"ЧТОБЫ ДИСГРАФИИ ИЗБЕЖАТЬ - НАДО ГРАМОТЕ ДЕТИШЕК ОБУЧАТЬ!" •Печать•

 

b_150_100_16777215_0___images_stories_1346095819_school-objects-2.jpg

 

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №141»

г. Оренбург, Оренбургская область

 

 

Автор: Быкова Светлана Владимировна, учитель-логопед высшей квалификационной категории.


«Чтобы дисграфии избежать – надо грамоте детишек обучать!»

(дошкольники старшего звена с общим недоразвитием речи)

 

Цель: повысить компетентность родителей по вопросам подготовки дошкольников с ОНР к школе.

Задачи: способствовать взаимодействию семьи и педагогов в вопросах подготовки детей с ОНР к обучению в школе.

Форма проведения: игра «Форт Баярд».

Длительность: 1,5 часа.

Участники собрания: родители воспитанников, дети, воспитатели, учитель-логопед.

Оборудование: выставка пособий и методической литературы «Готовим дошкольника к школе!»; буклет «Памятка для родителей»; мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

Вводная часть.

Родителей будущих первоклассников беспокоит много вопросов: В каком возрасте лучше начинать школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? Справиться ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

Озабоченность родителей понятна: от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие оценки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой.

У психологов и педагогов вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы.

Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития речи, поэтому коррекционно-развивающая работа в нашей группе велась по всем направлениям с целью профилактики стойких дисграфических ошибок.

Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребенка. Главное при этом – достаточно четко осознавать, какие занятия с ребенком в наибольшей степени способствуют развитию значимых для школьного обучения качеств и обеспечивают необходимый уровень школьной готовности.

Что же входит в понятие «школьная зрелость»? Как наши дети подготовились к школе? Какие «подводные камни» могут встретиться у них в начале обучения? Как с ними справляться? Вот круг вопросов, которые мы осветим на сегодняшнем собрании.

Понятие «школьная зрелость» предполагает социальную зрелость, эмоциональную зрелость, умственную зрелость. Что включает в себя каждый вид зрелости?

(Поясняю непонятные пункты, отвечаю на вопросы, родители работают с таблицей №1: оценивают по всем показателям своего ребенка по трехбалльной системе. Высокий уровень сформированности данного качества – 3 балла; средний – 2 балла; низкий – 1 балл).


Социальная зрелость:

- потребность в общении;

- умение подчиняться режиму;

- умение выполнять правила;

- умение согласовывать свои интересы с желаниями других людей.

Эмоционально-волевая зрелость:

- эмоциональная устойчивость: без резких перепадов настроения;

- уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

- адекватная реакция на замечания или на ситуацию проигрыша в игре;

- устойчивая активность при столкновении с трудностями.

Умственная зрелость:

- способность к целенаправленной деятельности, при которой требуются усилия воли, эмоциональное напряжение, планирование деятельности, самоконтроль;

- способность делать простые обобщения, уметь сравнивать предметы и явления;

- понимание речи и владение речью;

- развитость осмысленной памяти;

- развитость ручной ловкости, координированности движений, пространственно-временной ориентировки.

Вывод: Все эти задачи постоянно решались в нашей группе, но каждый из вас сам отметил, какие стороны школьной зрелости на каком уровне у вашего ребенка сформированы, над какими еще предстоит работать. Далее мы больше поговорим об обучении грамоте, о профилактике дисграфии у наших детей, то есть о владении речью, а собрание мы проведем в виде телевизионной игры «Форт Баярд». Мы предлагаем вам объединиться со своими детьми в одну команду и вместе преодолеть все игровые трудности.

(Входят дети, присоединяются к родителям)

Ход игры

- Мы с вами очутились на необычном острове, полном приключений и испытаний. Вы с родителями – одна команда в игре «Форт Баярд». Вы будете то выполнять задания по очереди или вместе, то болеть за своих товарищей. За каждое правильно выполненное задание будете получать «ключ» - букву. Вам надо заработать 10 букв и в конце игры составить из них слово. Если вы справитесь, всех ждет золото победы!

1 задание-детям (за выполнение - буква «Ь»).

В основе понимания и владения речью лежит фонематический слух, то есть умение распознавать наличие в слове заданного звука.

