«Солнечные песчинки и камешки» |
МДОУ детский сал «Колокольчик» г. Новоульяновск, Ульяновская область Методическая разработка проекта
Педагогический проект на тему:
Воспитатель: Железнякова Юлия Валерьевна
Характеристика проекта
Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях. Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. В условиях модернизации современной системы образования и осознания возросшей роли инновационной деятельности, педагогический коллектив МДОУ детский сад «Колокольчика» стремится к обновлению содержания, достижению нового качества образования на основе внедрения инноваций по приоритетным направлениям деятельности, обозначенным в Программе развития дошкольного учреждения. Каждый мини проект рассчитан на определенный возраст дошкольника и реализуется в течение учебного года. В 2016 учебном году в средней группе был реализован проект «Солнечные песчинки камешки». Ведущим познавательным процессом в среднем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств, предметов и явлений окружающего мира. Восприятие мира ребенком на четвертом году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующей формированию у него обследовательских действий. Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми. Такой подход способствует формированию целостного восприятия мира. Формирование обследовательских действий происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации была создана нестандартная предметно – развивающая среда. Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми выполняют некоторые обследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность. Данный материал позволяет вести целенаправленную работу по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия окружающего мира. Он может быть использован воспитателями групп раннего возраста.
Актуальность
Дети дошкольного возраста по своей природе — пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. В основе данной экспериментальной деятельности детей лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача — удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Название проекта
"Опытно-экспериментальная деятельность»
Вид проекта
Краткосрочный
Участники проекта: - дети средней группы - воспитатели - родители
Цели проекта:
- знакомство со свойствами воды и песка, - формирование умений экспериментирования с предметами, - развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов. - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи проекта:
- укреплять физическое и психическое здоровье малышей; - обеспечивать эмоциональное благополучие; - расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия, - воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив; - развивать психические процессы детей, познавательные способности; - развивать мелкую моторику; - воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений; - расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям; - развивать творчество и креативность участников проекта; - формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе;
Этапы проектной деятельности.
1 этап – подготовительный. Задачи: - Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка; - Познакомить детей со свойствами воды - Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);
Предполагаемый результат: Компетенции: - дети знают и хорошо ориентируются в соотношении величин предметов (маленький – большой), знают цвета; - владеет действиями с предметами, предполагает разнообразные способы их использования; - владеют элементарными навыками продуктивной деятельности; - владеют расширенным словарным запасом (глаголы, существительные, прилагательные и т.д.), используют обобщающие понятия (вода, песок);
Коммуникативные навыки: - получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми, - получают положительные эмоции от праздников и развлечений; - пользуются речью как средством общения со сверстниками;
2 этап – практический Задачи: - Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений; - Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности; - Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов; - Развивать активный словарь;
Предполагаемый результат:
- создание условия для формирования у детей познавательного интереса. - развитие у детей любознательности в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами. - сформирование навыков мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи. - развитие самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности. - умение объяснять наблюдаемое
3 этап – оценочный
Задачи:
- Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка. - Закрепить умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая». - Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы. - Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность. - Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними. - Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи. - Воспитывать культурно - гигиенические навыки, поведения.
Предполагаемый результат:
- Научить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони. - Развить фантазию, творческие способности. - Воспитать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей. - Научить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
Формы работы и методы работы
Планирования работы
|