МДОУ детский сад к/в №17 «Искорка»
г. Южноуральск Челябинская область Автор: Сазонова Наталья Михайловна, воспитатель 1 кв. категории.
Цель собрания: обогатить знания родителей о видах подготовки детей к школе. Помочь выявить проблемы готовности детей к школе. Формировать активную педагогическую позицию родителей при подготовке детей к обучению в школе.
Форма проведения: обмен опытом 2 команд: педагогов и родителей.
Предварительная работа: Ознакомление родителей с работами детей. Выставка детских рисунков и поделок, тетради по обучению грамоте, математике, прописи.
Выставка методической литературы по подготовке к обучению в школе:
« готовим детей к школе». Р.С.Буре, « Готовимся к школе» Н.В.Чуб, «Что необходимо знать к 1 классу?» Т.И. Тарабарина и Е.И.Соколова, «Работа ДОУ с семьей» А.В. Козлова. « Учимся писать, обучение грамоте в детском саду». Н.В. Новотворцева.
Папка-передвижка: «Готовим будущего первоклассника».
Анкетирование родителей «Достаточно ли вы уделяете внимания своему ребенку?»
Участники собрания: родители детей группы, педагог- психолог, логопед, преподаватель по обучению грамоте, воспитатель, инструктор по физкультуре.
Подготовила игры по развитию мышления, речи, памяти.
- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем мероприятии.
Благодарим вас за то, что нашли время и возможность присутствовать сегодня здесь, где мы будем решать вопросы по подготовки детей к школе. Мы проведем сегодня обмен опыта педагогов и родителей по данной проблеме. В некоторых семьях есть уже дети, которые ходят в школу, и мы попросим их рассказать, с какими трудностями им пришлось столкнуться. А педагоги поделятся знаниями, умениями и опытом по подготовке к школе. И дадут свои рекомендации в помощь родителям.
Итак, мы начинаем. Но сначала я хочу спросить: чем отличается обучение в школе от обучения в детском саду? (ответы родителей).
-название предметов в школе и образовательной деятельности в детском саду.
-длительность уроков и образовательной деятельности и их количество.
- сколько педагогов занимаются с детьми. в какой форме проводятся уроки и образовательная деятельность.
-поскорей звени, звонок, мы тебя заждались.
Ведь на первый наш урок год мы собирались.
И этот год мы как никогда должны обратить внимание на подготовку детей к школе.
-поступление в школу-начало нового этапа в жизни ребенка, который не всегда проходит гладко и беспроблемно. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был подготовлен к школьному обучению.
Все хотят, чтобы дети успешно учились в школе. Это возможно, если при подготовке вы сумеете развить у ребенка интеллектуальные возможности, речь, познавательную активность, мелкую моторику руки, и все то, что включает в себя понятие « физическая, интеллектуальная и психологическая готовность к школьному обучению».
-в детском саду с детьми 5-7 лет проводится постепенная щадящая подготовка к школе, сочетая игровую и учебную деятельность. В дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность. В школе осуществляется переход к учебной деятельности, которая 11 лет станет ведущей для детского развития.
- быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать.
Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться. Л. Венгер.
- мы верим в неповторимость своего ребенка, в то, что он единственный, уникальный, не похож ни на кого, и е является вашей точной копией. Поэтому не стоит требовать от него реализации заданной вами жизненной программы и достижения поставленной вами цели.
Дайте ему право прожить собственную жизнь.
-разрешите ребенку быть собой, со своими недостатками, уязвимыми местами, добродетелями.
Воспринимайте его таким, какой он есть. Подчеркивайте его сильные стороны.
Не стыдитесь обнаруживать свою любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете его любить при любых обстоятельствах.
Не бойтесь «залюбить» своего ребенка: берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте, когда он того захочет.
Выбирая орудие воспитательного влияния, отдавайте предпочтение ласке, поощрению, а не наказанию и осуждению.
Но старайтесь , чтобы ваша любовь не перешла во вседозволенность.
Установите четкие границы разрешенного, позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Неуклонно придерживайтесь установленных вами запретов и разрешений. Старайтесь влиять на ребенка просьбами- это наиболее эффективный способ давать ему инструкции. А вот как вы влияете на своего ребенка, послушаем вас. Поделитесь опытом (ответы родителей). Дискуссия по этой теме.
Не забывайте, что путь к детскому сердцу лежит через игру. Именно через игру можно передать необходимые привычки, знания, понятия о жизненных ценностях, можно лучше понять друг друга. Чаще нужно разговаривать с детьми, объяснять непонятные явления, ситуации, суть запретов и ограничений. Научите выражать свои мысли, чувства, желания, переживания, понимать поведение свое и других людей.
- А как вы думаете: что ждет школа от детей? Каких черт, качеств характера? (ответы).
