«Русская песня - русская душа» •PDF• •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_71193.jpg

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 19 ОСП « Антошка»

г. Батайска


г. Батайск, Ростовская область

 

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе


Тема:  «Русская песня - русская душа»

 

Автор: Балух Ольга Миколаевна,

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

 

Цель занятия:

- воспитывать интерес к русскому народному творчеству;

- развивать творчество детей, продолжать знакомить с русскими народными песнями, их особенностями.

 

Интеграция с образовательными областями:

1.1.                     Социально-коммуникативное развитие:

  • Развитие музыкально-игровой деятельности детей;
  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослым;

 

1.2.                     Речевое развитие:

  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • Развитие устной речи детей;
  • Обогащение словаря детей;
  • Приобщение к народному искусству, развитие восприятия художественного слова;

 

1.3.                     Познавательное развитие:

  • Поисковая деятельность при подборе материала;
  • Практическая работа с ПК и мультимедийным оборудованием.

 

1.4.                     Физическая культура:

  • Повышение двигательной активности;
  • Развитие интереса к народным подвижным играм.

 

Предварительная работа:

- разучивание  репертуара

- восприятие произведений классической музыки с мотивами фольклора: Римский-Корсаков Н.А. «Снегурочка» (фрагменты), П.И.Чайковский «Камаринская» фортепианная миниатюра из цикла «Детский альбом».

- закрепление  движений, придумывание несложных плясок

- разработка и демонстрация проектов

 

Материал и оборудование:

- портрет композитора П.И.Чайковского

- музыкальные инструменты: бубен, ложки

- ткань: драп, шёлк

- фонозаписи

- интерактивная картина берёзы

 

Обучающие задачи:

- продолжать знакомить с русской народной песней, учить слышать  мотивы русской народной мелодии в классической музыке;

- учить различать характер музыкального произведения;

- формировать певческие навыки: начинать пение после вступления, петь слаженно в ансамбле, четко произносить слова песен, работать над дыханием;

- продолжать формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах;

- учить детей выразительно исполнять плясовые движения, передавать веселый, радостный характер песни.

 

Развивающие задачи:

- развитие познавательного интереса, творческой активности;

- развитие импровизации в доступных формах;

- развивать кругозор детей на основе знакомства с русской народной музыкой  и культурой.

 

Воспитательные задачи:

- формировать доброе отношение друг к другу;

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;

- воспитывать позитивное отношение к народному искусству.

 

Методическая литература:

  • Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/  Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.;
  • Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии.: учебно-методическое пособие/А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская;
  • Т.М.  Орлова, С.И. Бекина «Учите детей петь» (6 – 7 лет);

 

Ход занятия:

 

Дети заходят в зал под р.н.м. и становятся на полукруг.

Муз. рук. (музыкальное приветствие): Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Муз. рук. В мире есть много разных народов: русские, белорусы, англичане. У нас в детском саду тоже есть представители разных народов.

Каких, ребята? Кто может назвать?

Дети: русские, армяне, даргинцы, украинцы…

Муз. рук. У каждого народа есть свои сказки, песни, игры. А так как мы живём  в России, то сегодня я предлагаю послушать русскую народную музыку, петь русские народные песни. Согласны?

Муз. рук. Напомните мне, пожалуйста, с чего начинается музыкальное занятие?

Дети.: С распевки.

Муз. рук. Да, действительно. Чтобы исполнение песни получилось выразительным, чистым, а песня красивой, голосок наш надо разогреть,                             а разогреем мы его, исполняя знакомую распевку «Таня-Танюша»».  Обратим внимание на правильное дыхание, поём не очень скоро, естественным звуком без напряжения.( пропевают попевку)

Муз. рук. Споём более легко, в подвижном темпе, не прерывая мелодию.

Муз. рук. Попробуем определить куда движется мелодия, вверх или вниз?

Дети: Мелодия движется вниз.

Муз. рук. Правильно. Ребята присаживайтесь на стулья. (дети садятся).

Давайте мы с вами вспомним, чем славится Россия, что есть только в нашей стране.

Идет диалоговая беседа (при необходимости педагог задаёт наводящие вопросы, демонстрирует слайды):

- какие памятники русской архитектуры и зодчества?(Кремль, Царь Пушка, Царь Колокол);

- какие художественные промыслы вы можете назвать? Кто припомнит, почему такое название?(потому что название давал имя селения, в котором промысел зародился)

- Ребята, какое животное считается символом России? (птица белый орёл)

- А народными танцами славится Россия?  (кадриль, хоровод)

Муз. рук. - Дети, я слышала такое высказывание: «Русская душа». Почему так говорят?  О чём расскажет нам это понятие? (о том, что русский народ всегда отличался героизмом, самопожертвованием, добротой, сопереживанием, желанием разделить горе; воинской доблестью  и честью, эти черты, характерные для русского человека, помогали в самые тяжёлые времена выжить, победить…)

Мне кажется, мы забыли рассказать ещё об одном символе Русской земли.                       В русских народных песнях поётся о деревьях. Кто припомнит, какое дерево стало героем народных песен?

