"ГОТОВИМ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ" •Печать•

 

b_150_100_16777215_0___images_stories_1346095819_school-objects-2.jpg

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

№ 23 «Малышок»

Челябинская область

г. Снежинск

 

Победители Всероссийского конкурса

"Звёздочка в ладошке" для педагогов в номинации

"Лучшая методическая разработка в рамках темы

"Скоро в школу мы пойдём! "

b_150_100_16777215_0___images_stories_4-634.jpgb_150_100_16777215_0___images_stories_4-635.jpgb_150_100_16777215_0___images_stories_4-636.jpg

 

 

 

 

 

 

Авторы:
Овчинникова Ольга Анатольевна,
старший воспитатель
Голощапова Анна Евгеньевна,
педагог-психолог
Волкова Людмила Михайловна,
учитель-логопед

Тема: «Готовим детей к школе»

Цель: установление партнёрских отношений с семьёй каждого

воспитанника по вопросу подготовки к школе.

Задачи:
1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника,

создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

2. Повысить грамотность родителей в области развивающей педагогики,пробудить в них интерес и желание  участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка.


3. Воспитывать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребёнка в разных видах деятельности.

Форма проведения: Круглый стол с двумя ведущими (старший воспитатель и родитель).

Оборудование:
Литература по теме собрания;
Мультимедийное оборудование для выступлений педагогов и родителей;
Буклет «Советы родителям старших дошкольников при выполнении графических заданий»;
Атрибуты для игр.

Участники: Учитель начальных классов школы № 126, учитель-логопед, педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели группы, родители.


Предварительная работа:
Экскурсия в школу;
Анкетирование «Готовность ребенка к школе».
(Приложение 1). Анкета.
Опрос родителей по интересующим их вопросам «Почтовый ящик».
Выставка методической литературы по теме собрания, рабочих тетрадей, продуктов продуктивных видов деятельности;
Подготовка родителей к выступлению по обмену опытом семейного воспитания.

Родитель-ведущий задаёт вопросы, которые поступили от родителей в ходе предварительной работы.

Ход собрания:

Водная часть (3-5 мин)
Представление старшим воспитателем темы и участников собрания.

Основная часть
(50 мин.)
Начало дискуссии:

Выявление противоречий в позициях родителей и педагогов по вопросу готовности детей 6 лет к школе.
Родитель-ведущий: «Я хочу отдать свою дочь Машу в школу в 6 лет. Что Вы мне посоветуете?».
Старший воспитатель: «Это вопрос не простой. Существует мнение, что ребенок 6 лет не всегда готов к школе в силу ряда причин. Давайте узнаем у психолога составляющие подготовки к школе».
Выступление педагога-психолога с использованием мультимедийной презентации на тему «Готовность ребёнка к обучению в школе».
Презентация на тему «Готовность ребёнка к обучению в школе». (Приложение 2)

 


Выступление педагога-психолога.
Кинезиологические упражнения и игры по развитию психических процессов. (Приложение 3)
Родитель-ведущий: «Как узнать готов ли мой ребёнок к школе?»

Старший воспитатель: «В детском саду в рамках осуществления образовательного процесса мы проводим работу по подготовке детей к школе. Воспитанники старшей и подготовительной групп на начало учебного года проходят диагностическое обследование специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями групп. По итогам диагностики специалисты детского сада разрабатывают индивидуальные маршруты для каждого ребёнка, знакомят родителей с результатами в индивидуальной беседе.


Родитель: «Как я могу помочь своему ребенку подготовиться к школе?»


Старший воспитатель: «По результатам диагностики и возникающим у родителей по данной теме вопросам специалисты дают конкретные рекомендации по подготовке детей к школе».


Родитель-ведущий: «Какие требования к будущему первокласснику предъявляет современная школа?»


Выступление учителя начальных классов.
Выступление учителя начальных классов. (Приложение4)


Родитель-ведущий: «Как в детском саду готовят детей к школе?»


Старший воспитатель: «У нас в детском саду подготовкой к школе занимаются все специалисты. Подробнее о своей работе расскажет учитель-логопед».


Выступление учителя-логопеда. (Приложение 5)

b_150_100_16777215_0___images_stories_dsc03872.jpg b_150_100_16777215_0___images_stories_dsc03874.jpgb_150_100_16777215_0___images_stories_dsc03877.jpg

 

 

 

 

 

Родитель-ведущий: «Интересно было бы поприсутствовать на таком занятии».


