" ПАПА ,МАМА, Я - БЕЗОПАСНАЯ СЕМЬЯ " |
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Северо-Енисейский детский сад №5" Красноярский край Северо-Енисейский район п. Северо-Енисейский
Автор: Бектяшкина Елена Дмитриевна, воспитатель
Викторина «Мама, папа, я – безопасная семья»
Общепедагогическая цель: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста культуру поведения на улице и в транспорте. Задачи: Образовательные: Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по сюжетной картине через использование опорных схем – рисунков, уточнить и систематизировать знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах, о правилах поведения в общественном транспорте, дорожных знаках, уточнить и углубить знания о сигналах регулировщика.
Обогащение словаря: викторина, полицейский – регулировщик, гужевая повозка, дорожные знаки (информационно-указательные, предупреждающие, знаки – сервиса, запрещающие). Активизация словаря: водитель, пассажир, пешеход, проезжая часть, тротуар, виды транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, такси, подъёмный кран, пожарная машина, скорая помощь и др.) Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, умение согласованно работать в группах, парах (высказывать своё мнение, обсуждать его в группе, договариваться и приходить к общему мнению в решении проблемы), в ходе викторины сформировать положительный эмоциональный настрой, интерес к изучению дорожной азбуки. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к взрослым и сверстникам; умение вести безопасный образ жизни, желание быть грамотным пешеходом и пассажиром. Методы: Словесный (беседа проблемно-поискового характера), наглядно –познавательный (изучение иллюстраций, восприятие, анализ и обобщение демонстрируемых материалов), практический (выполнение упражнений и проблемных контрольных заданий, с использованием мнемотехнологии), ведущий метод – игровой. Подходы развивающего обучения во взаимодействии педагога с детьми: личностно - ориентированный, деятельностный, социо – игровой. Предварительная работа: Наблюдение за транспортом во время прогулки; экскурсия к перекрёстку, чтение - художественной литературы, газет ДДД, журналов по ПДД, сюжетно-ролевые игры «Шофёры», «Транспорт», настольные игры «Перекрёсток», «Знаю все профессии»; обсуждение дорожных ситуаций, участники которых – дети; рассматривание и обсуждение фотоиллюстраций с изображением городских улиц. Оборудование: 1. Магнитная доска, магниты (красный, жёлтый, зелёный); 2.Картинки (ситуации на дороге), плакаты, дорожные знаки; 3. Конверты с заданиями для команд; 4. Мячик зелёного цвета; 5. Галстуки, косынки, шапочки – эмблемы, фишки (по количеству детей) и для команды родителей; 6. Коврики – тротуар, коврик – зебра, знак «пешеходный переход», знак «место остановки автобуса»; 7. Атрибуты к ситуациям: коляска с куклой, светофор, телефон, воздушный шар, дорожные знаки, рули, фуражка, зебра; 8. Знаки для капитанов: «светофорное регулирование», «дети», «пешеходный переход», «место остановки автобуса», «пешеходный переход», «место стоянки легковых такси», «пункт первой медицинской помощи», «пункт питания», «место отдыха». 9. Картины, мнемодорожка (карточки – схемы), подставки для картин. 10. Колокольчик, четыре свистка 11. Круги – красный, жёлтый, зелёный - светофор 12. Жезл 13. Картинки регулировщика 14. Мяч с шипами 15. Грамоты для команд Ход викторины: Воспитатель: Ребята сегодня у нас в группе много гостей, давайте их поприветствуем. Посмотрите друг на друга, на картинки, которые размещены на доске. Подумайте и скажите, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (о правилах поведения на дороге, в автобусе о дорожных знаках) Верно ребята, но сначала мы поиграем и назовём разные транспортные средства, которые вы знаете? Разминка для всех в кругу «Весёлый мячик» В круг скорее все вставайте игру дружно начинайте Транспортные средства по очереди называйте Ты катись весёлый мячик быстро, быстро по рукам у кого весёлый мячик, Тот транспортные средства назовёт нам. Воспитатель: Да ребята, действительно существует очень много транспортных средств, но сегодня мы больше внимания уделим наземному транспорту и правилам безопасного поведения на дороге. Введение: Сегодня мы с вами участники викторины «Мама, папа, я – безопасная семья», будем отвечать на сложные вопросы, выполнять задания, а главный гость на нашей викторине игра. Игра наш друг – большой и умный, не даст скучать и унывать, Затеет спор, весёлый, шумный, поможет новое узнать. Воспитатель: Для участия в викторине мы разделились на команды по цветам светофора и выбрали капитанов команд. Сегодня в викторине участвует три команды детей и одна команда родителей