Дети: Славится Россия  русскими берёзками.

Муз. рук.: Да, вы правы. Русская береза – тоже символ России.

Слайд: изображение берёзы без листьев.

Муз. рук.: Обратите внимание на изображение берёзы: чего на ней не хватает?

Дети: На ветвях нашей берёзы нет листьев.

Муз. рук.: В древней Руси люди, которые ходили по селениям и пели песни, несли добро и были своего рода  волшебники. Вот и мы сегодня станем добрыми музыкальными волшебниками:  с каждым правильным ответом, который вы дадите,  на ветвях берёзы будут появляться листья.

Муз. рук. Богата наша Россия народными песнями, разные они по характеру, передают разное настроение. Вот послушайте. Я буду петь, вы вслушайтесь, как красиво и ёмко передают песни красоту нашей Родины.

( муз. рук. исполняет песни «Степь, да степь широкая» - песня широкая, раздольная, показывает насколько наша Россия обширна и могуча  и  «Я на горку шла» - озорная, задорная, весёлая, плясовая)

Муз. рук. Нам с вами необходимо научится петь красиво такие замечательные русские песни. Подумайте и скажите свое мнение: что помогает нам петь песню выразительно?

Дети: Чтобы исполнить песню выразительно, необходимо  проговаривать слова, вовремя вступать.

Во время ответов детей проходит упражнение в передаче средств выразительности.

Муз. рук.: Правильно. Но ещё, ребята, чтобы песня звучала выразительно, надо научиться понимать содержание песни, характер, настроение.

Я сыграю вам мелодию песни, а вы её назовите и определите характер.

Исполняется  р.н.п. «Во поле берёза стояла»

Дети: Русская народная песня «Во поле берёза стояла». Характер песни: напевная, спокойная, ласковая.

Муз. рук.:

  • Какое настроение в этой песне?
  • Что еще хочется делать в песне, кроме как петь?
  • Что вы еще заметили в мелодии?

Вслушайтесь еще раз в музыкальную ткань мелодии и изобразите рукой линии, которые рисует мелодия?

Исполняется фрагмент.

Пластическое интонирование:

Давайте еще раз попробуем дотронуться до этой музыки и сравнить ее с тканью: это шифон или драп?( демонстрация ткани, предложить детям дотронуться до ткани). Почему вы так считаете? ( ответы детей).

Муз. рук.: Предлагаю вам исполнить песню спокойно, напевно. Давайте пропоём 1-й куплет. Когда будете петь, следите за дыханием.

Дети поют 1 куплет.

Муз. рук.: Заметили ли вы, как ведет себя наше дыхание?

Дети: Я заметил, что дыхание как бы прерывается.

Муз. рук.: Действительно, ребята. Дыхание помогает разделить песню на части или маленькие отрывки. Эти части называются «музыкальные фразы».  Давайте 1 куплет разделим по фразам, сосчитаем и определим, сколько фраз в куплете. Сложите руки перед грудью полочкой и, пропевая на одном дыхании  фразу,  в конце поднимаем правую руку.

Муз. рук.: Итак, помогите мне сделать вывод: как нужно регулировать дыхание при исполнении песни?

Дети: В начале музыкальной фразы делаем вдох (берём дыхание), к концу музыкальной фразы – постепенный выдох.

Появляются листья на березё.

Муз. рук. Русской народной песне не нужно музыкальное сопровождение.  Исполнение песни без сопровождения называется a capella, повторим это слово. Исполним 1 куплет ещё раз a capella. (исполняют)

Муз. рук.: Как плавно, непрерывно звучит мелодия, если правильно пользоваться дыханием.

Муз. рук. Ребята, композиторы всех времён черпали своё вдохновение в народной песне. Сегодня вы познакомитесь с музыкой замечательного композитора  П.И. Чайковского (обратить внимание на портрет). Музыка его полна любви к Родине, к природе, к людям. Вы послушаете фрагмент Четвёртой симфонии П.И. Чайковского. Симфония – это инструментальное музыкальное произведение. Прослушайте и, когда оно закончится, скажите, какую знакомую мелодию вы узнали.

Дети: Я услышал мелодию песни «Во поле берёза стояла»

Муз. рук.: (вопросы по произведению):

- Поделитесь впечатлением, что особенно понравилось?

- Услышали ли звучание музыкальных инструментов? Каких?

- Можем ли мы сказать, что звучание мелодии в симфонии и в песне совершенно одинаково?

- Чем отличается?