Педагог-психолог: «Давайте попробуем взять на себя роль будущих первоклассников и немного поиграем в те игры, в которые играют наши дети в детском саду».
Проведение игр на развитие речи, развитие фонематического слуха, навыков звукобуквенного анализа и синтеза «Шифровальщики», «Подбери слово  наоборот», «Поймай звук». (Приложение 6).


Старший воспитатель: «Мы познакомили вас с  нашим опытом проведения занятий, а теперь опытом подготовки детей к школе поделится мама Симанова Вовы, имеющая дочь-второклассницу». Презентация опыта семейного воспитания семьи Симановых. (Приложение 7).

Подведение итогов (5-7 мин.)
Старший воспитатель: «Основные часто задаваемые вопросы мы рассмотрели в ходе собрания, оставшиеся вопросы предлагаем задать в форме блица». (Приложение 8.)


«Уважаемые родители!

Мы с Вами обсудили вопросы подготовки детей к школе. Познакомились с опытом работы в семье и детском саду.  Играя, примерили на себя роль будущего первоклассника. Предлагаем вам в помощь памятки, буклеты (Приложение 9), методическую литературу по теме собрания (Приложение 10). Успехов вам в воспитании детей!»
Просим вас помочь в оценке нашей деятельности – эффективности проведения родительского собрания по предложенной теме. (Приложение 11).



*******************************************************
Приложение 1.
Анкета для родителей «Готовность ребенка к школе».

ФИО (ребенка) __________________________________________________________________________
Год рождения ребенка _______________ Возраст _____
1.В каком возрасте вы планируете отдать ребенка в школу. Почему?                                                  
В 6 лет, потому что
•    друзья, с которыми общается ребенок в детском саду (дома) уже идут в школу и ребенку будет легче освоиться в школе в уже привычной компании;
•    ребенку уже «скучно» в детском саду, он уже «вырос из игры», материал занятий в саду уже известен ребенку;
•     интерес ребенка к школе, существующий в данный момент, может перегореть до того, как ребенку исполнится 7 лет;
•     ребенок достиг больших успехов и для их развития следует отдать его в школу;
•     другие причины (укажите какие) ______________________________________________________
В 7 лет, потому что
•    в 6 лет ребенок еще слаб физически и не вынесет школьных нагрузок;
•     в 6 лет ребенок еще не умеет читать и не владеет необходимым минимумом знаний и умений для поступления в школу и успешного в ней обучения;
•    в 6 лет ребенок психологически еще не готов стать школьником, его больше привлекает игра, а не учеба;
•     другие причины (укажите какие) ______________________________________________________
2. Выберите, что, по-вашему, свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению?
•    (можно выбрать несколько пунктов) здоровье, физическая выносливость;
•     умение общаться со сверстниками;
•    умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми;
•     отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребенка;
•    умение читать;
•     способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ по законам литературного, а не разговорного языка;
•     развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации;
•     интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
•     логичность рассуждений ребенка, способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец;
•    другое (укажите что)  ________________________________________________________________
3. Как вы считаете, насколько ваш ребенок готов в настоящий момент к поступлению в школу и школьному обучению? Почему? ___________________________________________________________
4. Посещает ли ваш ребенок подготовительные курсы?
Да;
Нет, т.к.__________________________________________________________________________ (укажите причины).
5. Выбрана ли вами школа, в которой будет учиться ваш ребенок?
- да;                    - нет, т.к. _____________________________________________
Если да, то что повлияло на ваш выбор:
- близость к местожительству вашей семьи;
- специфика школы (углубленное изучение иностранных языков и т. п.);
- применяемые в школе специальные программы обучения (например, Давыдова, Занкова и т.п.);
- рекомендация знакомых;
- другие причины (укажите какие) _________________________________________________________
Если да, то учитывались ли при этом склонности и желания ребенка; рекомендации работающих в настоящее время с ребенком педагогов;
- да;
- нет, т. к. _____________________________________________________________ (укажите причины).
6. Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ре­бенком для повышения его готовности к поступлению в школу?
- да;
- нет, т. к. _____________________________________________________________(укажите причины).
7. Считаете ли вы, что ваша семья материально готова к поступлению ребенка в школу?
- да;                        - еще нет;                         - еще не задумывались над этим.
8. Располагаете ли необходимыми средствами для по­купки всех необходимых ребенку учебников? да;                        - еще нет;                         - еще не задумывались над этим.
9. Считаете ли вы необходимым уделять ребенку дополнительное время в течение его первых школьных дней, месяцев?
- да;                      - еще нет;                            - еще не задумывались над этим

