Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №141» г. Оренбург, Оренбургская область Автор: Быкова Светлана Владимировна, учитель-логопед высшей квалификационной категории. «Чтобы дисграфии избежать – надо грамоте детишек обучать!»
(дошкольники старшего звена с общим недоразвитием речи) Цель: повысить компетентность родителей по вопросам подготовки дошкольников с ОНР к школе.
Задачи: способствовать взаимодействию семьи и педагогов в вопросах подготовки детей с ОНР к обучению в школе.
Форма проведения: игра «Форт Баярд».
Длительность: 1,5 часа.
Участники собрания: родители воспитанников, дети, воспитатели, учитель-логопед.
Оборудование: выставка пособий и методической литературы «Готовим дошкольника к школе!»; буклет «Памятка для родителей»; мультимедийное оборудование, раздаточный материал.
Вводная часть.
Родителей будущих первоклассников беспокоит много вопросов: В каком возрасте лучше начинать школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? Справиться ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?
Озабоченность родителей понятна: от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие оценки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой.
У психологов и педагогов вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы.
Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития речи, поэтому коррекционно-развивающая работа в нашей группе велась по всем направлениям с целью профилактики стойких дисграфических ошибок.
Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребенка. Главное при этом – достаточно четко осознавать, какие занятия с ребенком в наибольшей степени способствуют развитию значимых для школьного обучения качеств и обеспечивают необходимый уровень школьной готовности.
Что же входит в понятие «школьная зрелость»? Как наши дети подготовились к школе? Какие «подводные камни» могут встретиться у них в начале обучения? Как с ними справляться? Вот круг вопросов, которые мы осветим на сегодняшнем собрании.
Понятие «школьная зрелость» предполагает социальную зрелость, эмоциональную зрелость, умственную зрелость. Что включает в себя каждый вид зрелости?
(Поясняю непонятные пункты, отвечаю на вопросы, родители работают с таблицей №1: оценивают по всем показателям своего ребенка по трехбалльной системе. Высокий уровень сформированности данного качества – 3 балла; средний – 2 балла; низкий – 1 балл).
Социальная зрелость:
- потребность в общении;
- умение подчиняться режиму;
- умение выполнять правила;
- умение согласовывать свои интересы с желаниями других людей.
Эмоционально-волевая зрелость:
- эмоциональная устойчивость: без резких перепадов настроения;
- уравновешенность процессов возбуждения и торможения;
- адекватная реакция на замечания или на ситуацию проигрыша в игре;
- устойчивая активность при столкновении с трудностями.
Умственная зрелость:
- способность к целенаправленной деятельности, при которой требуются усилия воли, эмоциональное напряжение, планирование деятельности, самоконтроль;
- способность делать простые обобщения, уметь сравнивать предметы и явления;
- понимание речи и владение речью;
- развитость осмысленной памяти;
- развитость ручной ловкости, координированности движений, пространственно-временной ориентировки.
Вывод: Все эти задачи постоянно решались в нашей группе, но каждый из вас сам отметил, какие стороны школьной зрелости на каком уровне у вашего ребенка сформированы, над какими еще предстоит работать. Далее мы больше поговорим об обучении грамоте, о профилактике дисграфии у наших детей, то есть о владении речью, а собрание мы проведем в виде телевизионной игры «Форт Баярд». Мы предлагаем вам объединиться со своими детьми в одну команду и вместе преодолеть все игровые трудности.
(Входят дети, присоединяются к родителям)
Ход игры
- Мы с вами очутились на необычном острове, полном приключений и испытаний. Вы с родителями – одна команда в игре «Форт Баярд». Вы будете то выполнять задания по очереди или вместе, то болеть за своих товарищей. За каждое правильно выполненное задание будете получать «ключ» - букву. Вам надо заработать 10 букв и в конце игры составить из них слово. Если вы справитесь, всех ждет золото победы!
1 задание-детям (за выполнение - буква «Ь»).
В основе понимания и владения речью лежит фонематический слух, то есть умение распознавать наличие в слове заданного звука.
