Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» •PDF• •Печать•

 

b_150_100_16777215_0___images_stories_food_61137.jpg

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

«Колокольчик»

 

 


Методическая разработка проекта

Познавательно-исследовательский проект

«Огород на подоконнике»

Воспитатель: Репина Татьяна Анатольевна

г. Новоульяновск, Ульяновская область

 

Познавательно-исследовательский проект

«Огород на подоконнике» в) подготовительной группе №5

 

"Что за зелень у окна.

Ведь за окном у нас зима.

Поговаривают что лук,

Полезен от семи недуг.

Малыши лучок сажали.

Урожаем угощали,

Витаминов целый клад

Приходите все к нам в сад.

Вид проекта: творческо-исследовательский

Продолжительность: 2 месяца.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Проект затрагивает все образовательные области, с учетом ФГОС (социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая и физическая)

Актуальность

Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.

2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, цветы);

3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)

7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

9. Развивать познавательные и творческие способности.

Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы.

Предполагаемый результат:

Дети познакомятся с культурными растениями.

С помощью опытнической работы дети получат знания о необходимых условиях для роста растений.

С помощью исследовательской работы дети смогут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

У детей сформируется уважительное отношение к труду.

Создание в группе огорода на подоконнике.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности

2. Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, подвижные игры, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание альбома «Что мы посадили», чтение)

3. Заключительный: итоговая беседа «Можно ли вырастить урожай на окне?»

1 этап – подготовительный.

Тема: «Кто, где живет, где что растет»

Цель: расширение и обобщение знаний о культурных растениях.

1. Беседа с родителями «Огород на окне».

Цель: Познакомить родителей с положением конкурса «Огород на окне». Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Обсудить цели и задачи.

2. Беседа с детьми о растениях

Цель: Выявить уровень знаний о растениях

3. Подбор наглядно – дидактических пособий, игр, демонстрационного материала,

природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Цель: Создать условия для реализации проекта «Огород на окне»

4. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Цель.:Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

5. Рассматривание посадочного материала, цветочных семян через лупу.

Цель: Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.

Дидактические игры: «Что, где растет»«Найди такое же»«Что растет на огороде?»«Что лишнее?»«Назови ласково овощи». Сюжетно-ролевые игры - «На даче»«В магазине»«Поливаю огород»«Засолка на зиму»

Подвижные игры: «Овощи в корзинку»«Догони»

Вывод: Царство растений окружает нас повсюду – леса, луга, поля, сады, парки, цветники, огороды. Без растений жизнь на Земле невозможна.

2 этап – основной.

Тема: «Пашню пашут, руками не машут»

Цель: узнать, что нужно растениям для роста и развития.

1. Практическая деятельность: посадка лука, перца. Оформление дневника наблюдений.

Цель: Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Отметить в дневнике дату посадки.

2. Труд в уголке природы.

Цель: Совершенствовать умение детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).

3. Практическая деятельность: выращивание рассады (лук, цветочных культур).

Цель:Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

(Отметить дату посадки в дневнике наблюдений).

4. Дидактическая игра «Цветочный магазин». Составление рассказа «Лето на огороде»«Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.

Цель: Закреплять умение различать цветы, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету составлять красивые букеты.

5. Опыт – наблюдение за ростом лука, цветочных культур.

Цель: Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц. Зафиксировать изменения в дневнике наблюдений

6. Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Цель: Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Зафиксировать наблюдение за растениями.

7. Опыт - наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях

Цель: Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

8. Труд в уголке «Огород на окне»

Цель: Полив растений, рыхления почвы

- Наблюдения за появлениями новых всходов

Цель: Совершенствовать умения детей замечать появление новых всходов, фиксировать в дневнике наблюдений

Дидактические игры: «Что растёт в саду и огороде»«Один – много»«Как называется варенье»«От семечка до плода»«Назови растение»«Подбери пару»«Чудесный мешочек»«Урожай». Загадки про растения. Подвижные игры«Репка»«Вершки и корешки». Выставка рисунков«Друзья Чиполино»Консультация«Чем полезен лук, укроп, салат» «О пользе овощей» (беседа)(просмотр мультфильма) «немытые овощи есть нельзя».

Вывод: для растений необходим воздух, тепло, свет, вода, почва.

3 этап – заключительный.

Тема«Чудо – огород»

Цель: на окне можно вырастить растения.

1. Итоговая беседа «Можно ли вырастить урожай на окне»

Цель: Рассмотреть растения выращенные на окне. Сделать выводы

2. Рассада, выращенная на окне переносится на участок детского сада.

Цель: Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

Вывод: на окне можно вырастить культурные и рассаду декоративных растений.

Конечный результат - оформление стенгазеты «Наш огород».

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

Для детей

1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

4. Вовлечение в творческую деятельность

5. Развитие познавательного интереса к природе

6. Дети увидели многообразие посевного материала.

7. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

8. В группе был создан огород на окне.

9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

10. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Для родителей:

1. Повышение уровня экологического сознания.

2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.