

Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель.
Одаренные дети, как правило, начинают быстро самостоятельно сочинять рифмованные тексты. Такие занятия можно начинать с детьми 4,5 лет. В процессе составления лимериков воспитатель должен учить детей использовать только литературные слова, не делать повторов.


4. "СОЧИНЯЕМ РАЗНЫЕ ЛИМЕРИКИ"

Цель: учить детей создавать варианты рифмованных текстов.
Ход: воспитатель предлагает вспомнить сочиненный ранее лимерик и переделать его, используя новое начало " Если бы…., но не…":

Если бы певунья-птичка была красивой, как синичка, По дороге б она за жуком не бежала, А потом на траве долго не лежала. Вот какое правило должна знать птичка.

Затем предложить детям новые слова зачина "Что было бы…, если бы…" и самостоятельно переделать знакомый лимерик:

Что было бы, если бы певунья-птичка Была не такой красивой, как синичка, То за жуком бы она не бежала, И долго потом на траве не лежала. Лучше пусть бы она в небесах полетала

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенно­сти, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой дея­тельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения.

 

Поэтому основными направлениями развития творческих спо­собностей в дошкольном возрасте являются:


Развитие продуктивного творческого воображения, которое характе­ризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направлен­ность.


Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышле­ния.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возмож­ностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.


Желаю вам удачи! Будьте креативны!


b_150_100_16777215_0___images_stories_file_1.png b_150_100_16777215_0___images_stories_wdmfvbuor_l.jpg