«Добрым быть совсем – совсем не просто» •PDF• •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_71230.png

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колокольчик»

г. Новоульяновск, Ульяновская область


Методическая разработка

КОНСПЕКТ ООД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

«Добрым быть совсем – совсем не просто»

 

Воспитатель:

Митричева Светлана Ивановна

2020 год

 

Цель: воспитание нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста на примере жизни святого блаженного Андрея Симбирского.

 

Задачи:

  • Познакомить детей с образом и событиями жизни святого блаженного Андрея Симбирского. Дать представления о его личных качествах.
  • Учить анализировать собственное поведение и поступки окружающих; закреплять этические понятия «добро» и «зло» на конкретных примерах.
  • Учить детей передавать чувства интонацией и мимикой в процессе театрализованной деятельности.
  • Обогащать словарный запас детей новыми словами: блаженный, юродивый, прозорливость, почитатели, благодетели.
  • Развивать творческие способности посредством изобразительного искусства.
  • Воспитывать желание подражать образцам благочестивой жизни, воспитывать скромность и доброту.

Материалы и оборудование:

Икона святого блаженного Андрея Симбирского; запись мультфильма «Рыжий, рыжий, конопатый…»; запись песни «Дорога добра»; костюмы медведя, зайца, лисы, пчелы; «цветок доброты» (серединка и лепестки на каждого ребенка); листы бумаги формата А4, краски, кисти, баночки с водой, салфетки.

 

Предварительная работа:

Чтение: А. Нилова «даром ни одно дело не пропадает», Е. Благинина «Подарок», Т. Помораева «Хитрое яблоко», Г. Браиловская «Ушки – неслушки».

Игры: «Добрый дождик», «Ласковое слово».

Беседы: «История Симбирска – Ульяновска»; «Святые земли Симбирской».

Ход ООД:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Доброе утро!, Добрый день!, Добрый вечер! – так люди приветствуют друг друга, тем самым желая друг другу добра. Сегодня мы с вами продолжим разговор о добре. Предлагаю вашему вниманию мультфильм.

(Просмотр мультфильма «Рыжий, рыжий, конопатый» по сценарию Э. Успенского).

Воспитатель: - О чем этот мультфильм? Почему дети смеялись над мальчиком? Есть ли вина мальчика в том, что он не такой как все?

(Ответы детей).

Воспитатель: - Послушайте небольшой рассказ.

«Гена был с мамой у врача. Оказалось, что у мальчика плохое зрение. Доктор велел Гене носить очки. Когда мальчик зашел в свою группу и дети увидели его в очках, то они засмеялись и стали называть его очкариком. Гена снял очки, положил их в шкафчик и вечером маме сказал, что больше никогда не наденет очки».

- Правильно ли поступили дети? Плохое зрение – это болезнь. Можно ли смеяться над больными людьми? Вам бы понравилось, если бы все дети насмехались над вами? Как бы вы поступили на месте Гены? Как бы вы помогли Гене?

(Ответы детей).

Воспитатель: - Сейчас мы сыграем сказку про медведя, у которого был злой язычок.

(Дети в роли медведя, зайца, лисы и пчелы сопровождают игрой рассказ ведущего).

- «Бежал как-то раз заяц по лесу, землянику собирал. Идет ему навстречу медведь – цветы топчет, рычит. Заяц вежливо ему говорит: «Здравствуй, Мишенька!» Медведь язык высунул, да как зарычит: «Э-э-э». Заплакал заяц и ушел.

Медведь дальше идет. Навстречу лисичка. Бежит, солнышку радуется, улыбается. Увидела медведя, обрадовалась, говорит ему: «Здравствуй, Мишенька!» А он в ответ: «Э-э-э». Заплакала лисичка и ушла.

Идет медведь дальше. Навстречу пчела летит, мед собирает. Увидела медведя, жужжит: «Здравствуй, Миша». А он ей: «Э-э-э», да язык показывает. Рассердилась пчела и укусила Мишку прямо в язык. Заревел медведь».

