"КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ ДЕТЯМ - ДОШКОЛЬНИКАМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ" •Печать•



b_150_100_16777215_0___images_stories_1346095819_school-objects-2.jpgЦентр развития ребенка – детский сад № 54 «Рябинка» - МБДОУ

Ульяновская область

г. Димитровград

 

 

Автор: Туманина Людмила Александровна, педагог- психолог

 

Круглый стол для родителей в подготовительной группе


Цели встречи:

Сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.

Обсудить точки зрения родителей, на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.


Оборудование:

1. Список факторов успешной подготовки и адаптации ребёнка к I и коле на каждого родителя.
2. Фигурки человечков (девочек и мальчиков).
3. Памятки для родителей.
4. Рисунки детей на тему: «Как я представляю себя в школе»
5. Видеозапись с ответами детей на вопросы: «Зачем мне учиться в школе? Как родители готовят меня в школу?»
6. Список компонентов школьной готовности
7. Ручки с чёрной и красной пастой


Ход встречи:


ПСИХОЛОГ: УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Окончится дошкольное детство и начнётся новый важный этап формирования личности со строгим, планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов и рабочей неделей в пять дней.
Первого сентября ваш ребёнок придёт к крыльцу своей первой школы, встанет рядом со своими сверстниками и вместе с ними войдет в класс вслед за своей первой учительницей. Его экзамен впереди. Но, а мы свои родительские экзамены сдаём уже 7 лет его жизни. Безусловно, мы родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. Вот если бы вы каждый год отправляли в школу очередного своего ребенка, то тревожились все меньше и меньше. Когда дело переходит в разряд обыденного, то оно становится привычным. И неслучайно вы волнуетесь, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни станет учеба, образовательная деятельность


УПРАЖНЕНИЕ: Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашем мнению, помогут или затруднят предстоящую учёбу в школе. Возьмите фигурку человечка (Приложение 1) и напишите на ней синей пастой, те черты которые помогут и красной пастой те черты, которые затруднят учёбу вашего ребёнка. А после этого поставьте фигурку на одну из трёх полосок - дорожек, ведущих к школе. Сиреневая полоска означает сильное ваше беспокойство, жёлтая - умеренное, зелёная полоска - нет особого беспокойства. (Приложение 2)
(Родители выполняют задание и делятся своими опасениями)

 


А можете ли вы определить степень беспокойства вашего ребёнка с предстоящим обучением?

(Вместе с психологом родители обсуждают рисунки детей на тему «Как я представляю себя в школе»)

Давайте попробуем, глядя на рисунок, поразмышлять над тем:
* хочет ли ребенок взрослеть.
* хочет ли стать школьником.
* Каким, на ваш взгляд, видится ребенку его будущее: привлекательным или не очень?
* Его представления складываются из прошлого и настоящего опыта: общение, оценка его умений другими и оценка самого себя.
* Попытайтесь почувствовать общую тональность рисунка.
* Какое настроение ребенка передает он? Радость? Тревогу? Неуверенность или даже страх перед школой?
* Есть ли на рисунке ученики, учитель?
* Каковы размеры фигуры учителя в сравнении с фигурами детей?
- Пофантазируйте, что ребенок хочет сказать своим рисунком взрослым родителем, учителям, воспитателям: «Я не боюсь школы, и буду рад сесть за парту». «Мне интересно выйти к доске...». «Мне интересно идти в школу ведь со мной мама и папа, которые меня любят, мне тревожно».
Психолог: Что же является важным в подготовке к школе? Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, по и в самостоятельной деятельности ребят в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Психологи выделяют разные виды готовности к школе (Приложение 3)
Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены. отметки, то. что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в.нем выражено.стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

Важная сторона психологической готовности ребенка к школе - достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает нормироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительным по объему материал и т. д.У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребёнка к обучению в школе определяется сформированность навыков чтения, счёта и письма.

УПРАЖНЕНИЕ: У вас на листочках перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, выберите из них три фактора, на наш взгляд главных и проранжируйте их. (Приложение 4)
(Родители выполняют задание и обсуждают его)
Психолог: Какими качествами должен обладать первоклассник?
Важно подчеркнуть значимость нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что даемся им без особых усилии. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебною года ребенок не желаем идти в школу. Ему надоело учиться.
Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки.
Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысл и последовательность событий. Иногда взрослые радуются, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить, ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять пусть в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, а на элементарный вопрос педагога: «Что больше один или два?» не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не развита.

 


Предлагаем вашему вниманию видеозапись ответов детей на вопросы: «Зачем мне учиться в школе? Как родители готовят меня в школу?»
(Родители смотрят видеофильм, и идёт обсуждение ответов детей)
В конце нам бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшней встречи. Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого круглого стола (Приложение 5)
Все родители получают памятки (Приложение 6)

 

**************************************************************
Приложение 1

**************************************************************

Приложение 2

*************************************************************
Приложение 3

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
1. Физическое созревание организма
2. Устойчивость к нагрузкам
3. Гибкость в адаптации к новому режиму
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
(то, что предусмотрено программой ДОУ)
1. Знания об окружающем мире
2. Умения и навыки
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
1. Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления,
воображения)
2. Развитие руки и развитие речи
3. Созревание эмоционально-волевых процессов

**********************************************************************
Приложение 4

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.
1. Физическое здоровье.
2. Развитый интеллект.
З. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
4. Выносливость и работоспособность.
5.Умение считать и читать.
6. Аккуратность и дисциплинированность.
7. Хорошая память и внимание.
8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте их по степени значимости.

***************************************************************************
Приложение 5

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого круглого стола


1. ЧТО ПОБУДИЛО ВАС ПРИЙТИ НА МЕРОПРИЯТИЕ?

Дисциплинированность

Интерес к поднятой теме

Уважение к воспитателям

Любопытство

Возможное душевное успокоение

Настойчивые просьбы воспитателей

Не знаю



2. ПОЖАЛУЙСТА, ОЦЕНИТЕ, НАСКОЛЬКО ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ
ТАИЛИ ИНАЯ ЧАСТЬ МЕРОПРИЯТИЯ В БАЛЛАХ:

3- довольны,
2 - частично довольны,
1- не довольны.

Дискуссия

Видеозапись

Предварительное

анкетирование

Оформление

Работа с

памяткой

Практические

задания

****************************************************************************
Приложение 6

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНКУ,
ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ

1. Своё имя, фамилию и отчество
2. Свой возраст (желательно дату рождения)
3. Свой домашний адрес
4. Свой город и его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живет.
6. Фамилию, имя, отчество родителей и их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, приметы.)
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12.  Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13. Знать великих русских поэтов и писателей: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.А.Есенина и др. и некоторые их произведения для детей.
14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т.д.)
16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
17. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов, предметов.
18. Различать гласные и согласные звуки.
19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
20. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 1-10
21. Уметь работать, не отвлекаясь 30 - 35 мин.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Готов ли Ваш ребёнок к школе?

Вы озабочены этим вопросом и прикладываете много усилий для того, чтобы ребёнок пришёл в первый класс подготовленным. Дети часто умеют писать, считать уже к началу обучения. Но помимо этого существует ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ, которая включает в себя:
* Интеллектуальную готовность (сформированность мышления, внимания, памяти)
* Эмоциональную готовность (сформированность учебной мотивации, произвольности поведения)
Психологическая неподготовленность ребёнка к школе может способствовать возникновению многих трудностей:
* отказ от посещения школы
* отсутствие интереса
* нарушение поведения.
Вы можете предотвратить эти проблемы или уменьшить вероятность их проявления, если до начала обучения ребёнка обратитесь за консультацией к психологу детского сада