Ответить, как правило, трудно. Некоторые родители переживают, не знают, как подготовить ребенка к школе. Школа проводит тестирование весной. Но уже зимой надо знать составляющие психологической готовности ребенка к школе и помочь ему. Тесты на школьную готовность нередко состоят из диагностических заданий на счет, письмо, чтение, мышление,
Установление причинно- следственных связей, сравнение, анализирование, группировку, действовать произвольно. Важно обратить внимание на общение со сверстниками, желание быть школьником, взрослым. Одних занятий в детском саду недостаточно для подготовки детей в школу. Необходима непосредственная помощь со стороны родителей. Бытовые повседневные ситуации богаты обучающим материалом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные составляющие психологической готовности детей к школе.
Это: навыки действия по образцу, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, развивать память, речь, строить отношения с окружающими взрослыми и сверстниками. Повседневное общение становится неиссякаемым источником обучения, взаимного познания, радости детско - родительских отношений. В этом ведущая роль принадлежит родителям. Когда ребенок задает вопросы, не нужно отмахиваться от него. Нужно с уважением относиться к ним. Внимательно выслушайте ребенка, пытаясь понять, чем заинтересовали его та или иная тема, или вопрос. Ответы давайте короткие, доступные пониманию ребенка, избегайте сложных и непонятных слов, книжных оборотов языка. Ответ должен быть не только дающим знания, но и побуждающим узнать еще что-то новое, подталкивая к новым наблюдениям и размышлениям. Поощряйте самостоятельную умственную деятельность ребенка, встречая встречным: «а ты как думаешь?» Отвечая на вопрос ребенка, влияйте на его чувства , воспитывайте чуткость, тактичность к окружающим его людям. У ребенка должны формироваться собственное мышление, стремление становлению и развитию индивидуальности ребенка. Будьте терпеливыми, говорите спокойным тоном, не старайтесь навязывать ребенку собственную мысль. Главное - понять, что познавать мир ребенок должен вместе с вами - любящими и внимательными родителями.
Советы родителям:
-любите ребенка. Не забывайте о телесном контакте с ним.
-находите радость в общении с детьми. Дайте ребенку место в семье.
-пусть не будет ни одного дня без прочитанной книжки.
-разговаривайте с ребенком, развивайте его речь. Интересуйтесь делами и проблемам
ребенка.
-разрешите ребенку рисовать, раскрашивать, вырезать, наклеивать, лепить.
-посещайте театры, организовывайте семейные экскурсии по городу.
- отдавайте предпочтение полноценному питанию ребенка, а не роскошной одежде.
- ограничьте просмотр телепередач до 30 минут. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что телевизор и радио не заменят вас.
-не ограничивайте ребенка от общения со сверстниками.
-не ограждайте от обязанностей и проблем, делайте все дела вместе с ним.
-следите за своим внешнем видом. Ребенок должен гордиться вами. Поступление детей в школу - переломный момент в жизни ребенка, переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.
- Выступление педагога-психолога « готовность к школе».
Основными показателями психологической готовности к школе является:
-интеллектуальная готовность к школе,
-личностная готовность к школе,
-социально- психологическая (коммуникативная) готовность к школе.
Кто может рассказать, что же подразумевается под интеллектуальной готовностью?
-игра «составь предложения по опорным словам». Про школу.
Суть психологической готовности ребенка к школе состоит в определенной системе требований, которые будут предъявлены ребенку во время учебы. очень важно, чтобы ребенок был способен справиться с ними. Поэтому не следует забывать о физиологической готовности . Обучение требует от ребенка напряжения всех физических сил. Как вы думаете - все ли дети могут легко справиться со всеми заданиями и требованиями? (ответы родителей)
У детей разная группа здоровья. С первой группой здоровья детям показаны нагрузки. Они справляются с заданиями. А вот уже со 2 или 3 группой здоровья нужно задуматься, стоит ли отдавать ребенка с углубленным изучением отдельных предметов. Кроме этого, нужно тщательно продумать, где ребенку учиться, стоит ли посещать дополнительные кружки или школы дополнительного обучения. Это лишние нагрузки для детей. Но чтобы ребенок в школу пошел здоровым, необходимо правильно соблюдать режим дня, который способствует уравновешенному состоянию ребенка, создает благоприятные условия для физического и психического развития. Сон ребенка должен быть полноценным. Это способствует восстановлению сил, обеспечивает активную бодрость. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактике переутомления. Пребывание на свежем воздухе хорошо влияет на обмен веществ, повышает аппетит, создает закаливающий эффект.
А постоянные занятия физкультурой положительно влияют на процессы роста и развития детского организма, увеличивая биологический резерв организма ребенка. Но и это не все. Свои рекомендации предлагает инструктор по физическому воспитанию.