Воспитатель: - Как же быть Мише? Будут терпеть играть с ним звери? Как себя чувствовали зайка и лисичка, когда медведь им язык показывал? А когда еще можно назвать язычок злым? Будут ли играть с тем, у кого «злой язык»? Почему?

(Ответы детей).

Воспитатель: - Предлагаю вам внимательно послушать стихи.

 

Ребенок: - «Обидное слово»

Обидное слово, обидное слово!

Как больно ударить умеет оно!

Змеей ядовитой ужалить готово,

Ужалит – и станет на сердце темно

И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,

Хотя миновала уж ссоры гроза,

Молчат и не смотрят друг другу в глаза.

Послушай совета, мой милый ребенок,

Будь добрым и вежливым с самых пеленок,

Хорошее только старайся творить

И слов унизительных не говорить.

 

Ребенок: - «Прощение»

Вот увидишь, вот увидишь,

Если ты меня обидишь,

Я не буду обижаться,

Драться и обзываться.

 

Все, мой друг, тебе прощу,

Шоколадкой угощу…

Ну, а после угощенья

Попроси и ты прощенья!

 

Ребенок: - «Заповедь о прощении»

Раз Сережа, мой сосед,

Мне сломал велосипед.

Я обиделся, но все же,

Помолясь, простил Сережу.

Трудно было, - что скрывать? –

Но Господь велел прощать!

 

Воспитатель: - Нам больно, обидно, когда нас дразнят, обзывают, обижают. Но не надо на грубость отвечать грубостью, нужно учиться прощать. И тогда мир и доброта придут и в вашу душу и в душу обидчика.

Сегодня я хочу  познакомить вас с житием святого блаженного Андрея Симбирского, Христа ради юродивым, чудотворцем.

Блаженный Андрей родился в Симбирске 4 июля 1763г. в семье бедных мещан Огородниковых. До 3 лет Андрей не ходил, пил и ел из чужих рук. С младенчества же он совершенно не разговаривал с людьми, взяв на себя обет молчальничества. В течение всей жизни он произносил лишь два слова: «мама» и «Анна».

С 7 лет из одежды отрок Андрей стал носить только длинную рубаху, а на ноги и вовсе ничего не надевал: ходил по Симбирску и зимой и летом в любую погоду босиком. С малолетства спал очень мало, да и то – или на земле, или на голых досках. Часто видели его спящим на жесткой лавке: сам он лежал на лавке, а голова его за пределами лавки держалась на воздухе, ни на что не опираясь. Замечательным было его воздержание в пище. Он никогда не ел мяса, не пил вина, постоянно постился. С младенчества он ел только хлеб и разваренные сухие ягоды.

Ко всем этим его особенностям, весьма странным для окружающих людей, прибавлялось и то, что Андрей Ильич не знал, что такое смех. Он никогда не смеялся. Напротив, как юродивому, ему приходилось много терпеть от мира. Часто его дразнили, оскорбляли. Домой он порой приходил выпачканным в муке или, еще хуже, в смоле. Дети часто дергали его за длинную рубаху, щипали тело. Все это он претерпевал кротко и смиренно, не возмущаясь и не защищая себя от оскорбителей. Тихо и мирно отходил от них.

Блаженный Андрей Ильич с давних пор, еще при жизни своей, почитался всеми симбирянами – как заступник, хранитель г.Симбирска. Заступником Симбирска блаженного считают не случайно. Деревянный Симбирск, как известно, неоднократно горел. Однако при жизни Андрея Ильича в городе ни разу не было больших опустошительных пожаров. Интересно, что после смерти Святого пожары в Симбирске возобновились.

Господь наградил своего угодника даром прозорливости (предвидения). Все горожане знали о том, что каждое действие Андрея Ильича имеет потаенный смысл. Если он подавал  кому-то деньги, то человеку этому способствовал успех в делах или повышение по службе. Если же блаженный Андрей подавал человеку щепку или горсть земли, - то это было знаком скорой кончины.

