"В ГОСТИ К БАБУШКЕ АЛЁНЕ" |
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Северо-Енисейский детский сад №5" Красноярский край Северо-Енисейский район п. Северо-Енисейский
Автор: Бектяшкина Елена Дмитриевна, воспитатель
Авторская разработка: развлечение «В гости к бабушке Алёне»
Форма проведения: развлечение интегрированного поискового, проблемно-диалогического характера. Ведущий метод: игровой Общепедагогическая цель: развитие ключевых компетентностей дошкольников пятого года жизни через знакомство с окружающей социальной действительностью. Задачи Образовательные: продолжать знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа – обрядом «встреча гостей» (народный этикет), избой, домашней утварью. Уточнить и систематизировать знания детей по теме «предметы – помощники»; учить понимать связь предметов современного быта и старины (пылесос – веник, кастрюля – чугунок и др.). Обогащение словаря: домашняя утварь - веник, стиральная доска, самовар, чугунок, горшок, крынка, русская печь, печь - матушка, печь - кормилица, кадушка, квашня. Активизация словаря: предметы-помощники – пылесос - веник, стиральная машина – стиральная доска, электрическая печь – русская печь, кастрюля – чугунок, глиняный горшок, чайник – самовар, ведро, таз, кастрюля – квашня. Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные функции речи, интерес к устному народному творчеству, самостоятельность, творческие способности; закреплять умение раскатывать комочки теста круговыми движениями, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук, использовать в лепке приём – прищипывание. Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, доброжелательное отношения к взрослым и сверстникам, желание принимать гостей и самим ходить в гости (культура общения). Используемые приемы развивающего обучения: личностно - ориентированный, этнопедагогический, деятельностный подходы. Стиль взаимодействия взрослых и детей: принцип сотрудничества через внедрение социо - игровой педагогики. Предварительная работа: знакомство с бабушкой Аленой, рассматривание серии иллюстраций «Как жили люди на Руси», «Мебель», «Предметы – помощники», чтение русских народных сказок, знакомство с разными жанрами устного народного творчества. Оборудование: импровизированная русская изба с домашней утварью, игровой уголок оборудован современными предметами – помощниками, угощенье для детей – пирог, костюм бабушки, дощечки для лепки по количеству детей, салфетки. Нетрадиционный материал: соленое тесто Ход развлечения: Группа разделена на две зоны: современная группа детского сада и импровизированная русская изба. Дети выходят из умывальной комнаты и рассаживаются в группе на стулья, ждут бабушку Алену. Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Любопытный язычок», «Трудолюбивый язычок» (звукоподражание: гудит пылесос – у-у-у; стирает машинка – в-в-в; наливает в чайник воду – с-с-с), «Вкусное варенье» Бабушка Алена: По тропинке я иду, в детский сад спешу, внучат в гости позову (заходит к детям в группу). Здравствуйте, ребятки-внучатки, кланяется (дети здороваются). Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго». Внучата, а зовут меня бабушка Алена, пришла я к вам посмотреть как вы живете, да вас к себе в гости позвать, но сначала побеседуем. Вижу в вашей группе светло, тепло, уютно, много красивой мебели (вот - стул - на нем…, а вот стол – за ним…, это кровать - на ней …., а это шкаф – он нужен для того, чтобы ….). Ой, а у вас есть еще какие-то предметы, а у меня таких нет, расскажите мне о них. Беседа «Предметы – помощники» Бабушка - Скажи, Маша, как называется этот предмет? Как он помогает? Маша – это пылесос, он помогает убирать