«Соберите лепестки к цветам»: на ваших серединках - буквы «Л», «Р», «Й», «ЛЬ». Найдите на лепестках картинки - слова с подходящими звуками.
Вы заработали первый «ключ» - букву. Она находится в связке ключей. Отыщите такой же ключ (как на образце). С обратной стороны - буква.
2 задание – родителям (за выполнение – буква «Ш»).
На письме встречается два вида ошибок: орфографические, то есть те, которые можно исправить с помощью знаний правил грамматики («морос» - з), и дисграфические - стойкие повторяющиеся искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания слов («самок» - з).
Вам предложены образцы письменной речи младшего школьника. Найдите и исправьте в них только те ошибки, которые вызваны неумением ребенка различать на слух звуки речи.
(«Бредложения» - п; «светы» - ц; «щеколъщик» — cm; «щекол» - г).
Ваша буква - на родительском уголке.
3 задание – детям и родителям (за выполнение – буква «П»).
Для профилактики дисграфии очень важно развивать все виды языкового анализа. Посмотрите, как дети с помощью пальцев отображают звуковой анализ слова: большие пальцы обозначают у них гласные звуки, а указательные - согласные.
- Ребята, выберите себе дружочка, договоритесь с ним, какое слово из изображенных на наших цветах вы загадаете мамам на пальцах («карман» — большой палец, указательный, большой одного ребенка + большой, указательный, большой - другого ребенка...).
Вы честно заработали ключ-букву. Поймайте ее среди рыбок удочкой с магнитом.
4 задание – детям и родителям (за выполнение – буква «У»).
- Мамы, а вы тоже загадайте детям слова, взятые с лепестков: произнесите их наоборот, начиная с конца (не «карман», а «намрак»...).
Вы найдете букву на комнатном растении - плюще.
5 задание – детям и родителям (за выполнение – 2 буквы «С»).
А сейчас посмотрите, как дети владеют слоговым анализом. Обязательно еще в дошкольном возрасте необходимо научить чувствовать ударение в слове.
- Один лепесток с цветочка «ЛЬ» оторвался и прилетел к нам: «ЛИМОНЫ». Определите разными способами, сколько частей, слогов в этом слове. Выложите на столе вагончиками эти 3 слога. Назовите первый слог; второй; третий. Определите ударение в слове, изобразите ударный, безударные слоги движениями.
- Выложите схему звукового состава этого слова: одна подгруппа детей - кружками разного цвета, другая - квадратами с изображением круга (гласные звуки), одной полоски (твердые согласные звуки), двух полосок (мягкие согласные).
- А теперь подойдите к своим мамам и придумайте с ними другие обозначения этих звуков, выложите ими схему слова «лимоны» (из кубиков, кирпичиков, призм; шишек, желудей, камешков...).
Таким образом мы показываем условность схем, ведь в разных школьных программах приняты разные обозначения звуков и слогов.
- За такую фантазию вручаем вам сразу две буквы. Они затерялись в бассейне из крышек от пластмассовых бутылок.
6 задание – детям (за выполнение – буква «Н»).
Эта работа над устной речью может и должна отражаться на письме.
- Ребята, возьмите первую карточку (Приложение 2) и выполните задания:
а) составьте из двух слогов слово и дорисуйте ту часть на лице человечка, о которой вы прочитали (у + сы = ...; у + ши = ...; но + сы = ...; зу + бы = ...);
б) впишите пропущенные буквы в слова: «М .. К А»:
- в круглом вагончике - миска; в квадратном - мишка, в овальном - маска..., Машка, мышка, мошка, мушка.
Вы заработали ключ. Букву найдете под углом ковра.
7 задание – родителям и детям (за выполнение – буква «Т»).
- Найдите ошибки в тексте, вызванные несформированностью синтаксического анализа («с веты», «сучиницей», «сшурой», «на звание»).
- Ребята, я прочту предложения, а вы обозначьте графически их схемы:
Саша катает машину. ( .)
Яблоки растут на дереве. ( .)
Ребята гуляли в лесу. ( .)
Красивая кукла у Юли. ( .)
