«Русская песня - русская душа» |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 19 ОСП « Антошка» г. Батайска г. Батайск, Ростовская область
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
Тема: «Русская песня - русская душа»
Автор: Балух Ольга Миколаевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
Цель занятия: - воспитывать интерес к русскому народному творчеству; - развивать творчество детей, продолжать знакомить с русскими народными песнями, их особенностями.
Интеграция с образовательными областями: 1.1. Социально-коммуникативное развитие:
1.2. Речевое развитие:
1.3. Познавательное развитие:
1.4. Физическая культура:
Предварительная работа: - разучивание репертуара - восприятие произведений классической музыки с мотивами фольклора: Римский-Корсаков Н.А. «Снегурочка» (фрагменты), П.И.Чайковский «Камаринская» фортепианная миниатюра из цикла «Детский альбом». - закрепление движений, придумывание несложных плясок - разработка и демонстрация проектов
Материал и оборудование: - портрет композитора П.И.Чайковского - музыкальные инструменты: бубен, ложки - ткань: драп, шёлк - фонозаписи - интерактивная картина берёзы
Обучающие задачи: - продолжать знакомить с русской народной песней, учить слышать мотивы русской народной мелодии в классической музыке; - учить различать характер музыкального произведения; - формировать певческие навыки: начинать пение после вступления, петь слаженно в ансамбле, четко произносить слова песен, работать над дыханием; - продолжать формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах; - учить детей выразительно исполнять плясовые движения, передавать веселый, радостный характер песни.
Развивающие задачи: - развитие познавательного интереса, творческой активности; - развитие импровизации в доступных формах; - развивать кругозор детей на основе знакомства с русской народной музыкой и культурой.
Воспитательные задачи: - формировать доброе отношение друг к другу; - воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней; - воспитывать позитивное отношение к народному искусству.
Методическая литература:
Ход занятия:
Дети заходят в зал под р.н.м. и становятся на полукруг. Муз. рук. (музыкальное приветствие): Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте! Муз. рук. В мире есть много разных народов: русские, белорусы, англичане. У нас в детском саду тоже есть представители разных народов. Каких, ребята? Кто может назвать? Дети: русские, армяне, даргинцы, украинцы… Муз. рук. У каждого народа есть свои сказки, песни, игры. А так как мы живём в России, то сегодня я предлагаю послушать русскую народную музыку, петь русские народные песни. Согласны? Муз. рук. Напомните мне, пожалуйста, с чего начинается музыкальное занятие? Дети.: С распевки. Муз. рук. Да, действительно. Чтобы исполнение песни получилось выразительным, чистым, а песня красивой, голосок наш надо разогреть, а разогреем мы его, исполняя знакомую распевку «Таня-Танюша»». Обратим внимание на правильное дыхание, поём не очень скоро, естественным звуком без напряжения.( пропевают попевку) Муз. рук. Споём более легко, в подвижном темпе, не прерывая мелодию. Муз. рук. Попробуем определить куда движется мелодия, вверх или вниз? Дети: Мелодия движется вниз. Муз. рук. Правильно. Ребята присаживайтесь на стулья. (дети садятся). Давайте мы с вами вспомним, чем славится Россия, что есть только в нашей стране. Идет диалоговая беседа (при необходимости педагог задаёт наводящие вопросы, демонстрирует слайды): - какие памятники русской архитектуры и зодчества?(Кремль, Царь Пушка, Царь Колокол); - какие художественные промыслы вы можете назвать? Кто припомнит, почему такое название?(потому что название давал имя селения, в котором промысел зародился) - Ребята, какое животное считается символом России? (птица белый орёл) - А народными танцами славится Россия? (кадриль, хоровод) Муз. рук. - Дети, я слышала такое высказывание: «Русская душа». Почему так говорят? О чём расскажет нам это понятие? (о том, что русский народ всегда отличался героизмом, самопожертвованием, добротой, сопереживанием, желанием разделить горе; воинской доблестью и честью, эти черты, характерные для русского человека, помогали в самые тяжёлые времена выжить, победить…) Мне кажется, мы забыли рассказать ещё об одном символе Русской земли. В русских народных песнях поётся о деревьях. Кто припомнит, какое дерево стало героем народных песен? Дети: Славится Россия русскими берёзками. Муз. рук.: Да, вы правы. Русская береза – тоже символ России. Слайд: изображение берёзы без листьев. Муз. рук.: Обратите внимание на изображение берёзы: чего на ней не хватает? Дети: На ветвях нашей берёзы нет листьев. Муз. рук.: В древней Руси люди, которые ходили по селениям и пели песни, несли добро и были своего рода волшебники. Вот и мы сегодня станем добрыми музыкальными волшебниками: с каждым