«Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком» |
МДОУ д/с “КОЛОКОЛЬЧИК”
Методическая разработка Педагогический проект по гендерному воспитанию в группе раннего возраста по теме: «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком»
Воспитатель:Уресметова Наталья Васильевна
г. Новоульяновск, Ульяновская область
Проект по гендерному воспитанию «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком»
Вид проекта: краткосрочный. Тип проекта: познавательный. Участники проекта: дети второй группы раннего возраста. Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями. Срок реализации проекта: сентябрь-ноябрь Актуальность темы: Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребенка происходит уже к трем - четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени. Актуальность данного проекта нашла свое отражение в том, что – в последние десятилетия в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы поло-ролевых или гендерных отличий. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои «богатства» – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Цель: - Создать условия для благоприятного протекания процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста. Задачи: - изучить психологические и другие особенности мальчиков и девочек; - определить особенности содержания и игровых стилей у мальчиков и девочек; - создать условия в группе для гендерного воспитания детей; - изготовить картотеку игр для мальчиков и девочек; - повысить уровень педагогической грамотности в вопросах воспитания мальчиков и девочек. Ожидаемый результат:
Участники проекта:Дети дошкольного возраста,родители,педагоги. Реализация: 1 этап – диагностический (определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера) 2 этап – формирующий (занятия с элементами, акцентирующими гендер)
Раздел 1. Маленькие рыцари и маленькие принцессы. При выполнении заданий этого раздела возникают представления о различиях между мальчиками и девочками — как во внешнем облике, так и в характере и поведении, воспитывается культура общения в различных ситуациях и игровой деятельности. Раздел 2. Мужчина и женщина, — какие они? Цикл мероприятий данного раздела позволяет: сформировать представление о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: дружная семья, все заботятся друг о друге, помогают, каждый имеет свой круг обязанностей; Рассказать о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны героизм, смелость, физическая сила, отвага, благородство, умение прийти на помощь (военные, милиционеры, пожарные, летчики, спасатели). Женщины выбирают профессии, позволяющие проявить миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту (врач, портниха, парикмахер, повар, педагог.). Раздел 3. Я - мальчик, будущий мужчина. Я - девочка, будущая женщина. Содержание этого раздела призвано сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей, эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли. Анализ и оценка результативности реализации педагогического проекта.Реализация проекта осуществлялась через познавательное развитие детей, чтение художественной литературы, игровую деятельность воспитанников и просвещение родителей по вопросам воспитания детей разного пола.
Содержание работы в процессе реализации проекта: Игровая деятельность
Познавательная деятельность l Беседы «Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?», «Я-мальчик,я-девочка», «Как я дома помогаю?» «Профессии», «Кто я в семье?»и т.д.. Подборка художественной литературы l Сказки: «Колобок», «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Курочка ряба», «Заяц, лиса и петух», «Маша и медведь». и т.д. l Стихи:А.Барто, потешки, колыбельные.и т.д.
План выполнения проекта:
Работа с родителями:
Результаты реализации проекта: Наблюдение за поведением детей в игровой деятельности, в общении друг с другом показали, что у них расширился кругозор, повысился интерес к близким людям и ровесникам, их взаимоотношениям. У детей расширились представления о различиях между мальчиками и девочками.