Ключ-букву отыщите в ящике с песком.
8 задание – детям и родителям (за выполнение – буква «О»).
- Как вы считаете, если ошибка одного типа встретилась 1-2 раза в тетради вашего ребенка, это уже дисграфия (Нет)? Скажите, почему, по-вашему, может появляться зеркальное письмо.
- А эта работа - и на звуковой, и на буквенный анализ (Приложение 3).
Ребята, разгадайте с мамами, какое слово зашифровано на картинке-изографе, найдите каждую букву этого слова.
Кто разгадал, допишите элементы букв на карточках.
Ищите букву в кармане у куклы, сидящей слева от мишки (ориентировка - на теле сидящей напротив игрушки).
9 задание (за выполнение – буква «Е»).
- А последнюю букву я сама вручу вам, если вы догадаетесь, какое слово у вас получается из заработанных букв, и назовете недостающую («УСП ШНОСТЬ» - Е).
- Почему «Е», а не «Э»? (В этом слове буква «Е» смягчает звук «п»)
Итог: Раз дети и мамы были такими умницами, справились со всеми заданиями, конечно, вас всех ожидает УСПЕШНОСТЬ в школе. А если и случатся огорчения, ваши дружба, терпение, доброта, любовь и знания, полученные у нас, помогут их преодолеть!
Ну что ж, вы отгадали слово. Мамы, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Пока ваши руки будут плавно опускаться, дети должны успеть вынести как можно больше крышек из круга. Мы их взвесим и поменяем на золото! (Шоколадные монетки в золотистой фольге)
Идет обсуждение с родителями увиденного и того, какие еще виды помощи в каком случае можно оказать. В последующем целесообразно поместить в родительский уголок перечень упражнений по предупреждению ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения, текста; раздать памятки для родителей (Приложение 4). Приложение 1 «Школьная зрелость» Виды зрелости | Содержание | Оценка в баллах | Социальная зрелость | Потребность в общении _______ Умение подчиняться режиму ______ Умение выполнять правила _______ Умение согласовывать свои интересы с желаниями других людей_________ | | Итого: | | | Эмоционально- волевая зрелость | Эмоциональная устойчивость: без резких перепадов настроения ________ Уравновешенность процессов возбуждения и торможения________ Ребенок не должен болезненно реагировать на замечания или на ситуацию проигрыша в игре ______________ При столкновении с трудностями не должна снижаться активность___________ | | Итого: | | | Умственная зрелость | Способность к целенаправленной деятельности, при которой требуются усилия воли, эмоциональное напряжение, планирование деятельности, самоконтроль _________ Способность делать простые обобщения, уметь сравнивать предметы и явления ________ Понимание речи и владение речью ______ Развитость осмысленной памяти ________ Развитость ручной ловкости, координированности движений, пространственно- временной ориентировки_____________ | | Итого: | | |
Примечание. Оценку производить по трехбалльной системе: 3 балла – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 1 балл – низкий уровень. Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4 Памятка для родителей Итак, как помочь ребенку, если мы увидели у него в тетрадях стойкие, часто встречающиеся ошибки, вызванные:
1. Недоразвитием фонематического слуха? а) Игра «Придумай слово с таким же звуком» (на отработку твердых - мягких звуков). - Какой звук [М] в слове «самолет»? Придумай слово с таким же звуком (с твердым: Маша, сам, компот, ...). - А в слове «скамейка»? (С мягким: метро, помидор, семь, ...) б) Упражнение «Подбери рифму к данным словам». Например, «сок» - носок, лесок, носок, поясок, голосок, ... «весы» - часы, усы, носы, ... 2. Несформированностью звукового анализа? а) Игра «Запрещенные звуки»: взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос, исключая какой-то определенный звук либо за¬меняя его хлопком в ладоши. Например, исключается звук [м]. Тогда, отвечая на вопрос Какие ягоды растут в лесу?, нельзя говорить ма¬лина и земляника. Звук [м] заменяется хлопком. (Хлопок)-алина, зе-(хлопок)-ляника. б) Игра «Кто быстрее, кто больше?» Нужно придумать слова, начинающиеся с букв, из которых состоит данное слово. Например, «сироп»: сено - селедка; ирис - игра; рак - роль; озе¬ро - ослик; парк - пыль. 3. Несформированностью слогового анализа? а) Зашифрованное предложение: мысленно разбить слово на слоги и после каждого из них добавить слог хве. Ма(хве)-ма(хве) - мама, Са(хве)-ша(хве) — Саша, при(хве)- вет(хве) - привет и т.