Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик»
Методическая разработка проекта
Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике»
Воспитатель: Репина Татьяна Анатольевна
г. Новоульяновск, Ульяновская область
Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» в) подготовительной группе №5
"Что за зелень у окна. Ведь за окном у нас зима. Поговаривают что лук, Полезен от семи недуг. Малыши лучок сажали. Урожаем угощали, Витаминов целый клад Приходите все к нам в сад. Вид проекта: творческо-исследовательский Продолжительность: 2 месяца. Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги. Проект затрагивает все образовательные области, с учетом ФГОС (социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая и физическая) Актуальность Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними. Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике. Задачи: 1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях. 2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, цветы); 3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. 4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. 5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность. 6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков) 7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке. 8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам. 9. Развивать познавательные и творческие способности. Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы. Предполагаемый результат: Дети познакомятся с культурными растениями. С помощью опытнической работы дети получат знания о необходимых условиях для роста растений. С помощью исследовательской работы дети смогут выявить многообразие и разнообразие посевного материала. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру. У детей сформируется уважительное отношение к труду. Создание в группе огорода на подоконнике. Активное участие родителей в реализации проекта. Этапы работы над проектом: 1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности 2. Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, подвижные игры, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание альбома «Что мы посадили», чтение) 3. Заключительный: итоговая беседа «Можно ли вырастить урожай на окне?» 1 этап – подготовительный. Тема: «Кто, где живет, где что растет» Цель: расширение и обобщение знаний о культурных растениях. 1. Беседа с родителями «Огород на окне». Цель: Познакомить родителей с положением конкурса «Огород на окне». Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Обсудить цели и задачи. 2. Беседа с детьми о растениях Цель: Выявить уровень знаний о растениях 3. Подбор наглядно – дидактических пособий, игр, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Цель: Создать условия для реализации проекта «Огород на окне» 4. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Цель.:Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. 5. Рассматривание посадочного материала, цветочных семян через лупу. Цель: Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам. Дидактические игры: «Что, где растет», «Найди такое же», «Что растет на огороде?», «Что лишнее?». «Назови ласково овощи». Сюжетно-ролевые игры - «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму» Подвижные игры: «Овощи в корзинку», «Догони» Вывод: Царство растений окружает нас повсюду – леса, луга, поля, сады, парки, цветники, огороды. Без растений жизнь на Земле невозможна. 2 этап – основной. Тема: «Пашню пашут, руками не машут» Цель: узнать, что нужно растениям для роста и развития. 1. Практическая деятельность: посадка лука, перца. Оформление дневника наблюдений. Цель: Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Отметить в дневнике дату посадки. 2. Труд в уголке природы. Цель: Совершенствовать умение детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла). 3. Практическая деятельность: выращивание рассады (лук, цветочных культур). Цель:Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. (Отметить дату посадки в дневнике наблюдений). 4. Дидактическая игра «Цветочный магазин». Составление рассказа «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация. Цель: Закреплять умение различать цветы, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету составлять красивые букеты. 5. Опыт – наблюдение за ростом лука, цветочных культур. Цель: Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц. Зафиксировать изменения в дневнике наблюдений 6. Наблюдения: «Растут ли наши растения?» Цель: Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Зафиксировать наблюдение за растениями. 7. Опыт - наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях Цель: Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). 8. Труд в уголке «Огород на окне» Цель: Полив растений, рыхления почвы - Наблюдения за появлениями новых всходов Цель: Совершенствовать умения детей замечать появление новых всходов, фиксировать в дневнике наблюдений Дидактические игры: «Что растёт в саду и огороде», «Один – много», «Как называется варенье». «От семечка до плода», «Назови растение», «Подбери пару», «Чудесный мешочек», «Урожай». Загадки про растения. Подвижные игры: «Репка», «Вершки и корешки». Выставка рисунков: «Друзья Чиполино». Консультация: «Чем полезен лук, укроп, салат» «О пользе овощей» (беседа); (просмотр мультфильма) «немытые овощи есть нельзя». Вывод: для растений необходим воздух, тепло, свет, вода, почва. 3 этап – заключительный. Тема: «Чудо – огород» Цель: на окне можно вырастить растения. 1. Итоговая беседа «Можно ли вырастить урожай на окне» Цель: Рассмотреть растения выращенные на окне. Сделать выводы 2. Рассада, выращенная на окне переносится на участок детского сада. Цель: Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада. Вывод: на окне можно вырастить культурные и рассаду декоративных растений. Конечный результат - оформление стенгазеты «Наш огород». По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты: Для детей 1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями. 2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. 3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений. 4. Вовлечение в творческую деятельность 5. Развитие познавательного интереса к природе 6. Дети увидели многообразие посевного материала. 7. Дети стали бережнее относиться к растительному миру. 8. В группе был создан огород на окне. 9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне». 10. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества. Для родителей: 1. Повышение уровня экологического сознания. 2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ. |