Содержание проектной деятельности:
Литература: 1. Н.А. Баранникова «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012г. 2. Н.Е. Татаринцева «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций», Центр педагогического образования, Москва, 2012г. 3. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева «Формирование гендерной идентичности» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012г. 4. А.М.Щетинина, О.И.Иванова «Полоролевое развитие детей 3-7 лет» // М., Творческий центр «Сфера», 2010 г. 5. Курбатова С. Книга - для мальчиков, книга - для девочек. «Дошкольное воспитание» №10 2012. 6. Л.В.Градусова «Гендерная педагогика», Учебное пособие, ФЛИНТА, Москва, 2011г. 175 с. 7. Гендерное образование: учебное пособие / под общ. ред. Л.И. Столярчук.- Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. - 38
Приложение
Дидактические игры «Крупный строительный материал» Цель: Формировать умение свободно манипулировать деталями конструктора, самостоятельно отрывая способы их крепления, создавая разнообразные фигурки и постройки. «Бусы для куклы» Цель: способствовать развитию мелкой моторики, запоминание формы и цвета. Ход игры: Предложить сделать бусы для куклы. «Гараж для машины» Цель: Формировать умение соотносить размеры, подбирать подходящие детали, контролировать результат; осваивать приемы плоскостного конструирования. Ход игры: Предложить построить гараж для маленькой машинки, и такой же для машинки большего размера. «Подбери одежду для куклы Вани», «Подбери одежду для куклы Кати» Цель: Расширять представление детей о предметах одежды, их отличительные признаки (женская и мужская одежда), закреплять умение узнавать и называть одежду (шорты, юбка, рубашка, платье и т.д.). Ход игры: Воспитатель обращается к детям «давайте поможем нашей кукле найти свою одежду. Предлагает выбрать и объяснить, какая одежда подходит мальчику, а какая девочке.
Беседы «Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?» Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.
Ход игры: Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т.д. После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос: -Чем похожи наши мамы (папы)? -Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)? -Какие внешние признаки их объединяют? -Какие качества присущи всем мамам (папам)? -Кем вы будете, когда вырастете? Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них.
«За что нам нравятся мальчики (девочки)?» Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек. Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку. Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, взрослый помогает тем, кто затрудняется. В конце дети обнимают друг друга и дарят улыбки.
« Как я дома помогаю?» Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям. Ход игры: Дети поочереди называют обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.
«Кто я в семье?» Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т.д.) Ход игры: с помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются своей маме (своему папе, своей бабушке)? и т. д.
«Давайте говорить друг другу комплименты» Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности. Материал: два персонажа - Саша и Маша. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку, на голове бантики. Любая мягкая игрушка. Ход игры: К детям в гости пришли куклы. - Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Детям предлагается передавать игрушку любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек».
Воспитатель: И сегодня я вам предлагаю отправиться в сказку. Вот и первый лепесток. (воспитатель подзывает детей к столу): -Что Вы видите на столе? Да, на столе стоят 2 корзины синего и розового цвета, а перед ними лежат игрушки и предметы мальчиков и девочек, возьмите их, рассмотрите внимательно и разложите в нужные корзины. В корзину какого цвета будем класть предметы и игрушки для девочек? А для мальчиков? -Молодцы. Идем дальше. Второй лепесток. Перед нами куклы Маша и Ваня (куклы из картона), но они перепутали одежду. Помогите им разобраться. -Хорошо, ищем следующий лепесток. Вот он. Мы должны вспомнить пальчиковую гимнастику «Семья». Раз уселась на скамейке Наша дружная семейка: (пальцы сжаты в кулак) Самой первой села мама, (разогнуть большой палец) Рядом — строгий наш отец. (разогнуть указательный) Следом братец и сестрица. (разогнуть средний и безымянный) Ну а мне где поместиться (разогнуть мизинец) - Молодцы. Идем дальше. Вот следующий лепесток. А в нем, имена. Нам нужно правильно определить мужские и женские имена (Маша, Вася, Рома, Катя, Вероника, Матвей, Оля, Влад, Пелагея, Юра). - Вы справились с предыдущим заданием. Остался последний лепесток. И в нем самое сложное задание. Мальчики должны сделать комплименты девочкам, а девочки мальчикам. -Замечательно, мы собрали «Цветок Дружбы». Девочки и мальчики в нашей волшебной стране снова подружились. А мы отправляемся в сад. Встаньте в круг, закройте глаза, повернитесь на месте и скажите: «Покружись, повернись и в саду очутись». Открываем глазки. Вот мы снова в нашей группе. Мы с вами помогли девочкам и мальчикам в волшебной стране помириться. Но ведь и с нами может произойти такая же история, если ребята будут ссорится, поэтому давайте говорить друг другу только добрые слова и помогать своим товарищам. Консультации родителям:
Гендерное воспитание – рассматривается как комплексная, психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Физиологи, психологи, педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости в первую очередь зависит от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери, а также от воспитания его в ДОУ. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию. Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывали гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются: 1. в физическом развитии и социальном поведении; 2. в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений; 3. в проявлении агрессии. Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли: 1. к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; 2. в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Что нужно знать родителям о девочке. Независимо от возраста, девочкам требуется больше заботы. Задача родителей - дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим. Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми и отказываются от поддержки окружающих. Родителям следует понять, что девочки формируют позитивное представление о себе на основе внимания и заботы, которые им дарят люди. Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Если же отец слишком верит в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится. Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь. Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими! 1. Я тебя так люблю! 2. Ты у меня просто чудо, подарок судьбы! 3. Ты самая удивительная, самая прекрасная, я так тебя люблю! 4. Ты украшаешь мою жизнь! Эти и другие подобные слова ожидает услышать каждая девочка и женщина. Рекомендации родителям по воспитанию дочерей. 1. Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни. 2. Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины. 3. Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку. 4. У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными. 5. Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению. 6. Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства. Что нужно знать родителям о мальчике. У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других - любовь. Но любовь может выражаться поразному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу. Доверять - значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что в конце концов все будет хорошо. Доверять ребенку - значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять - значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно. Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности. Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха.
Рекомендации родителям по воспитанию сыновей. 1. Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать, не повышая тона, спокойно). 2. Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок. 3. Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность - разрешать плакать, например, (т. е. разрешать быть естественными). 4. Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они чувствуют, как нужно воспитывать мужчину. 5. Мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность! 6. Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу! 7. Учить доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия. 8. Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха перед ответственностью. 9. Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика. 10. Мальчик - это посыл в будущее: его нужно иметь, ввиду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т. п. 11. Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.
Основные типы неправильного воспитания. Семейное воспитание начинается, прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желание родителей «купить» детскую любовь: «сюсюканием», задариванием, щедрым субсидированием всех материальных желаний ребенка. Слепая неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям. Типы неправильного воспитания - Безнадзорность, бесконтрольность – когда родители заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе, попадают под влияние «уличных компаний». - Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неуставным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате ребенок становится боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя. - Воспитание по типу «кумира» семьи – ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, повзрослев он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоизм. В коллективе его не понимают, переживая это, он обвиняет всех, только не себя. - Воспитание по типу «Золушки» -ребенок чувствует, что отец или мать его не любят. Он переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, озлобленности. - Жесткое воспитание – за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество) возникают на основе страха. В разных семьях могут быть разные представления о воспитании. Семья – традиционно – это три любви (супружеская, родительская, детская, слитные воедино). Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям - это счастливое детство с нежными воспоминаниями об отце и матери. В дошкольном возрасте дети начинают играть в ролевые игры. Игра мальчиков чаще опирается на дальнее зрение они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом, все представленное пространство. Если в горизонтальной плоскости пространства мало, мальчики осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, забираются в шкаф. Игровой стиль у них более «хулиганский». Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение – они раскладывают игровые предметы в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Наблюдая за игрой ребенка, можно многое узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье, через наблюдения за игрой можно узнать об интересах и склонностях ребенка, тем самым можно помочь определить его будущую профессию. Игра – элемент созидательного творчества, элементы которого должны присутствовать в жизни человека ради поддержания его духовной гармонии. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки женские. Ученые разных стран установили, что особая роль в формировании гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание. Если воспитателям удалось в полном объеме подготовить материалы для сюжетной игры, то можно считать, что для развития детей созданы благоприятные условия. Нужно обратить внимание: 1. На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения; 2. На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери. 3. Наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
П А М Я Т К А. 1. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. 2. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков. 3. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать, своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка. 4. Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т. к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать. |