квартиру, собирает пыль, мусор. Бабушка – а как вы им пользуетесь? (включаем в электрическую розетку, а потом пылесосим), а у меня в избе совсем другие помощники. А этот предмет – помощник, как называется Катюша? Как он вам помогает? Катя – это стиральная машина, она стирает белье. Бабушка – Стасик, а это что? Для чего нужен этот предмет-помощник? Стасик – печка, мы на ней готовим еду. Бабушка: Ой, а это, наверное, предмет, в котором что-то варят? Мариночка - да, это кастрюля мы в ней варим суп, кашу, компот. Бабушка: А чем помешиваем кашу? – скажи Надя и покажи, как это делают. Бабушка: А из чего вы наливаете чай, внучата? Дети: из чайника. Иди Глеб покажи как это делают. Бабушка: Спасибо внучата, показали как в детском саду живете, рассказали, как трудитесь. А сейчас поиграем, все вместе, дружно предметы – помощники считаем. Ариша, выходи будешь показывать и считать, а мы все будем пальчики загибать: один, два, три, четыре, пять, начинаем мы считать. Пылесос – это один, стиральная машина - это два, печка – это три, кастрюля – это четыре, чайник – это пять. Один, два, три, четыре, пять – мы закончили считать. Вариации: все вместе, дружно предметы – помощники считаем, хлопками помогаем. Бабушка: Собирайтесь, детвора, в гости к бабушке пора, снимайте туфельки и будем все вместе одеваться: Динамическая пауза (Дети подговаривают и выполняют действия согласно тексту) Наденем на ножки лопаточки - топотушки (резиновые сапожки), На головку шапку надевай, ушки закрывай! На спинку и ручки – наденем курточку. Не кашляй, не чихай, на шейку шарфик надевай. В путь-дорогу нам пора, по тропинке, друг за другом, зашагаем, детвора Мальчики и девочки, весело шагают, дружно высоко ноги поднимают, по камушкам, по иголочкам пройдем через ручеек перешагнем, По тропинке шли, шли, в гости к бабушке пришли. Внучата в избу мою заходите, раздевайтесь, да поудобней располагайтесь. (дети имитируют раздевание, рассаживаются) Бабушка: Вот изба моя, здесь живу я. Доброму гостю – особая честь. «Жили-были дед да баба…» - так начинаются многие русские народные сказки. А для того, чтоб вы внучата узнали, как жили люди в старину, какую одежду носили, какие предметы их окружали, я и пригласила вас к себе в гости. Вы мне показали как живете, рассказали какие предметы вам помогают, а теперь давайте посмотрим какие помощники есть в моей избе. Беседа «Знакомство с домашней утварью» Дидактическая игра «Узнай по описанию» Бабушка: Смотрите глазками внимательно, слушайте ушками, думайте головушкой, если знаете, отвечайте, кого я спрошу. - Скажи, Степа, какой предмет мне помогает следить за порядком, он по избе гуляет, сор собирает? (веник) Найди его Степа и покажи детям, как подметают веником. Я убираю свою избу веником, а вы чем? (пылесосом) - А для чего эта доска мне нужна? Для того, чтобы стирать одежду – платья, майки, шорты), а как эта доска называется, скажи Полина? (стиральная доска), (демонстрирует, как стирать белье) А в вашем доме что вам помогает стирать? (стиральная машина) - А теперь загадку отгадайте: Стоит толстячок, подбоченевши бочок. Шипит и кипит, всем чай пить велит (самовар) Самовару в избе особое место, он всегда стоит на столе и угощает всех горячим, ароматным чаем, а вы из чего дома чай наливаете? (из чайника)