«Соберите лепестки к цветам»: на ваших серединках - буквы «Л», «Р», «Й», «ЛЬ». Найдите на лепестках картинки - слова с под​ходящими звуками.

Вы заработали первый «ключ» - букву. Она находится в связке ключей. Отыщите такой же ключ (как на образце). С обратной сторо​ны - буква.

2 задание – родителям (за выполнение – буква «Ш»).

На письме встречается два вида ошибок: орфографические, то есть те, которые можно исправить с помощью знаний правил грамма​тики («морос» - з), и дисграфические - стойкие повторяющиеся ис​кажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания слов («самок» - з).

Вам предложены образцы письменной речи младшего школьни​ка. Найдите и исправьте в них только те ошибки, которые вызваны неумением ребенка различать на слух звуки речи.

(«Бредложения» - п; «светы» - ц; «щеколъщик» — cm; «щекол» - г).

Ваша буква - на родительском уголке.

 


3 задание – детям и родителям (за выполнение – буква «П»).

Для профилактики дисграфии очень важно развивать все виды языкового анализа. Посмотрите, как дети с помощью пальцев отображают звуковой анализ слова: большие пальцы обозначают у них гласные звуки, а указательные - согласные.

- Ребята, выберите себе дружочка, договоритесь с ним, какое слово из изо​браженных на наших цветах вы загадаете мамам на пальцах («карман» — большой палец, указатель​ный, большой одного ребенка + большой, указательный, большой - другого ребенка...).

Вы честно заработали ключ-букву. Поймайте ее среди рыбок удочкой с магнитом.

4​  задание – детям и родителям (за выполнение – буква «У»).

- Мамы, а вы тоже загадайте детям слова, взятые с лепестков: произнесите их наоборот, начиная с конца (не «карман», а «намрак»...).

Вы найдете букву на комнатном растении - плюще.

5 задание – детям и родителям (за выполнение – 2 буквы «С»).

А сейчас посмотрите, как дети владеют слоговым анализом. Обя​зательно еще в дошкольном возрасте необходимо научить чувство​вать ударение в слове.

- Один лепесток с цветочка «ЛЬ» оторвался и прилетел к нам: «ЛИМОНЫ». Определите разными способами, сколько частей, сло​гов в этом слове. Выложите на столе вагончиками эти 3 слога. Назо​вите первый слог; второй; третий. Определите ударение в слове, изо​бразите ударный, безударные слоги движениями.

- Выложите схему звукового состава этого слова: одна подгруп​па детей - кружками разного цвета, другая - квадратами с изображе​нием круга (гласные звуки), одной полоски (твердые согласные зву​ки), двух полосок (мягкие согласные).

- А теперь подойдите к своим мамам и придумайте с ними другие обозначения этих звуков, выложите ими схему слова «лимоны» (из кубиков, кирпичиков, призм; шишек, желудей, камешков...).

Таким образом мы показываем ус​ловность схем, ведь в разных школьных программах приняты разные обозначения звуков и слогов.

- За такую фантазию вручаем вам сразу две буквы. Они затеря​лись в бассейне из крышек от пластмассовых бутылок.

6 задание – детям (за выполнение – буква «Н»).

Эта работа над устной речью может и должна отражаться на письме.

- Ребята, возьмите первую карточку (Приложение 2) и выполни​те задания:

а) составьте из двух слогов слово и дорисуйте ту часть на лице че​ловечка, о которой вы прочитали (у + сы = ...; у + ши = ...; но + сы = ...; зу + бы = ...);

б) впишите пропущенные буквы в слова: «М .. К А»:

- в круглом вагончике - миска; в квадратном - мишка, в оваль​ном - маска..., Машка, мышка, мошка, мушка.

Вы заработали ключ. Букву найдете под углом ковра.

7​  задание – родителям и детям (за выполнение – буква «Т»).

- Найдите ошибки в тексте, вызванные несформированностью синтаксического анализа («с веты», «сучиницей», «сшурой», «на звание»).

- Ребята, я прочту предложения, а вы обозначьте графически их схемы:

Саша катает машину. ( .)

Яблоки растут на дереве. ( .)

Ребята гуляли в лесу. ( .)

Красивая кукла у Юли. ( .)

Ключ-букву отыщите в ящике с песком.

