"ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС!" •Печать•

 

b_150_100_16777215_0___images_stories_1346095819_school-objects-2.jpg

 

 

МАДОУ Детский сад №18

Свердловская область

г. Красноуральск



Авторы: Аржаховская Ольга Александровна,педагог – психолог

Остроухова Елена Геннадьевна,учитель – логопед

Миронова Екатерина Всеволодовна,воспитатель

 

Сценарий родительского собрания «Первый раз в первый класс!»

 

b_150_100_16777215_0___images_stories_3.jpg

«Родители, воспитатели дошкольника имеют дело с самым тонким, самым чутким.

Самым нежным, что есть в природе, - с детским мозгом.

И если ребенок стал трудным, если все, что посильно другим,

ему непосильно, значит в детстве он не получил для своего развития от окружающих людей то, что должен был получить.

Трудными становятся дети именно в этом возрасте–от года до семи»

В. А. Сухомлинский.

 

Цель собрания: формирование активной педагогической позиции родителей, актуализация психолого-педагогических знаний и умений по вопросу подготовки ребенка к школе, вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

Задачи собрания:

Познакомить с возможными трудностями адаптации ребенка к школе, сформировать основные рекомендации по способам их устранения;

Помочь подготовиться родителям к изменению статуса ребенка в семье и пониманию значимости перехода ребенка в новое психофизическое состояние;

Вооружить практическими советами, рекомендациями и правилами по подготовке ребенка к школе.

Форма проведения: игровой тренинг.

Длительность собрания: 1 час 30 мин.

Необходимое оборудование:

- Приглашения для родителей (см. ниже);

- Листы бумаги формата А4, по количеству родителей и детей;

- Видео - материал, мультимедийный проектор;

- Разрезной материал для родительско – детской игры «Режим дня» (Приложение);

- Маленький колокольчик;

- Краски, карандаши, фломастеры, кисти, ластики;

- Бубен;

- Маленькие фигурки елок или картинка с изображением елок (до 10 шт);

- Аудио – запись «Песня первоклассника» (исполнитель А. Пугачева);

- Картинки для мультимедийного экрана (поляна с цветами, город, село, автобус, трамвай, троллейбус, профессии), игра «Собери портфель», ребусы;

- Карточки с геометрическими фигурами на каждую пару участников (см. ниже);

- заготовки на листах формата А4 к игре «Соедини по точкам»;

- схема местности на каждую пару участников;

- буклеты, листовки для родителей и талисманы - подарки для детей.

Состав родительского собрания: воспитатель, педагог - психолог, учитель - логопед, родители и дети подготовительной группы.

 


Предварительная работа:

Подготовка именных приглашений, в которых обращается внимание родителей на то, что это последнее и очень важное собрание в детском саду;

b_150_100_16777215_0___images_stories___65.jpg

Проведение психологической диагностики среди родителей, направленной на изучение уровня готовности к обучению в школе «На пороге школы!» (приложение);

Организация видео – опроса среди детей на тему «Что такое школа?»;

Оформление книжной выставки, где представлена литература по подготовке детей к школе;

 

b_150_100_16777215_0___images_stories__.23.jpg

Оформление групповой комнаты для проведения собрания (например, плакаты «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется», наглядный материал для родителей о готовности к школе, оформление информационного уголка, можно украсить группу фотографиями детей, детскими работами и т.д.);

Приготовить для каждого родителя памятки «Первый раз в первый класс» и «Советы родителям будущих первоклассников»;

Приготовить книгу отзывов.

Ход собрания:

Воспитатель
:

Уважаемые родители!

Мы рады видеть Вас на нашем родительском собрании. Спасибо Вам за то, что пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания. Быстро летит время, и очень скоро настанет время, когда ваши дети станут учениками. Какой будет их школьная жизнь, во многом зависит от нас.

Наше собрание пройдет в необычной форме.

Под музыку «Песня первоклассника» (исполнитель Алла Пугачева) входят дети, рассаживаются парами с родителями за расставленные столы.

Педагог – психолог:

Уважаемые родители, дорогие дети!

Сегодня мы с вами постараемся прожить один день из жизни первоклассника, совершим небольшое путешествие в будущее.

А для начала выполним одно интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Каждая пара (родитель, ребенок) получит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Сложите лист пополам.

6. Оторвите правый верхний уголок.

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте получившуюся фигуру. Сейчас я прошу вас найти среди остальных фигур точно такую же, как и у вас. Фигуры должны быть совершенно одинаковые. Нашли? (как правило, участники отвечают, что не нашли). А почему? Как вы думаете? (Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и фигуры получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая).

 


Педагог – психолог:

 

Все дети тоже разные, каждый из них имеет свои психологические особенности, особенности личности, характера, психофизиологические особенности. Для каждого ребенка свойственны свои слабые и сильные стороны в момент поступления в школу. И сегодня мне бы хотелось, что бы вы постарались определить трудности, с которыми вы можете столкнуться перед поступлением в школу и, конечно же, наметить пути выхода из них.

Учитель – логопед:

Перед проведением собрания мы спросили у детей: ЧТО ТАКОЕ ШКОЛА? И вот, что они отвечают (демонстрация видео – материала).