Сегодня в викторине участвует: Команда «Красные», капитан – Команда «Жёлтые», капитан - Команда «Зелёные», капитан – Команда «Светофор», капитан - Воспитатель: В викторине команды будут соревноваться с командой своих друзей и родителей.Задания и вопросы вы будете получать по очереди. Будьте внимательны.Каждый представитель команды должен активно участвовать и обсуждать ответ в своей команде, но отвечать должен только один игрок, которого назначит капитан. Соблюдайте главное правило, скажем, его все вместе: «Слушай говорящего - тихо!» Вашу дружную работу и ответы команд будет оценивать жюри. За каждое задание - полные и правильные ответы команда получает 1 балл. Не забывайте: за нарушение правил и дисциплины, жюри будет снимать баллы. Представляю вам членов жюри Председатель жюри - инспектор по пропаганде ОГИБДД ст. лейтенант полиции - Ольга Николаевна Капралова; - инспектор ДПС ОГИБДД, лейтенант полиции Игорь Филимонович Огурцов - старший воспитатель МКДОУ №5 - Галина Михайловна Шешукова - педагог МКОУ СОШ №1 – Герасимов Дмитрий Викторович Внимание! (звук колокольчика) Начнём нашу викторину с разминки 1 «Третий лишний », нужно найти лишний вид транспорта и объяснить, по какому признаку он лишний. Команде Красных: автобус, троллейбус, грузовик Команде Жёлтых: автобус, троллейбус, трамвай Команде Зелёных: скорая помощь, такси, полиция, Команде «Светофор»: подъёмный кран, бульдозер, поливальная машина Команде Красных: подъёмный кран, пожарная машина, КАМАЗ Команде Жёлтых: велосипед, коляска в которой едет малыш автомобиль, Команде Зелёных: гужевая повозка, грузовик, мотоцикл Команде «Светофор»: трамвай, электричка, поезд. Жюри оценивает и выставляет по цветам баллы (мольберт и магниты) 2задание: Конкурс капитанов «Назови знак, объясни его назначение» (по 3 знака в конверте) Капитан команды красных – (предупреждающие для водителей - «светофорное регулирование», «дети», «пешеходный переход») Капитан команды жёлтых – (информационно - указательные знаки – «место остановки автобуса», «пешеходный переход», «место стоянки легковых такси») Капитан команды зелёных – (знаки сервиса – «пункт первой медицинской помощи», «пункт питания», «место отдыха») Капитан команды «Светофор» - (запрещающие знаки – «движение пешеходов запрещено», «обгон запрещён», «въезд запрещён») Пока жюри подводит итоги, мы поиграем (дети и взрослые) Динамическая пауза Ритмическое упражнение: «Стоп машина» Стоп, машина, стоп, машина, стоп, машина, стоп! Стоп, машина, стоп, машина, стоп, машина, стоп! 1.Слово +движение (кулачком отстукивать ритм о ладонь) 2.Только движение (слова проговариваем про себя) 3. Без слов, без движений (молча в полной тишине, не шевеля губами, проговариваем про себя), последнее слово «стоп» говорим хором. Жюри выставляет баллы командам. 3 задание для всей команды: Составь рассказ по картине. Нужно рассмотреть внимательно всей командой картину, придумать ей название и составить по ней рассказ. Участвует каждый представитель команды. Воспитатель: Рассказ должен быть подробным, но без повторов и лишних слов. Вам помогут карточки – схемы. Послушайте мой рассказ: Образец рассказа воспитателя: Эту картину можно назвать: «Осеннее утро». «На картине изображена ранняя осень, потому что травка только начинает желтеть и на макушках деревьев и кустарников появляются первые жёлтые листочки. Дети пошли в школу, после летних каникул. Погода на улице хорошая, тёплое солнечное утро, ветра нет, поэтому люди одеты в лёгкие курточки и кофты. По картине видно, что все люди спешат – мама ведёт сынишку в детский сад, мальчики и девочки торопятся в школу, взрослые идут и едут на работу, на рынок, по своим делам. На этой картине изображены красный и оранжевый легковые автомобили, в далеке, виднеется автобус, который везёт пассажиров, значит на этом участке дороги, думаю, могут быть знаки: «автобусная остановка», «осторожно дети», есть знаки «пешеходный переход», «светофоры для машин и пешеходов». Все люди - пешеходы и водители ведут себя правильно, знают и соблюдают правила дорожного движения». Капитаны, пожалуйста, подойдите ко мне, возьмите картину, подставку и карточки – схемы для своей команды. Ребята, выбирайте по одной карточке, каждому будет ясно, кто и о чём будет рассказывать, кто за кем будет говорить, на карточках есть номера. Работать будем дружно и быстро и слаженно. Когда услышите звук колокольчика, обсуждение заканчивается. За шум и нарушение дисциплины жюри будет снимать баллы. Воспитатель: Чтобы всем было удобно и видно, команда выходит к мольберту, вешает картину, строится по номерам и представляет свой рассказ. Остальные ребята внимательно слушают и не мешают. Команда Красных – картина «Как правильно быть пассажиром общественного транспорта» Команда Жёлтых – картина «Что следует делать велосипедистам» Команда Зелёных – картина «Нужно уметь быть пешеходом» Команда «Светофор» - картина «Рекомендации для родителей» Жюри подводит итоги. Воспитатель: А сейчас мы поиграем, всех ребят и родителей в круг приглашаем. Игра в кругу «Светофор» Дети встают в круг. Родители будут изображать светофор, становитесь в центр круга и поднимайте по очереди – круги красного, жёлтого, зелёного цветов. Если поднимается красный сигнал - стоим на месте, жёлтый цвет - на месте приседаем, зелёный – двигаемся по кругу под музыку. Воспитатель: Занимайте свои места, а жюри наблюдает, какая команда самая дружная и быстрей соберётся. 4 Задание: Вопросы от команд - задавать вопросы командам будут ребята, а родители, им будут помогать. Капитаны помогите, пожалуйста, выложить перекрёсток и пешеходный переход. Внимание, слушает и показывает команда команда Красных договаривайтесь и распределяйте роли, отвечает на вопросы команда Жёлтых. Дети показывают: 1.Проблемная ситуация (показать): Девочка везёт коляску с куклой по тротуару. Водитель едет на машине по дороге. Мама ведёт за руку дочку через дорогу. Вопросы: Кто из них пассажир, а кто пешеход, а кто водитель? - Кого называют пассажиром, а кого пешеходом, водителем? Все ли правильно ведут себя на дороге? Внимание, слушает и показывает команда Жёлтых, отвечает команда Зелёных, договаривайтесь и распределяйте роли. 1.проблемная ситуация: Папа ведёт ребёнка в детский сад, но взглянув на часы, видит, что опаздывает на работу, он отпускает ребёнка самостоятельно добежать до детского сада. Вопросы: Что может случиться с мальчиком? Как нужно было правильно поступить папе? Внимание, следующий вопрос задаёт и показывает команда Зелёных, отвечает команда «Светофор». 1.Проблемная ситуация (показать): Мама с ребёнком идут по улице. По проезжей части движется транспорт. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему через дорогу. Вопросы: Что может случиться с ребёнком? Как надо было поступить маме? Внимание, следующий вопрос задаёт команда «Светофор» отвечает команда Красных Проблемная ситуация (показать): Мама идёт с сыном по тротуару. В руках у ребёнка воздушный шар. Мальчик отпускает шар, и он летит на проезжую часть дороги. Мальчик бежит за ним, ему навстречу движется машина. Вопросы: Что может произойти с пешеходом? Как надо было поступить маме? Воспитатель: Вы все были внимательны, работали дружно, пока жюри подводит итоги, мы с вами поиграем. 5 задание Игра в парах «Разрезные картинки» Воспитатель: Представьте, что светофор сломался, кто придёт на помощь водителям и пешеходам? (полицейский - регулировщик). Сегодня наши гости Ольга Николаевна и Игорь Филимонович приготовили для вас сюрприз. Смотрите внимательно и запоминайте! Ольга Николаевна - Если регулировщик повёрнут спиной или грудью к транспорту, то проезд закрыт; если регулировщик повёрнут спиной или грудью к пешеходу, держит руки в стороны, то проход для пешеходов закрыт. Игорь Филимонович - показывает Ольга Николаевна - Если встал регулировщик к вам лицом или спиной, Значит, занята дорога, подожди на месте стой! - Ребята, какому сигналу светофора соответствует этот жест регулировщика? (красному сигналу светофора) Ольга Николаевна - Если регулировщик поднимает жезл вверх это значит - «Внимание». Игорь Филимонович - показывает Вот он руку поднимает, держит жезл над головой. Это значит: «Всем вниманье!» Но пока на месте стой. - А какому сигналу светофора соответствует этот жест регулировщика? (жёлтому сигналу светофора) О.Н. - Если встал регулировщик боком к транспорту, опустил руки, можно ехать машинам, если стоит боком к пешеходам – путь открыт, можно переходить дорогу. Третий жест регулировки, очень важный, не забудь: Если встал инспектор боком, можно ехать, добрый путь Какому сигналу светофора этот жест соответствует? (зелёному) А теперь Игорь Филимонович показывает, а мы дружно движения выполняем, стоя в своей команде Красный - стоим, жёлтый приседаем, зелёный на месте шагаем Жюри объявляет итоги викторины, вручает командам грамоты.
Заключительная игра со зрителями, гостями «Запрещается – разрешается» Идти по «зебре»… - Разрешается!
Литература: 1.Светлана Вохринцева «Социально-личностное развитие детей» Издательство «Страна фантазий» 2.Екатерина Войткевич «Путешествие на зелёный свет или Школа юного пешехода» (№10 октябрь 2012г) 3.С.В.Игнатова «Учим правила дорожного движения» - Москва 2013г 4.О.Ю.Старцева «Школа дорожных наук» - творческий центр - Москва 2010г 5.Г.Д. Беляевского, Е.А. Мартынова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет» - Волгоград 2013г
|