д. • Добавляемые слоги могут быть любые: фи, пи, мек и т.д. • Слоги могут добавляться до соответствующего слога или по¬сле него. (Пи)ма-(пи)ма или ма(пи)-ма(пи) —мама. • Один слог может добавляться до слога, другой - после него. (Пи)ма(хве)-(пи)ма(хве) - мама. • Для запоминания сначала даются короткие слова, а затем - предложения. Де(хве)ти(хве) иг(хве)ра(хве)ли(хве) во(хве) дво(хве)ре(хве). - Де¬ти играли во дворе. б) Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, мороженое. в) Образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + капуста = чайка малина+машина =мама 4. Несформированностью синтаксического анализа? а) Выделение слов и предложений в слитном тексте. Например, ПАДАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТЕРЛЬЮТДОЖДИ. б) Прочитай предложение от конца к началу. Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или вос-клицательный знак. 5. Несформированностью оптико-пространственной ориентировки? а) Определение буквы, «написанной» на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе. б) В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызы¬вает затруднение из-за свойств зеркальности. Детям предъявляются попарно правильные и зеркально написан¬ные буквы. Предлагается обвести правильные буквы, зачеркнуть не-правильные. 6. Произвольной регуляцией психической деятельности? а) «Время и антивремя». Это упражнение на развитие причин¬но-следственных отношений. Ребенок должен описать какое-то событие (экскурсию, кино¬фильм, рассказ и т.д.) сначала правильно, а затем от конца к началу. б) «Черепаха». Это упражнение на развитие двигательного контроля. Взрослый встает у одной стены помещения, 2-3 участника игры (на четвереньках) - у другой. По сигналу они начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепа¬шек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 мин взрослый подает сигнал, по которому все участники останавливают¬ся. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение мо¬жет повторяться несколько раз. Затем логопед обсуждает с группой трудности в его выполнении. в) «Руки-ноги». Это упражнение на развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминации импульсивности, навыков удержания программы. Исходное положение — стоя. Прыгать на месте с одновременны¬ми движениями руками и ногами: ноги вместе - руки врозь, ноги врозь - руки вместе, ноги вместе - руки вместе, ноги врозь - руки врозь. Цикл прыжков повторить несколько раз.
Список литературы 1. Галкина, Г.Г. Звуки, буквы я учу: альбом упражнений №3 по обучению грамоте дошкольника / Г.Г. Галкина. — М., 2006. 2. В.Н. Еремина, В.Н. Обогащение словаря старших дошколь¬ников с общим недоразвитием речи фразеологизмами / В.Н. Еремина // Дефектология. - №5. - 2002. 3. Иванова, А.И. Становление функций речи в онтогенезе / А.И. Иванова. / Логопед. - №3. - 2006. 4. Козырева, Л.М. Развиваем речь малышей / Л.М. Козырева. - Ярославль, 2003. 5. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб., 2001. 6. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по преду-преждению ошибок чтения и письма у детей / Л.Г. Милостивенко. - СПб., 1995. 7. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практ. психологов, педагогов и родите¬лей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М., 2001. 8. Сиротюк, А.Л. В инструментальную копилку практикующе¬го логопеда / А.Л. Сиротюк // Логопед. - №2. - 2006. 9. Степанова, О.А. Основные направления оптимизации кор¬рекционно-образовательного процесса в ДОУ / О.А. Степанова // Ло¬гопед. - №4. - 2004. 10. Ткаченко, Т.А. Логические упражнения для развития речи: альбом дошкольника / Т.А. Ткаченко. – М.: Прометей; Книголюб, 2001.
|