Педагог – психолог:

Анализ анкетирования родителей и ответы детей подсказывают, что есть разногласия в представлениях о школе у детей и родителей.

Для того чтобы прожить один день из жизни первоклассника, нужно представить его примерный режим дня. Как вы думаете, он отличается от режима дня ребенка, посещающего детский сад? А как изменится ваша жизнь? (ответы взрослых и детей).

Хорошо, давайте проведем игру «Режим дня».

Вам, учитывая мнение детей и вместе с ними нужно разложить карточки и картинки с основными режимными моментами и соотнести их со временем (таблица, представленная ниже, разрезается – отдельно время, событие, иллюстрация к нему).

07.00 - 07.10

Подъем


07.10 - 07.30

Зарядка, умывание, уборка постели

07.30 - 07.50

Завтрак

07.50 - 08.10

Дорога в школу

08.10 - 08.25

Подготовка к урокам


08.30 - 12.10

Уроки


12.10 - 13.10

Прогулка


13.10 - 14.00

Подготовка к обеду, обед.

14.00 - 16.00

Отдых, дневной сон


 

16.00 - 17.00

Выполнение тренировочных упражнений, домашнего задания

17.00 - 19.00

Свободное время


19.00 - 19.30

Ужин


19.30 - 20.30

Свободное время

 


20.30 - 21.00

Подготовка ко сну, сон


Когда участники заканчивают, режим дня первоклассника выводится на мультимедийный экран.

 


Воспитатель: Перед вами идеальный режим дня первоклассника, соблюдая который ребенок будет чувствовать себя полным сил, не уставать от учебной нагрузки. Возможно ли его соблюдать? При каких условиях это возможно?(ответы взрослых и детей)

Педагог - психолог: А теперь представим, что мы проснулись, пришли в школу, приготовились к уроку и прозвенел звонок.

- Здравствуйте ребята! (дети должны встать из – за «парт» вместе с родителями, а не просто сказать «Здравствуйте!»).

Первый урок – математика (звенит звонок)

- Вы умеете считать? (ответы детей). Продемонстрируйте нам и своим родителям как вы умеете это делать.

Примерный рисунок.

 

b_150_100_16777215_0___images_stories__66.jpg

Перед вами полянка с чудесными цветами, а в цветах притаились цифры. Вам нужно сказать, какие числа записаны на рисунке!? Назовите эти числа сначала от наименьшего к наибольшему, а затем в обратном порядке (желательно, чтоб у каждой пары родитель – ребенок была картинка с пронумерованными цветами, можно вывести картинку на мультимедийный экран)

- Задание следующее. Определите свойства фигур в строках и столбцах таблиц. Дорисуй фигуры и обозначения их свойств.

Изображение выводится на экран и каждому ребенку индивидуально.b_150_100_16777215_0___images_stories_8____.jpg

 

 

 

 

Перемена – физкультминутка (звенит звонок):

До 5 считаем – гири выжимаем.

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова разрубим.

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов.

Второй урок – обучение грамоте (звенит звонок):

Учитель – логопед: А сейчас второй урок, который называется обучение грамоте.

- Перед вами ребусы, которые мы попробуем разгадать (ребусы могут быть любыми в зависимости от индивидуальных и возрастных возможностей детей).

b_150_100_16777215_0___images_stories__84.jpg b_150_100_16777215_0___images_stories__90.jpg b_150_100_16777215_0___images_stories_87.jpg b_150_100_16777215_0___images_stories__77.jpg b_150_100_16777215_0___images_stories__4.jpg b_150_100_16777215_0___images_stories_654321.jpg

 

b_150_100_16777215_0___images_stories___7555.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Теперь родители на листе бумаги рисуют яблоко, а дети раскрашивают его штрихами справа налево (родители следят за правильностью выполнения задания).

Перемена – физкультминутка (звенит звонок):

В старом дереве дупло.

Это домик буквы О.

(дети делают круговые движения руками).

Рядом с нею на суку

Примостилась буква У.

(Садятся на корточки).

В гости к ним издалека

Прибежала буква А.

(бегут на месте).

Прилетела буква Я

На спине у воробья.

(машут руками, как крыльями).

 


Третий урок – окружающий мир (звенит звонок):

 

 

b_150_100_16777215_0___images_stories_753.jpg Город

b_150_100_16777215_0___images_stories__888.jpg Село

 

 

 

 

Воспитатель: Чем отличается город от села? (ответы детей)

 

 

 


b_150_100_16777215_0___images_stories_88.jpg автобус

трамвай

b_150_100_16777215_0___images_stories_96.jpg троллейбус

 

 



Воспитатель: Для чего нужны эти машины горожанам? (ответы детей)

 

b_150_100_16777215_0___images_stories__65.jpg

Воспитатель: Где в городе можно увидеть этих людей? (ответы детей)

Картинки поочередно выводятся на экран или демонстрируются детям.



Перемена – физкультминутка (звенит звонок):

Ходит по двору индюк.

(руки на поясе, ходьба с высоким подниманием ног)

Полетел над полем жук.