В русской избе всегда стоит много посуды, я буду показывать, а вы, если знаете, мне будете подсказывать. Вот у меня чугунок, он очень тяжелый, как он мне помогает для чего он нужен? Скажи Максим. - Вы варите щи, картофель в кастрюле, а я в чугунке, знаете, почему он так называется? (Он сделан из чугуна, долго сохраняет тепло, поэтому пища долго остается горячей) - Угадайте, а это что за посуда? Сделан он из глины, в нем варят кашу, крышкой накрывается, как называется? (горшок) У глиняного горшка своя история, но об этом я вам расскажу в другой раз. - Самая главная помощница в моей избе – русская печь. «Дом без печки – нежилой дом». А еще в народе ее ласково называют «матушкой», а почему ребятки? - От хорошо протопленной печи всегда тепло и уютно даже в самую холодную зимнюю погоду. - А почему «кормилицей»? - Да она и в самом деле кормит людей. На печке варят кашу, а еще что? (щи, картошку, борщ, мясо) В ней пекут хлеб, а еще что? (пироги, оладушки, булочки, баранки, калачи) Мариночка, я знаю у тебя дома тоже есть печка, расскажи о ней: Русской печки нет добрее, всех накормит, обогреет Варежки сушить поможет, деток спать уложит. И сверчок поет где – то рядышком, как тепло с тобой печка – матушка. Бабушка: Внучата, я вас в гости ждала, тесто в квашне поставила, пока тесто подходит, мы поиграем, а потом вместе пирожков да булочек налепим. Раз, два, три, четыре, пять - будем дружно мы играть. Друг другу руку подавайте, в круг скорее все вставайте, С бабушкой Аленой в игру поиграйте. Хороводная игра « У Алены, у старушки» - У Алены у старушки гостили в маленькой избушке Много внучат – девочек и ребят Ничего они не ели, все на бабушку глядели Все в кругу стоят, разом делают вот так! Вариации игры: Все в кругу стоят, дружно делают вот так! 1. сжать кулачки с силой, расслабить кисти (4-5р.) 2. постукивание ребром правой руки ладонь левой (топорики) 3.раскатываем круговыми движениями рук, сплющиваем шар (4-5р.) 4.прижимаем к большому пальцу - указательный и средний (прищипывание). Вот и тесто поспело, помогите детки бабушке налепить пирожков, да булочек, проходите за столы, кто будет лепить пирожок - за эти столы, а кто булочки вот за эти. Вот вам и тесто, отрывайте по комочку (тарелочка на 5 человек). А чтобы слепить пирожок, на серединку лепёшечки положим начинку, кто какую хочет (капустку, ягодку - на воображение), теперь складываем лепешечку пополам и прищипываем, прижимая к большому пальчику указательный и средний, соединяем края. Прищипывать края пирожка нужно от самого краешка, чтоб не осталось дырочек, чтоб начинка не вытекла, вот так получается пирожок. Готовые пирожки кладем на сковороду или на противень. Приступайте к работе. А булочки могут быть разной формы – показ кольцо, треугольник (полукруг, треугольник, разрезать стекой), др.
Не забывайте после работы руки вытереть салфеточкой. Самостоятельная деятельность детей (осуществляется индивидуальный, дифференцированный подход). Вытираем ладошки салфеткой, потом досточки, выходите ребята, пока пироги да булочки подходят, мы с вами поиграем. Раз, два, три, четыре, пять - будем снова мы играть, в круг скорее все вставайте и ладошки поднимайте. Пальчиковая игра «Ладушки – ладушки, мы в гостях у бабушки» Ладушки – ладушки, мы в гостях у бабушки (хлопают в ладоши). А у бабушки ладони в морщинках собраны (показать руки ладонями вверх), А у бабушки ладони добрые – предобрые (поглаживают ладонь о ладонь). Все работали ладони долгими годами (постукивают кулачком по ладони), Пахнут добрые ладони щами, пирогами (подносят ладони к лицу и нюхают). По кудрям внучат погладят добрые ладони (гладят себя по голове), И с любой печалью сладят теплые ладони (обнимают себя за плечи). Ладушки - ладушки, мы в гостях у бабушки (хлопают в ладоши). Бабушка: Внучата, пока мы с вами играли, пирог поспел, чувствуете, как пахнет? Будет для ребят от бабушки угощенье в детский сад. «Красна изба углами, а печь пирогами». Спасибо вам внучата, что в гости пришли, помогли бабушке, да радость ей доставили, а сейчас пора в обратную дорогу, пойдемте я вас провожу в детский сад.