правильным ответом, который вы дадите, на ветвях берёзы будут появляться листья. Муз. рук. Богата наша Россия народными песнями, разные они по характеру, передают разное настроение. Вот послушайте. Я буду петь, вы вслушайтесь, как красиво и ёмко передают песни красоту нашей Родины. ( муз. рук. исполняет песни «Степь, да степь широкая» - песня широкая, раздольная, показывает насколько наша Россия обширна и могуча и «Я на горку шла» - озорная, задорная, весёлая, плясовая) Муз. рук. Нам с вами необходимо научится петь красиво такие замечательные русские песни. Подумайте и скажите свое мнение: что помогает нам петь песню выразительно? Дети: Чтобы исполнить песню выразительно, необходимо проговаривать слова, вовремя вступать. Во время ответов детей проходит упражнение в передаче средств выразительности. Муз. рук.: Правильно. Но ещё, ребята, чтобы песня звучала выразительно, надо научиться понимать содержание песни, характер, настроение. Я сыграю вам мелодию песни, а вы её назовите и определите характер. Исполняется р.н.п. «Во поле берёза стояла» Дети: Русская народная песня «Во поле берёза стояла». Характер песни: напевная, спокойная, ласковая. Муз. рук.:
Вслушайтесь еще раз в музыкальную ткань мелодии и изобразите рукой линии, которые рисует мелодия? Исполняется фрагмент. Пластическое интонирование: Давайте еще раз попробуем дотронуться до этой музыки и сравнить ее с тканью: это шифон или драп?( демонстрация ткани, предложить детям дотронуться до ткани). Почему вы так считаете? ( ответы детей). Муз. рук.: Предлагаю вам исполнить песню спокойно, напевно. Давайте пропоём 1-й куплет. Когда будете петь, следите за дыханием. Дети поют 1 куплет. Муз. рук.: Заметили ли вы, как ведет себя наше дыхание? Дети: Я заметил, что дыхание как бы прерывается. Муз. рук.: Действительно, ребята. Дыхание помогает разделить песню на части или маленькие отрывки. Эти части называются «музыкальные фразы». Давайте 1 куплет разделим по фразам, сосчитаем и определим, сколько фраз в куплете. Сложите руки перед грудью полочкой и, пропевая на одном дыхании фразу, в конце поднимаем правую руку. Муз. рук.: Итак, помогите мне сделать вывод: как нужно регулировать дыхание при исполнении песни? Дети: В начале музыкальной фразы делаем вдох (берём дыхание), к концу музыкальной фразы – постепенный выдох. Появляются листья на березё. Муз. рук. Русской народной песне не нужно музыкальное сопровождение. Исполнение песни без сопровождения называется a capella, повторим это слово. Исполним 1 куплет ещё раз a capella. (исполняют) Муз. рук.: Как плавно, непрерывно звучит мелодия, если правильно пользоваться дыханием. Муз. рук. Ребята, композиторы всех времён черпали своё вдохновение в народной песне. Сегодня вы познакомитесь с музыкой замечательного композитора П.И. Чайковского (обратить внимание на портрет). Музыка его полна любви к Родине, к природе, к людям. Вы послушаете фрагмент Четвёртой симфонии П.И. Чайковского. Симфония – это инструментальное музыкальное произведение. Прослушайте и, когда оно закончится, скажите, какую знакомую мелодию вы узнали. Дети: Я услышал мелодию песни «Во поле берёза стояла» Муз. рук.: (вопросы по произведению): - Поделитесь впечатлением, что особенно понравилось? - Услышали ли звучание музыкальных инструментов? Каких? - Можем ли мы сказать, что звучание мелодии в симфонии и в песне совершенно одинаково? - Чем отличается? Да, так, преображённая композитором, она удивляет нас своей новой красотой. Из маленькой песни возникла симфоническая музыка. Давайте ещё раз послушаем произведение и назовём его.(восприятие повторное) Муз. рук.: Дети, чем ещё славится русская музыкальная культура? Дети: Народными танцами. Давайте подумаем и покажем те движения, которые можно использовать в русских народных песнях. Дети показывают. Муз. рук.: Кто может назвать, какое движение показал Сережа (Аня, др.)? (добиваюсь показа движений детьми, полного ответ; по возможности привлекаю всех, чтобы отработать правильность исполнения движения) (Плавный хороводный шаг, шаг с припаданием, движения рук). (на берёзе появился листочек) Муз. рук.: Ребята, в каком танце мы используем эти движения? Дети: «Калинка» (с характерным изменением характера мелодии куплета и припева) (на берёзке появился листочек за правильный ответ) Муз. рук.: Как вы считаете, ребята, в запеве мы какое движение будем выполнять? (плавный хороводный шаг), а на проигрыш? (шаг с припаданием). Ну что же, предлагаю встать в хоровод. Продумайте, пожалуйста, какую позицию мы должны принять? У нас есть подсказка: посмотрите на берёзу, как её охарактеризовать? (стройная, гибкая, стремится вверх). А теперь станьте и такими же стройными и красивыми. (выполняют, педагог делает указания) Корпус должен быть прямой, плечи расправлены, голова приподнята, глаза смотрят вперёд. (обращает внимание на осанку) Вот и мы стройные, как деревца.