Да, так, преображённая композитором, она удивляет нас своей новой красотой. Из маленькой песни возникла симфоническая музыка.

Давайте ещё раз послушаем произведение и назовём его.(восприятие повторное)

Муз. рук.: Дети, чем ещё славится русская музыкальная  культура?

Дети: Народными танцами. Давайте подумаем и покажем  те движения, которые можно использовать в русских народных песнях.

Дети показывают.

Муз. рук.: Кто  может назвать, какое движение показал Сережа (Аня, др.)? (добиваюсь показа движений детьми, полного ответ; по возможности привлекаю  всех, чтобы отработать правильность исполнения движения) (Плавный хороводный шаг, шаг с припаданием, движения рук).

(на берёзе появился листочек)

Муз. рук.: Ребята, в каком танце мы используем эти движения?

Дети: «Калинка»  (с характерным изменением характера мелодии куплета и припева) (на берёзке появился листочек за правильный ответ)

Муз. рук.: Как вы считаете, ребята, в запеве мы какое движение будем выполнять? (плавный  хороводный шаг), а на проигрыш? (шаг с припаданием). Ну что же, предлагаю встать в хоровод. Продумайте, пожалуйста, какую позицию мы должны принять?  У нас есть подсказка: посмотрите на берёзу, как её охарактеризовать? (стройная, гибкая, стремится вверх). А теперь станьте и такими же стройными и красивыми. (выполняют, педагог делает указания) Корпус должен быть прямой, плечи расправлены, голова приподнята, глаза смотрят вперёд. (обращает внимание на осанку)

Вот и мы стройные, как деревца.

Дети выполняют упражнение под песню «Калинка».

(дети идут хороводным шагом друг за другом  и  садятся на стульчики)

Муз. рук.: Сегодня мы продолжаем разговор  о многообразии русской народной песни, о её красоте, широте исполнения. Какие по жанру бывают р.н.п.?

Дети.: колыбельные, хороводные, трудовые, военные.

Муз. рук.: Какие жанры мы сегодня уже показали?

Дети: хороводная песня, плясовая песня.

Муз. рук.: Аня, Сережа подготовили нам интересный рассказ о р.н.п. (приглашаю детей).

Демонстрация проекта:

Слайдовая презентация о русской народной песне.

В завершении презентации (возможно, по ходу) привлечь детей    к подпеванию р.н.п. по содержанию.

Муз. рук.: Русский народ любит петь и плясать,

В игры разные играть.

Русские народные игры всегда сопровождаются песнями и движениями.

А у вас есть любимая народная игра?

Дети называют игры.

Муз. рук.: (если дети не назовут) Я хочу предложить вам поиграть в р.н.и.  «У Маланьи». Правила помните, ребята? А Маланью как будем выбирать?

Дети: Считалкой

Муз. Рук. Совершенно верно. Прежде, чем начнём играть, выберем считалкой Маланью.( в заключении музыкальной фразы музыка стихает, Маланья, отвернувшись, играет на р.н.и, а дети угадывают название и называют инструмент; назвавший правильно получает инструмент в руки, игра продолжается 3 – 4 раза)

Муз. рук.: Игра закончилась. Дети, а что у вас в руках?

Дети: Музыкальные инструменты.

Муз. рук.: Когда вместе собрались музыканты и у них в руках русские народные музыкальные инструменты – как это назвать?

Дети: Оркестр русских народных инструментов.

Муз. рук.: Во время беседы перехожу к инструменту и начинаю наигрывать мелодию «На горе-то калина»

Узнали песню, ребята? Что  вы можете сказать о характере мелодии?

Дети: - Мелодия яркая, весёлая, ритмичная.

- Мелодия как бы приглашает петь.

Муз. рук.: Вот и я приглашаю вас исполнить эту русскую народную песню «На горе-то калина». Давайте подумает, как нам нужно стать, если есть музыкальные инструменты?

Обсуждаем с детьми построение: у кого музыкальные инструменты – выходят в оркестр, остальные становятся в хор.

Исполнение р.н.п. «На горе-то калина».

Муз. рук.: Красивая песня у нас получилась? Как вы считаете, что можно сказать о народе, в истории которого есть такие душевные песни?

Дети: - Это народ сильный, смелый.

- Люди добрые, веселые, общительные.

- люди работящие и любят весёлые игры.

Муз. Рук.( Подвожу детей к понятию «талантливый народ»)

Сегодня на занятии вы убедились, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Талантливы, но ещё и волшебники. Посмотрите на нашу березку. Какие изменения вы заметили? Как появились первые листья? (анализируем занятие).

Мне очень понравилось сегодня на занятии, А вам понравилось? Что понравилось больше? Благодарю вас, ребята. Наше занятие закончилось.

 

Музыкальное прощание