Этнографический словарь по теме «Домашняя утварь», «Одежда» Горшок – старинный вид крестьянской посуды из обожженной глины для приготовления пищи (в первую очередь варки каши) в русской печи. Изба – крестьянский дом, построенный из бревен; жилая горница, чистая половина дома, где не готовят еду. Кадка (кадушка) – предмет домашней утвари; емкость из дерева или луба, стянутая обручем. Используется для хранения хлеба, крупы и муки. Квашня – кадка, в которой заквашивают тесто, ставят хлеб, пироги. Косоворотка – название мужской рубахи с воротником – стойкой или застежкой, расположенной на груди сбоку («косо»), обычно с левой стороны. Крынка (кринка) – высокий глиняный сосуд с расширяющейся горловиной для молочных продуктов. Лавка – неподвижная скамья, укрепленная вдоль стены дома; реже - скамья переносная на ножках. Лукошко – гнутый короб округлой формы из луба (волокнистая внутренняя часть коры липы) или бересты. Обряд – совокупность установленных законом или народным обычаем каких-либо действий, совершаемых в определенном порядке. Соответствующими обрядами сопровождалось все значимые события в жизни русской деревни: начало, конец полевых работ, календарные и семейные праздники, встреча гостей и т.д. Обычай – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе. Полотенце (полотенец, ручник, утиральник, ширинка, крючник и др.) – отрез полотна длиною до трех метров, как правило с орнаментированными концами. В народной культуре применение полотенец могло быть различным: бытовым (для вытирания лица, рук или посуды) и ритуальным( как праздничное украшение дома или костюма,для проведения крестильного или свадебного обряда). Узору на полотенце придавали значение оберега. Пояс (от «поять» - обнять) – необходимая часть русского народного костюма; плетеная, вязаная или тканая полоса, нередко узорная или декоративная на концах с кистями. Обычай постоянного ношения пояса очень древний, он связан в с верой в охранную, обережную силу замкнутого круга. Рубаха – основа славянского костюма; нательная мужская и женская одежда. Сарафан – старинная безрукавная одежда русских крестьянок, надевался поверх руахи и носился с поясом (нарядные дорогие сарафаны из плотного шелка, парчи и др. материалов не опоясывались; в этом случае пояс завязывали на рубахе). Сарафанный комплекс русской одежды (рубаха, сарафан и душегрея-коротена) в прошлом был распространен очень широко, так одевались крестьянки и женщины купеческого звания северных и центральных губерний России, Поволжья и Сибири. Утварь – совокупность предметов домашнего обихода, включающая кухонную и столовую посуду, а также приспособления для переноски и хранения вещей, продуктов питания и пр. Сундук – предмет домашней утвари; большой ящик (нередко окованный железом) с крышкой, запирающийся на замок. Служил для хранения продуктов, одежды, холстов и т.д. Отдельные сундуки предназначались для хранения приданного невесты. Чугунок – крестьянская посуда в форме печного горшка, но отлитая из чугуна. Использовалась для приготовления щей, варки картофеля и т.п.
Самоанализ Тема непосредственной образовательной деятельности « В гости к бабушке Алене». Образовательная деятельность проводилась с детьми среднего дошкольного возраста, её характер - игровой, поисковый, проблемно – диалогический. Заранее было продумано расположение необходимого оборудования, дети самостоятельно приготовили оборудование для продуктивной деятельности. Чтобы включить детей в деловой ритм в начале занятия была проведена артикуляционная гимнастика, что позволило организовать детей для деятельности проблемно – диалогического характера. В соответствии с целью и задачами была продумана интеграция образовательной деятельности: базовая образовательная область познание в частности - формирование целостной картины мира, расширение кругозора с образовательными областями – социализация, коммуникация, художественное творчество (лепка), здоровье, познание (формирование элементарных математических представлений). Ведущим в данном возрасте является познавательный мотив, поэтому прослеживалась заинтересованность, активность и включенность детей. Содержание образовательной деятельности соответствовало возрастным особенностям. При взаимодействии педагога и детей применялся принцип сотрудничества, через внедрение социо-игровой педагогики, любая игра носит коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства, коммуникативности, эмоциональности. Народная педагогика доводит до сознания нравственные законы трудового народа без скучного назидания, а устное народное творчество помогает сделать образовательный процесс интересным, увлекательным, способствует восстановить связь времен. В заключении отмечу, что поставленые цель и задачи, реализованы полностью.
|