 


8​  задание – детям и родителям (за выполнение – буква «О»).

- Как вы считаете, если ошибка одного типа встретилась 1-2 раза в тетради вашего ребенка, это уже дисграфия (Нет)? Скажите, почему, по-вашему, может появляться зеркальное письмо.

- А эта работа - и на звуковой, и на буквенный анализ (Прило​жение 3).

Ребята, разгадайте с мамами, какое слово зашифровано на кар​тинке-изографе, найдите каждую букву этого слова.

Кто разгадал, допишите элементы букв на карточках.

Ищите букву в кармане у куклы, сидящей слева от мишки (ори​ентировка - на теле сидящей напротив игрушки).

9​  задание (за выполнение – буква «Е»).

- А последнюю букву я сама вручу вам, если вы догадаетесь, какое слово у вас получается из заработанных букв, и назовете недос​тающую («УСП ШНОСТЬ» - Е).

- Почему «Е», а не «Э»? (В этом слове буква «Е» смягчает звук «п»)

Итог: Раз дети и мамы были такими умницами, справились со всеми заданиями, конечно, вас всех ожидает УСПЕШНОСТЬ в шко​ле. А если и случатся огорчения, ваши дружба, терпение, доброта, любовь и знания, полученные у нас, помогут их преодолеть!

Ну что ж, вы отгадали слово. Мамы, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Пока ваши руки будут плавно опускаться, дети должны ус​петь вынести как можно больше крышек из круга. Мы их взвесим и поменяем на золото! (Шоколадные монетки в золотистой фольге)

Идет обсуждение с родителями увиденного и того, какие еще ви​ды помощи в каком случае можно оказать. В последующем целесо​образно поместить в родительский уголок перечень упражнений по предупреждению ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосоче​тания, предложения, текста; раздать памятки для родителей (Приложение 4).

Приложение 1

«Школьная зрелость»

 

Виды

зрелости

Содержание

Оценка в баллах

Социальная

зрелость

Потребность в общении _______

Умение подчиняться режиму ______

Умение выполнять правила _______

Умение согласовывать свои интересы с же­ланиями других людей_________

Итого:

Эмоцио­нально-

волевая

зрелость

Эмоциональная устойчивость: без резких перепадов настроения ________

Уравновешенность процессов возбуждения и торможения________

Ребенок не должен болезненно реагировать на замечания или на ситуацию проигрыша в игре

______________

При столкновении с трудностями не должна снижаться активность___________

Итого:

Умственная

зрелость

Способность к целенаправленной деятель­ности, при которой требуются усилия воли, эмоциональное напряжение, планирование деятельности, самоконтроль _________

Способность делать простые обобщения, уметь сравнивать предметы и явления ________

Понимание речи и владение речью ______

Развитость осмысленной памяти ________

Развитость ручной ловкости, координиро­ванности движений, пространственно- временной ориентировки_____________

Итого:

 

Примечание. Оценку производить по трехбалльной системе: 3 балла – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 1 балл – низкий уровень.

Приложение 2

b_150_100_16777215_0___images_stories__2.jpg

 

 

 

 



Приложение  3

b_150_100_16777215_0___images_stories__3.jpg

 


 

Приложение 4

Памятка для родителей


Итак, как помочь ребенку, если мы увидели у него в тетрадях стойкие, часто встречающиеся ошибки, вызванные:

1.    Недоразвитием фонематического слуха?

а)  Игра «Придумай слово с таким же звуком» (на отработку твердых - мягких звуков).
- Какой звук [М] в слове «самолет»? Придумай слово с таким же звуком (с твердым: Маша, сам, компот, ...).
- А в слове «скамейка»? (С мягким: метро, помидор, семь, ...)
б) Упражнение «Подбери рифму к данным словам».
Например, «сок» - носок, лесок, носок, поясок, голосок, ...
«весы» - часы, усы, носы, ...

2.    Несформированностью звукового анализа?

а)  Игра «Запрещенные звуки»: взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос, исключая какой-то определенный звук либо за¬меняя его хлопком в ладоши. Например, исключается звук [м]. Тогда, отвечая на вопрос Какие ягоды растут в лесу?, нельзя говорить ма¬лина и земляника. Звук [м] заменяется хлопком.
(Хлопок)-алина, зе-(хлопок)-ляника.
б) Игра «Кто быстрее, кто больше?» Нужно придумать слова, начинающиеся с букв, из которых состоит данное слово.
Например, «сироп»: сено - селедка; ирис - игра; рак - роль; озе¬ро - ослик; парк - пыль.