10. Планируете ли вы оставить на время работу (взять отпуск, отгулы и т.п.) либо изменит график рабочего дня для того, чтобы иметь возможность провожать ребенка на занятия и встречать его из школы?
- да;                   - еще нет;                             - еще не задумывались над этим.
11. Имеется ли у ребенка в вашей семье некое место (например, шкаф, полка, уголок), за порядок в котором он самостоятельно отвечает?
- да;                  - еще нет;                               - еще не задумывались над этим.
12. Планируете ли вы выделить ребенку собственное рабочее место с началом его учебной деятельности?
- да;
- нет, т. к. ___________________________________________________________(укажите причины).
еще не задумывались над этим __________________________________________
13. Считаете ли вы, что, когда ваш ребенок станет школьником, ему необходимо будет предоставлять больше свободы и самостоятельности в его поведении?
- да;
- нет, т. к. ___________________________________________________________(укажите причины).
еще не задумывались над этим.
Спасибо за сотрудничество!
**************************************************************


Приложение 2.

 

Выступление педагога-психолога.

Информация для родителей «Готовность ребёнка к школе»
Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
Физиологическая готовность ребенка к школе.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе.
Психологический аспект,  включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
1. Интеллектуальная готовность к школе означает:
- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
- он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
4. Познавательная готовность ребенка к школе.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1) Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2) Математика.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: « », «», «=».
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за  и т. п.
3) Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказ  текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
6) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

*******************************************************************


Приложение 3.

Кинезиологические упражнения.

«Кулак-ребро-ладонь».
Цель: Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.
Ведущий показывает три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Родители  выполняют движения вместе с ведущим, затем по памяти в течение восьми – десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками.


«Ухо-нос»
Цель – развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.
Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

******************************************************************
Приложение 4.

Выступление учителя начальных классов.
Современные требования к готовности ребёнка к школе.  Основное требование – готовность ребёнка к школе.  От этого будет зависеть его  быстрая адаптация и успешность усвоения новых знаний, умений и навыков.
Адаптация к школе. Предостережения родителям
Многие родители начинают думать об образовании ребёнка задолго до школы. Но редко кто из взрослых осознаёт реальную трудность и сложность школы. Не только учёбы как таковой, а всего комплекса учебных нагрузок – интеллектуальных, эмоциональных, физических.
Действительно, понимаем ли мы, взрослые, что учиться трудно? Знаем ли почему? А главное – готовы ли мы к школьным трудностям и к школьным неудачам своих детей? Ну вот, скажете Вы, зачем же настраиваться на неудачи и сложности, ведь мы делаем всё, чтобы подготовить ребёнка к школе, и надеемся, что особых проблем не будет. Школьные трудности неизбежны (к этому мы должны быть готовы), но кто-то пройдёт их незаметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием. Здесь многое зависит от нас, взрослых, от нашей помощи и поддержки.
Подготовка к школе и школьные успехи взаимосвязаны. Чем больше наши старания до школы, чем больше внимания мы уделяем детям, тем выше наш родительский уровень притязаний, тем больше надежд, тем желаннее успехи, только успехи… К сожалению, желания родителей не столь уж часто совпадают с возможностями детей. Очень горькими бывают разочарование, огорчение, растерянность, когда у малыша, на которого возлагали столько надежд, неудачи следуют одна за другой.
Готовы ли Вы к школьным проблемам? Правильно ли воспринимаете их? Всегда ли помните, что только ваша поддержка может помочь ребёнку преодолеть школьные трудности? Увы, мы, родители, чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдываем это «благими намерениями». Но какими бы ни были оправдания, наше раздражение, крики, выяснение отношений, наказания, всё это – дополнительные стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания и обиды. Главное, что это только усугубляет трудности и создаёт новые проблемы.
Почему так трудно учиться? Почему сотни тысяч девчонок и мальчишек (иногда до 60 % в классе) страдают от различных школьных проблем? Мы всё больше сетуем на программы, методики, систему обучения. Отрицать необходимость коренных изменений программ,  методик и учебников никто не будет. Но важно, чтобы это была не одна новая программа, методика, не один учебник, не жёсткие сроки, когда все должны работать как один. Ведь наши дети очень разные: один будет слушать учителя, раскрыв рот, и, поглощённый работой, аккуратно выпишет каждую буковку, другой и минуты не усидит спокойно, а мечта об аккуратных буквах так и останется нашей мечтой. Один схватывает всё на лету, другому придётся объяснять не раз и не два. Один выбежит после уроков ещё полный сил, а другой от непомерной усталости может уснуть даже на уроке.
Сейчас можно отдавать ребёнка в школу как можно раньше, но рассчитываем ли мы силы нашего ребёнка? Кому-то по силам все школьные нагрузки и в 6 лет, а кому-то полезнее провести ещё годик дома или в детском саду. Не потому, что ребёнок к учёбе не готов, а потому что он не готов к школе, к существующей системе обучения, к тому объёму школьных нагрузок, с которыми он должен будет справиться. И дело здесь не только и не столько в уровне интеллектуального развития ребёнка, сколько в возрастных особенностях его функционального развития, в резервах его организма, в состоянии здоровья, но об этом мы почти не задумываемся.