(взмахи руками)

По цветку ползет паук.

(шаги с движением рук вперед и к груди)

Обломал он старый сук

(присесть, хлопок).



Четвертый урок – ИЗО (звенит звонок)

Педагог – психолог:

- Дети вместе с родителями выполняют общий рисунок или аппликацию «Мой первый день в школе» (выбор деятельности зависит от возможностей группы) или задание «Соедини по точкам», в котором группа делится на 5 мини – команд рисует одну букву, по желанию раскрашивает её, а затем соединяется все в одно слово. На фото представлено то, что получилось у наших родителей и детей.

 

b_150_100_16777215_0___images_stories_____53.jpg

 

 

 

 

 

 


Учитель – логопед: Ну, вот и пролетели четыре урока, а теперь ребенку нужно возвращаться домой! Как ему запомнить дорогу? (ответы детей и родителей).

Вашему вниманию предлагаем игру «Найди дорогу в школу».

Детям раздаются листочки со схемой местности и фломастеры каждому. Необходимо нарисовать по какому маршруту надо идти, чтобы попасть в школу.

 

b_150_100_16777215_0___images_stories_____63.jpg

 

 

b_150_100_16777215_0___images_stories___87.jpgВоспитатель: Вечер, все уроки выполнены, но ведь завтра снова в школу, а для этого нужно собрать портфель. Перед вами игра «Собери портфель» (игра на мультимедийной доске).


Итог.

Наше собрание подошло к концу, мы с вами постарались прожить один день из жизни ребенка – первоклассника. Надеемся, что вы сделали сегодня открытия в себе, в своем ребенке, узнали что – то новое, увидели интересное, подчеркнули важное.

Школа - это мир новых отношений со сверстниками, с учителем. Ваша помощь здесь необходима. Ребенку по-прежнему нужно ваше внимание и забота, интерес к его школьным делам. В жизни первоклассника нет мелочей. Он остро воспринимает плохую отметку и замечание учителя, и ссору с товарищем. Уделяйте достаточно времени для игр, укрепляйте здоровье детей, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь и забота нужны ребёнку больше всего.

Не забывайте, уважаемые родители, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу.

Для вас мы приготовили буклеты и листовки, которые помогут вам в вопросах подготовки ребенка к школе, а всем ребятам хотелось бы подарить талисманы, которые будут помогать в интересном деле – обучение в школе.

Собрание хотим закончить словами великого Платона:

 

«Основа всякой мудрости - есть терпение». Желаем вам терпения!


**************************************************************************

ПРИЛОЖЕНИЕ

Уважаемые мамы и папы!

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы анкеты на тему «На пороге школы».

1. Чему Вы больше отдаете предпочтение: обучению чтению, счету или общему развитию памяти, внимания, любознательности у вашего ребенка? Почему?_____________________________________

2. Каким Вы желали бы видеть Вашего ребенка на пороге школы?

3. С радостью ли пойдет ребенок в школу?

4. Готов ли, по Вашему мнению, Ваш ребенок к школе? Почему?

5. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе? ________________________________________

6. Чем интересуется Ваш ребенок больше всего?

7. Как часто он задает Вам вопросы? Какие?

8. Отражает ли он свои впечатления в разных видах деятельности? Приведите примеры. _________________________________________________

9. Считаете ли Вы, что у Вас есть взаимопонимание с ребенком? Аргументируйте свой ответ _____________________________________________

10.Трудно ли Вам удается воспитать в ребенке умение управлять собой? Почему?_____________________________________________________

11. Какие знания, умения, навыки Ваш ребенок должен приобрести в детском саду, чтобы ему было легче учиться?_________________________

12. На какие вопросы Вы желали бы получить ответы на родительских собраниях?________________________________________________________


Список использованной литературы:

Безруких М.М. Готов ли ребёнок к школе? – 2-е изд. Дораб. – М.: Вентана-Граф, 2004.

Гальская Н.В. Тетрадь для закрепления произношения звуков Р, РЬ. Пособие для детей с нарушениями речи. Мн.: «Аверсэв», 2003.

Горячев А.В. Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5 – 6 лет/ А.В. Горячев, Н.В. Ключ. – М. Баласс, 2013.

Занимательное азбуковедение. Кн. Для учителя /Сост. В. Волин – М.: Просвещение. 1991.

Играем в слова. Популярное пособие для детей и родителей. Изд-во Академия развития, 2000.

Игры для детей от пяти лет. Издание для досуга. Для чтения взрослыми детям. М.: Эксмо, 2009.

Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4/Под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – Изд. 4-е, испр. – М.: Баласс, 2013.

Козырева М.Н. Развитие речи. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!/ Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006.

Майер А.А., О.И. Давыдова, Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение, 1982.

Метенова Н.М. Родительские собрания. Часть 1. Методика проведения. 2009.

Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 6 – 7 лет», часть 2. – М.: Ювента, 2013.

Панфилова М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации / Авторский коллектив Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, Л.М. Денякина, А.А. Вахрушева, О.В. Чиндилова и др. – М.: Балас, 2008.

Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к первому классу. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000.