Известны и многие случаи исцеления людей по молитвам Святого блаженного Андрея.  Прозорливо предвидел он опасности для окружающих его людей, - в особенности беззащитных, угнетаемых сильными мира сего. Так, однажды, когда одна его почитательница варила в своем доме щи, он неожиданно вбежал к ней с улицы, схватив руками в огне горшок и бросил его на пол, после чего снова убежал на улицу. Хозяйка, было, огорчилась, но потом поняла, в чем дело. Блаженный спас ее от верного отравления: когда она убирала черепки разбитого горшка, она увидела в щах огромного ядовитого паука.

Блаженного Андрея Ильича многие люди стремились чем-либо одарить. Однако он духом прозревал настроение человека и не всегда принимал угощение или подарок. Один симбирянин, имевший детей, нес ему большую коврижку. По дороге он размышлял: «Зачем это я такую большую коврижку несу ему? Верно, не скушает один всей коврижки; лучше бы детям отдать половину». Андрей Ильич отломил от коврижки небольшую часть, а остальное возвратил своему благодетелю.

Подвижническая жизнь Андрея Ильича продолжалась 78 лет. 28 ноября 1841г. в 4 часа ночи великий Божий подвижник тихо и безболезненно скончался.

Всю свою жизнь блаженный Андрей Ильич отдал на служение своим ближним. Кому помогал молитвой, кому – предупреждением, кому делом.

Ребята, вы познакомились с жизнью святого блаженного Андрея Симбирского. Чему можно поучиться у него?

(Ответы детей).

Воспитатель: - Да, конечно, в первую очередь это делать добрые дела, помогать другим людям.

Предлагаю вам немного отдохнуть, поиграть.

Игра «Цветок доброты».

Надо вырастить «цветок доброты», расцветающий от комплиментов. У каждого ребенка в руках – лепестки от нарисованного цветка. У воспитателя в руках – серединка этого цветка. Серединка передается по кругу со словами комплимента рядом стоящему ребенку. После того, как комплимент был произнесен, ребенок прикрепляет к цветку лепесток. В конце игры воспитатель обращает внимание детей на то, как много у цветка появилось лепестков.

Воспитатель: - «Цветок доброты» мы вырастили, а сейчас предлагаю вам нарисовать «дерево доброты». На дереве должно быть столько плодов, сколько добрых людей в своей жизни вы вспомните.

Рисование «Дерево доброты» под песню «Дорога добра».

Заключение.

Воспитатель: - Многие выдающиеся люди размышляли о добре и зле. Вот их высказывания:

- Добрые люди подобны звездам: они живут, одаряя свое время.

- Тот, кто делает добро другим, сам получает радость.

- Добро – это то, чего все желают!

В жизни каждый из нас надеется на встречу с добрым, отзывчивым человеком. Мы верим, что нас поймут и помогут в трудную минуту.

Нет ничего на свете

Прекрасней доброты!

Она звездой нам светит

С небесной высоты.

 

Она нас манит нежно,

Ласкает нас мечтой.

Мы все живем надеждой

На встречу с добротой.

 

Литература:

 

- Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4 – 6 лет. ООО «Издательство ГНОМ и Д», Москва, 2008г.

- Загуменная Л.А. Социально-личностное развитие дошкольников. Издательство «Учитель», Волгоград, 2012г.

- Мельник В.И. Праведники Симбирской епархии. Издательство «Корпорация технологий продвижения», Ульяновск, 2006г.

- Мельник В.И. Святые земли Симбирской. ООО «Мастер Студия», Ульяновск, 2016г.

- Севостьянова Е.О. Страна добра: социализация детей 5 – 7 лет. Творческий центр Сфера, Москва, 2012г.

- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, Москва, 2011г.

- Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. Творческий центр Сфера, Москва, 2015г.