***********************************************************************

Приложение 5.


Выступление учителя-логопеда.
Главной задачей воспитателей и родителей по подготовке детей к школе является именно развитие речи ребёнка.
Если ребёнок путает звуки в произношении, он перепутает их на письме. Он также смешивает слова, которые различаются только этими звуками: лак – рак, жар – шар,
рад – ряд, щель – цель и т.п. Именно поэтому огромное внимание надо уделять развитию фонематических процессов. Фонема (звук) – минимальная значимая часть слова. Обращаем ваше внимание на то, чтобы вы не путали звук и букву!
Запомните!

1.Звуки мы слышим и произносим;

2.звуки речи на письме мы обозначаем буквами;

3.буквы мы пишем, видим и читаем.

Рекомендуем  дошкольникам, не умеющим читать, называть буквы, как звуки, без призвука [Э]: не «бэ», «ве», а [б] [в].
Одна буква может обозначать разные звуки (твёрдый или мягкий).
Умение различать фонемы это основа основ: и понимания речи  другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем.
Параллельно с коррекцией звукопроизношения логопед реализует следующие задачи:
развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
формирование фонематического слуха, навыков звукового  анализа и синтеза;
обогащения словарного запаса;
формирования грамматического строя речи;
развития связной речи;
обучение грамоте.
Чтение – это первоначальная ступенька в школьном обучении родному языку.
Но прежде чем начать читать, надо научить ребёнка слушать, из каких звуков состоят слова, научить звуковому анализу слов, то есть называть по порядку звуки, из которых они состоят.
Очень важно научить ребёнка сознательно выделять звуки из слова, определять место звука в слове, для успешной подготовкой к обучению в школе.
С целью решения этой задачи предлагаем игры на выделение звука из ряда гласных звуков, слогов и слов, например: «Хваталки», «Поймай звук»,
«Подбери слово наоборот», «Продолжи слово»,
На занятиях по обучению грамоте мы учим детей давать характеристики гласным и согласным звукам, и учимся их обозначать  их на карточках, гласный – красным цветом, согласный твёрдый – синим, согласный мягкий  - зелёным. Предлагаю вам схемы разбора слова. Специально для вас мы разработали схему знакомства со звуками речи и схему их разбора. Одновременно со звуковым анализом слова мы используем буквенное написание. В этом нам помогает игра «Шифровальщики».


****************************************************************


Приложение 6.
Игра «Шифровальщики».

 

b_150_100_16777215_0___images_stories_44_page_1.png

Приложение 8. Вопросы ответы.
Родитель-ведущий: «Какие пособия лучше выбрать для подготовки к школе?»
Старший воспитатель: «В настоящее время существует множество пособий, мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, крупны шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи.
На выполнение каждого задания давайте ребенку определённое время научите его контролировать время с помощью песочных часов. Поощряйте правильно выполненные задания, тактично указывайте на ошибки и помогайте их исправить».
Родитель-ведущий: «Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?»
Старший воспитатель: «Не более 20-30 минут.  Если Вы видите, что ребёнок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребёнку заниматься самостоятельно».
Родитель-ведущий: «Если ребенок категорически отказывается заниматься дома, что делать?»
Старший воспитатель: «Предлагайте ребёнку небольшой объём занятий – не более 5 мин. Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи. Поощряйте самостоятельность ребенка, нестандартное мышление. Помогайте правильно держать карандаш, ручку».
Родитель-ведущий: «Если ребёнок постоянно требует новых заданий и готов заниматься много, стоит ли его ограничивать?»
Старший воспитатель: «Если ребёнок не проявляет признаков усталости, не расстраивается из-за того, что какое-то задание у него не получается, воспринимает учебу как привлекательную деятельность – строгих границ».