Дети выполняют упражнение под песню «Калинка». (дети идут хороводным шагом друг за другом и садятся на стульчики) Муз. рук.: Сегодня мы продолжаем разговор о многообразии русской народной песни, о её красоте, широте исполнения. Какие по жанру бывают р.н.п.? Дети.: колыбельные, хороводные, трудовые, военные. Муз. рук.: Какие жанры мы сегодня уже показали? Дети: хороводная песня, плясовая песня. Муз. рук.: Аня, Сережа подготовили нам интересный рассказ о р.н.п. (приглашаю детей). Демонстрация проекта: Слайдовая презентация о русской народной песне. В завершении презентации (возможно, по ходу) привлечь детей к подпеванию р.н.п. по содержанию. Муз. рук.: Русский народ любит петь и плясать, В игры разные играть. Русские народные игры всегда сопровождаются песнями и движениями. А у вас есть любимая народная игра? Дети называют игры. Муз. рук.: (если дети не назовут) Я хочу предложить вам поиграть в р.н.и. «У Маланьи». Правила помните, ребята? А Маланью как будем выбирать? Дети: Считалкой Муз. Рук. Совершенно верно. Прежде, чем начнём играть, выберем считалкой Маланью.( в заключении музыкальной фразы музыка стихает, Маланья, отвернувшись, играет на р.н.и, а дети угадывают название и называют инструмент; назвавший правильно получает инструмент в руки, игра продолжается 3 – 4 раза) Муз. рук.: Игра закончилась. Дети, а что у вас в руках? Дети: Музыкальные инструменты. Муз. рук.: Когда вместе собрались музыканты и у них в руках русские народные музыкальные инструменты – как это назвать? Дети: Оркестр русских народных инструментов. Муз. рук.: Во время беседы перехожу к инструменту и начинаю наигрывать мелодию «На горе-то калина» Узнали песню, ребята? Что вы можете сказать о характере мелодии? Дети: - Мелодия яркая, весёлая, ритмичная. - Мелодия как бы приглашает петь. Муз. рук.: Вот и я приглашаю вас исполнить эту русскую народную песню «На горе-то калина». Давайте подумает, как нам нужно стать, если есть музыкальные инструменты? Обсуждаем с детьми построение: у кого музыкальные инструменты – выходят в оркестр, остальные становятся в хор. Исполнение р.н.п. «На горе-то калина». Муз. рук.: Красивая песня у нас получилась? Как вы считаете, что можно сказать о народе, в истории которого есть такие душевные песни? Дети: - Это народ сильный, смелый. - Люди добрые, веселые, общительные. - люди работящие и любят весёлые игры. Муз. Рук.( Подвожу детей к понятию «талантливый народ») Сегодня на занятии вы убедились, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Талантливы, но ещё и волшебники. Посмотрите на нашу березку. Какие изменения вы заметили? Как появились первые листья? (анализируем занятие). Мне очень понравилось сегодня на занятии, А вам понравилось? Что понравилось больше? Благодарю вас, ребята. Наше занятие закончилось.
Музыкальное прощание
|