Источники способностей и дарований , как писал В.А. Сухомлинский , находится на кончиках пальцев. И это так. Для успешного обучения в школе необходимо развивать моторику рук. Некоторые дети пишут слабо, неуверенно, медленно. Дети должны видеть строчки, соблюдать интервалы, каллиграфию. Письмо первоклассника- это продукция (плохая или хорошая) работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Труд и упражнения, письмо, рисование, игры, лепка, конструирование, самообслуживание, пальчиковые гимнастики помогают развивать руку для письма. И не только в детском саду, но и дома. Слабую руку ребенка можно и необходимо развивать. Это первейшая забота родителей для подготовки ребенка в школу. А нам в детском саду помогает в этом преподаватель по обучению грамоте. Свои рекомендации говорит преподаватель по обучению грамоте.
Личностная готовность к школе состоит в умении и способности контактировать со сверстниками и взрослыми. А это: умение общаться, действовать вместе, при необходимости уступать и подчиняться, избегать конфликтов. Это качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новому социальному окружению, и способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, психолог Д. Эльконин и его сотрудники выделили такие параметры:
-умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, которое обобщенно определяет способ действия,
-умение ориентироваться в заданной системе требований,
-умение внимательно слушать и точно выполнять задачу, поставленную в устной форме,
-умение самостоятельно выполнять необходимую задачу по образцу, который воспринимается зрительно.
Важной составляющей подготовки к школе может стать посещение школы, знакомство с ее устройством ( классы, гардероб, библиотека, столовая, спортзал), распорядком ( чем занимаются в школе, перемены, звонки). Если есть фотографии из школьной жизни, интересно рассказать , чтобы у детей появилось желание идти учиться в школу. Важно правильно подобрать школу для ребенка. Интеллектуальная готовность обучения в школе предполагает :
-развитие внимание, памяти, сформированные мыслительные процессы анализа, синтеза , обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи явлениями и событиями, делать выводы на основе аналогии.
И предусматривает:
-дифференцированное восприятие,
-аналитическое мышление( способность осознать основные признаки и связи между явлениями , воссоздавать образец).
-рациональный подход к действительности ( уменьшение или фантазии).
-логическое запоминание.
-интерес к знаниям, к процессу их получения за счет дополнительных усилий,
-овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и употреблению символов.
-развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Для малыша очень важна эмоциональная зрелость, которая предусматривает самоконтроль и умение сосредоточиться на кропотливой работе, которая в свою очередь , способствует развитию учебной деятельности.
-Волевая готовность ребенка к школе является важной частью подготовки детей.
В школе ребенка ждут не только друзья, игры и развлечения. Но еще и напряженная работа.
Ребенок должен делать не только что ему захочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа . ребенок уже способен поставить цель, составить план , оценить результат своего действия .Но это происходит еще неосознанно. Вот тут на помощь могут прийти родители. Через игру через могут укрепить волевое знание о себе. Можно квартиру превратить в палубу, больницу, космодром., где определенные задачи решаются без угро и насилия, а с удовольствием.
Поэтому в возрасте 6-7 лет ребенок целенаправленно может выучить стихотворение, отказаться от игры ради какой-либо « взрослой задачки», способен побороть страх перед темной комнатой, не заплакать от ушиба. Это важно для развития гармоничной личности.
-главной задачей еще является развитие речи у детей. Свои рекомендации говорит логопед.
А в группе мы выполняем игры, упражнения, гимнастику язычка, различные задания.
-упражнения с родителями на звукопроизношения, заучивание, пересказ, внимание, логическое мышление.
-И так, как мы уже выяснили, ребенок , который идет в школу, должен быть гармонично развит:
-физически развит, здоров, развиты двигательные и моторные навыки,
-уметь гармонично взаимодействовать с окружающими: взрослыми и сверстниками,
-уметь произвольно управлять своим поведением, подчиняться установленным правилам,
-иметь прочные культурно- гигиенические навыки , быть аккуратным, опрятным, организованным.
-уметь быть дисциплинированным, уметь вести себя правильно в общественных местах.
-Быть доброжелательным в отношении с окружающими,
-быть любознательным, проявлять интерес к учебной деятельности, окружающему миру, стремиться овладеть новыми знаниями, умениями и навыками,
- стремиться к самостоятельности и самоконтролю,
-уметь ставить перед собой цель и стремиться ее выполнить,
- иметь необходимые знания в соответствии с возрастом ребенка, осведомленность,
-уметь составлять и пользоваться планами- схемами, макетами, чертежами,
-иметь развитое образное мышление, и основы словесно- логического мышления,
-иметь правильное произношение всех звуков родного языка, фонематический слух, достаточный запас слов, развитую речь,
-стремление к положительным результатам в своих работах и деятельности.
Вопросы родителей.
И мы с вами совместно будем радоваться успехам наших детей в школе.
|