******************************************************************
Приложение 9.
Памятки, рекомендации родителям.

1.Памятка родителям будущих первоклассников
Как организовать подготовку ребёнка к школе?
Подготовку к школе надо организовать как непродолжительные, приятные для ребёнка занятия
    Разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание и пересказ, проигрывание сказок, пение – всё это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребёнка думать, объясняя свои выводы.
    Никогда не ругайте ребёнка во время занятий. Если у ребёнка что-то не получается или он ничего не понимает, поставьте  задачу, решая которую, ребёнок усвоит материал. Искусство и трудность для взрослого – не словами объяснять ребёнку материал, а придумать такие задания, выполняя которые, ребёнок понимал бы, что к чему. Если ребёнок не понимает что-то, чаще всего  это ошибки взрослого (неправильное объяснение материала)
    Помните, ребёнок 5-6 лет не может работать долго, 15-20 минут, вот предел, а потом он должен отвлечься. Играя с ребёнком выполняя упражнения не слишком утомляйте его Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятия, либо дайте ребёнку отдохнуть.
    Проявляйте положительный интерес к занятиям ребёнка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как узнал, что ему понравилось.
    Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправит, как улучшить результат, поощряйте поиск  решения.
     Стимулируйте интерес ребёнка к окружающему миру. Задавайте ребёнку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном. Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.
     Не старайтесь натренировать ребёнка на выполнение заданий, а организовать работу так, чтобы ребёнок понял способ решения. Задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.
    Развивайте образные представления ребёнка. Этому способствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок.
    Для развития крупных движений, координации движений, организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, так как неудачи могут отпугнуть ребёнка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется почаще играть с ребёнком в мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, плавать и т.д.
    Следует увеличить объём даваемых ребёнку пропедевтических, то есть вводных систематизированных знаний., особенно по математике Работать надо над пониманием материала, а не над скоростью.

2.Памятка родителям будущих первоклассников
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. Как зовут твоих родителей?
4. Где они работают и кем?
5. Как называется город, в котором ты живёшь?
6. Какая река протекает в нашем городе?
7. Назови свой домашний адрес.
8. Есть ли у тебя сестра, брат?
9. Сколько ей (ему) лет?
10. На сколько она (он) младше (старше) тебя?
11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?
13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
14. Сколько времён года ты знаешь?
15. Сколько месяцев в году и как они называются?
16. Где правая (левая) рука?
17.  Прочти стихотворение.
18. Знания математики:
- счёт до 10 (20) и обратно
- сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)
- решение задач на сложение и вычитание


3.Памятка родителям будущих первоклассников
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
Тест для родителей, КОТОРЫЙ ПОМОЖЕТ вам понять, насколько эффективна работа по подготовке ребёнка к школе:
- Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
- Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
- Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
- Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
- Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
- Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
- Умеет ли он изменять существительные по числам?
- Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
- Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
- Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
- Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
- Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
- Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
- Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
- Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
- Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?
- Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
- Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.
Если оно составляет:
15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

 

4.Памятка родителям будущих первоклассников

Уважаемые мамы и папы!
В русском языке 10 гласных букв (А, О, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю), 21 согласная буква (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ) и ещё две особенные буквы – это Ь и Ъ.


Согласные звуки, в свою очередь, делятся на твёрдые и мягкие, например: трон – тронь. Мягкость согласного обозначается значком: ’. Стало быть, в слове трон [н] – твёрдый согласный звук, а в слове тронь [н’] – мягкий согласный звук.
Запомните, звуки [ж], [ш], [ц] – всегда твёрдые, звуки [й], [ч], [щ] – всегда мягкие. Все остальные согласные могут быть как твёрдыми, так и мягкими: [б] - [б’], [р] - [рь’], [ф] - [фь] и т.д.
Гласные Я, Е, Ё, Ю могут обозначать один звук (я - [а], е - [э], ё - [о], ю - [у]) после согласных (белка - [б’элка]) и два звука (я - [йа], е - [йэ], ё - [йо], ю - [йу]) в начале слова (ёлка - [йолка]), после гласной (баян - [байан]), а также после ъ и ь (вьюнок - [в’йунок], съел - [сйэл]).
Условные обозначения звуков:
-   Гласный звук (красный кружок);
-   Согласный звук (синий кружок);
-   мягкий согласный звук (зелёный кружок).

Схема разбора слова
Лес                                              пёс
бант                                            ёжик


**********************************************************************
Приложение 10.

Литература (родителям  будущих первоклассников)
Список литературы
1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.
2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.
3. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.
4. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.
5. Венгер Л.А.. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с.
6. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.
7. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.
8. автор-составитель  Шитова «Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет» Издательство «Учитель» Волгоград ,2011
9.Готовимся к школе. Книга для родителей будущих первоклассников. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.


************************************************************************

Приложение 12.

Способы оценки родителями результативности собрания
Рефлексия впечатлений
Качественная оценка проведённого мероприятия

Что мне понравилось

Что мне не понравилось

Что бы я посоветовал