"ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ" •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_1346095819_school-objects-2.jpg

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Радуга» комбинированного вида

Челябинская область, г.Куса

 

Автор:  Малыгина Т.М., воспитатель


Цель: установление системы взаимодействия «воспитатель-родитель – ребёнок - сотрудничество».

Задачи:

Формирование активной педагогической позиции родителей.

Вооружение родителей психолого – педагогическими знаниями и умениями по теме.

Вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

Предварительная работа:

- Оформление памяток «Рекомендации родителям», «Что должен знать ребёнок к 1 сентября?», «Мудрые советы».

- Проведение анкетирования родителей: «Определение готовности ребёнка к школе».

- Тестирование детей «Хочу ли я в школу?»

- Создание видео презентации непосредственно – образовательной деятельности детей в детском саду.

- Организация выставки дидактических игр и методической литературы, папок - передвижек, стенда информации для родителей по теме.

План проведения:

Показ видео презентации непосредственно – образовательной деятельности детей.

Слово воспитателя по теме.

Обсуждение полученных результатов, выявленных в ходе анкетирования родителей и тестирования детей.

Решение педагогических ситуаций

Подведение итогов родительского собрания.

Ход собрания:

Просмотр родителями видео презентации непосредственно – образовательной деятельности детей

1. Слово воспитателя:

Современная школа предъявляет к ребёнку повышенные требования: придя в первый класс, ребёнок должен уметь читать, считать, решать простые задачи, писать графический диктант. В детском саду мы учим детей читать, считать, развиваем мелкую моторику, решаем логические задачи, предлагаем упражнения для развития памяти, внимания, мышления.

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду.

Необходимо помнить, что под « готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а прежде всего это мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, а также достаточный уровень развития зрительно – моторной координации.


Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей ответят, что их дети хотят в школу. Однако это не совсем так. Желание пойти в школу и желание учиться отличаются друг от друга.

Важно рассказывать детям о том, что значит быть школьником, какие обязанности он будет там выполнять.

Интеллектуальная готовность – это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы.

Волевая готовность – это умение слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Можно развивать такое умение и дома, давая детям разные (вначале несложные) задания. При этом обязательно нужно просить детей повторить слова взрослого, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под диктовку или по заданному образцу.

2. Качества, которыми должен обладать ребёнок, чтобы учиться в 1 классе:

Внимание, способность к длительному (15 – 20 минут) сосредоточению;

Хорошая память;

Сообразительность;

Любознательность;

Развитое воображение;

Начальные навыки чтения, счёта, письма;

Физическая ловкость;

Волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);

Организованность, аккуратность;

Дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

3. Обсуждение полученных результатов, выявленных в ходе анкетирования родителей «Определение готовности ребёнка к школе». Представление родителям результатов опроса детей «Хочу ли я в школу?»

Родители обсуждают полученные результаты.

4.Решение педагогических ситуаций в процессе воспитания и обучения своих детей

Ситуация №1. Сын собирал из деталей конструктора модель экскаватора. Он не знал, как крепить колёса, и обратился к отцу за помощью. Тот, увидев, что сын сделал всё неправильно, стал упрекать его в бестолковости, неумелости, что он не слушает и не присматривается к тому, что делает отец.

-Ваша оценка действий отца. Обоснуйте возможные причины такого реагирования отца на неуспехи ребёнка.

Ситуация №2. Дочери трудно даётся чтение. Мама усаживает её за стол и начинает спрашивать: «Как называется эта буква?», «Что здесь написано?». Девочка молчит.

-ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама! – и мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет.

-Сегодня гулять не пойдёшь, будешь читать!

Вопрос: - Как бы Вы поступили на месте мамы?

5.Подведение итогов родительского собрания.

Воспитатель.

- Дома вам следует продолжить готовить ребёнка к школе, но, не перегружая его. Вполне достаточно двух упражнений, весёлых задач, элемента графического диктанта, половины странички чтения. После короткого занятия разыграйте ситуацию, которая может произойти именно с вашим ребёнком, обсудите её, помогите сделать правильные выводы.
*************************************************************************


Приложения.

1.Анкета для родителей

Уважаемые мамы и папы!

Как определить, готов ли Ваш ребёнок к школе. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы нашей анкеты:

1.Способен ли Ваш ребёнок следовать инструкции, полученной от взрослого? (Да, нет, иногда)

2. Способен ли ребёнок сконцентрировать внимание на выполнении задания на 15 -20 минут? (Да, нет, иногда)

3. Способен ли ребёнок знакомиться и общаться с другими детьми? (Да, не, иногда)

4. Способен ли уступать, избегать конфликта? (Да, нет, иногда)

5.Способен ли ребёнок к самоконтролю, умеет ли исправлять допущенные ошибки? (Да, нет, иногда)

6. Чему Вы больше отдаёте предпочтение: обучению чтению, счёту или общему развитию памяти, внимания, любознательности? Почему?

7. Умеет ли ребёнок читать? (Да, нет)

8. Умеет ли ребёнок писать? (Да, нет)

9. Умеет ли решать простые задачи? (Да, нет)

10. Может ли составить рассказ по картинке? (Да, нет)

11. Может ли пересказать услышанный рассказ, сказку? (Да, нет)

12. Готов ли, по Вашему мнению, Ваш ребёнок к школе? (Да, нет)

13. Как часто он Вам задаёт вопросы? Какие?

14. Считаете ли Вы, что у Вас есть взаимопонимание с ребёнком? (Да, нет)

15. Трудно ли Вам удаётся воспитать в ребёнке умение управлять собой? (Да, нет) Почему?

16. Какие знания, умения, навыки должен приобрести Ваш ребёнок в детском саду, чтобы ему было легче учиться?


2.Тест для дошкольников «Хочу ли я в школу?»

(Если согласен, ставим знак плюс, если нет – минус)

1.Когда я пойду в школу, у меня появиться много школьных друзей.

2.Мне интересно, какие у нас будут уроки.

3.Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.

4. Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена.

5.Интересно, что в школе предлагают на завтрак?

6.Когда я пойду в школу, буду хорошо учиться.

7.Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.

8.Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.

9.Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего дома уже учатся.

10. Если бы мне разрешили, я бы пошёл учиться уже в прошлом году.

Подсчёт результатов.

1 – 3 балла - ребёнок полагает, что неплохо живёт и без школы. Взрослым следует задуматься.

4 – 8 баллов – да, хочет в школу.

9 – 10 баллов – прекрасно, если ребёнок сохранит своё отношение

к школе на последующие десять лет.