3.    Несформированностью слогового анализа?
а)    Зашифрованное предложение: мысленно разбить слово на слоги и после каждого из них добавить слог хве.
Ма(хве)-ма(хве) - мама, Са(хве)-ша(хве) — Саша, при(хве)- вет(хве) - привет и т.д.
•     Добавляемые слоги могут быть любые: фи, пи, мек и т.д.
•     Слоги могут добавляться до соответствующего слога или по¬сле него.
(Пи)ма-(пи)ма или ма(пи)-ма(пи) —мама.
•     Один слог может добавляться до слога, другой - после него.
(Пи)ма(хве)-(пи)ма(хве) - мама.
•     Для запоминания сначала даются короткие слова, а затем - предложения.
Де(хве)ти(хве) иг(хве)ра(хве)ли(хве) во(хве) дво(хве)ре(хве). - Де¬ти играли во дворе.
б) Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, мороженое.
в) Образовать новое слово из первых слогов двух слов:
чайник + капуста = чайка    малина+машина    =мама

4.    Несформированностью синтаксического анализа?
а) Выделение слов и предложений в слитном тексте.
Например, ПАДАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТЕРЛЬЮТДОЖДИ.
б) Прочитай предложение от конца к началу.
Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или вос-клицательный знак.

5.    Несформированностью оптико-пространственной ориентировки?
а) Определение буквы, «написанной» на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе.
б) В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызы¬вает затруднение из-за свойств зеркальности.
Детям предъявляются попарно правильные и зеркально написан¬ные буквы. Предлагается обвести правильные буквы, зачеркнуть не-правильные.

6.    Произвольной регуляцией психической деятельности?
а) «Время и антивремя». Это упражнение на развитие причин¬но-следственных отношений.
Ребенок должен описать какое-то событие (экскурсию, кино¬фильм, рассказ и т.д.) сначала правильно, а затем от конца к началу.
б) «Черепаха». Это упражнение на развитие двигательного контроля.
Взрослый встает у одной стены помещения, 2-3 участника игры (на четвереньках) - у другой. По сигналу они начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепа¬шек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 мин взрослый подает сигнал, по которому все участники останавливают¬ся. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение мо¬жет повторяться несколько раз. Затем логопед обсуждает с группой трудности в его выполнении.
в) «Руки-ноги». Это упражнение на развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминации импульсивности, навыков удержания программы.
Исходное положение — стоя. Прыгать на месте с одновременны¬ми движениями руками и ногами: ноги вместе - руки врозь, ноги врозь - руки вместе, ноги вместе - руки вместе, ноги врозь - руки врозь. Цикл прыжков повторить несколько раз.


Список литературы
1. Галкина, Г.Г. Звуки, буквы я учу: альбом упражнений №3 по обучению грамоте дошкольника / Г.Г. Галкина. — М., 2006.
2. В.Н. Еремина, В.Н. Обогащение словаря старших дошколь¬ников с общим недоразвитием речи фразеологизмами / В.Н. Еремина // Дефектология. - №5. - 2002.
3. Иванова, А.И. Становление функций речи в онтогенезе / А.И. Иванова. / Логопед. - №3. - 2006.
4. Козырева, Л.М. Развиваем речь малышей / Л.М. Козырева. - Ярославль, 2003.
5. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб., 2001.
6. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по преду-преждению ошибок чтения и письма у детей / Л.Г. Милостивенко. - СПб., 1995.
7. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практ. психологов, педагогов и родите¬лей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М., 2001.
8. Сиротюк, А.Л. В инструментальную копилку практикующе¬го логопеда / А.Л. Сиротюк // Логопед. - №2. - 2006.
9. Степанова, О.А. Основные направления оптимизации кор¬рекционно-образовательного процесса в ДОУ / О.А. Степанова // Ло¬гопед. - №4. - 2004.
10. Ткаченко, Т.А. Логические упражнения для развития речи: альбом дошкольника / Т.А. Ткаченко. – М.: Прометей; Книголюб, 2001.