«Домашние обитатели» |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» г. Новоульяновск, Ульяновская область
Методическая разработка проекта
Проект информационно – практико – ориентированный «Домашние обитатели» (развитие познавательных и речевых способностей детей) вторая группа раннего возраста
Подготовила воспитатель: Уресметова Наталья Васильевна
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный. Продолжительность: четыре месяца Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, родители и дети второй группы раннего возраста Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», Актуальность: Для детей раннего возраста характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. В данном проекте, мы решили обогатить представления детей о домашних животных, птицах встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. Постарались раскрыть все особенности образа жизни: где живут, какие звуки издают, что и как едят, как двигаются. Участие детей в проекте «Домашние обитатели» позволит максимально обогатить знания и представления детей о домашних животных и птицах; обогатить словарный запас и творческие способности детей. Цель: Создать условия для развития познавательных и речевых способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Домашние обитатели». Задачи образовательных областей: 1. «Познавательное развитие» -учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных и называть их; узнавать на картинках некоторых домашних птиц и называть их; -воспитывать бережное отношение к животным; 2. «Речевое развитие» -обогатить словарный запас детей по данной теме; -развивать свободное общение со взрослыми и детьми. 3. «Социально- коммуникативное развитие» -формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешая друг другу. 4. «Художественно- эстетическое развитие» Рисование: развивать эстетическое восприятие окружающих предметов; учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные). Лепка: развивать умение отламывать комочки пластилина от большого куска; раскатывать комочек круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы; продолжать учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе. Основные направления реализации проекта:
Предварительная работа:
Обеспечение:
Предполагаемый результат:
сопровождать речью игровые и бытовые действия.
Продукт проектной деятельности:
Презентация проекта:
Развлечение в первой младшей группе «В гости к бабушке в деревню» Цель: Закрепить и расширить первоначальные знания детей о домашних животных и птицах. Задачи: Воспитательные: Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы. Формировать навыки умение работать сообща. Развивающие: Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Вызвать положительные эмоции, интерес к процессу лепки пальчиками (использовать прием прижимания). Образовательные: Закреплять знания детей о домашних животных. Закрепить понятие - домашние птицы. Учить различать голоса домашних животных и отвечать на вопросы воспитателя. Методы и приемы: организационный момент, игровые приемы, лепка, худ. слово, сюрпризный момент, вопросы к детям, здоровьесберегающие технологии. Словарная работа: домашние животные, коза, корова, лошадь, кот, свинья, собака, домашние птицы, курица, петух, утка, гусь. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с домашними животными. Наблюдение за кошкой и собакой, чтение худ. литературы. Дидактическая игра «Кто как кричит?» Игры-перевоплощения в животных. Дидактическая игра: «Кто где живет?» Чтение стихотворений и загадок о животных. Заучивание русских народных потешек. Ход занятия Воспитатель: Вот мы с вами поиграли, и игрушки чуть устали. Они немного отдохнут, а мы гостей встретим. Поздоровайтесь с гостями. Ребята, по дороге в детский сад гости встретили почтальона, и он отдал им для вас письмо, от бабушки! Давайте, прочитаем его! «Дорогие ребятки! Я приглашаю Вас к себе в гости, в деревню. Приезжайте, я вас жду». - На чем можно поехать к бабушке? (Ответы детей.) - Правильно можно поехать и машине, и на поезде, и на автобусе. А мы с вами отправимся на машине! Проходите, пожалуйста, в машину и занимайте свои места. (Дети садятся на стульчики в виде машины. Звучит запись «машина» Железновой. Дети выполняют движения под музыку, в соответствии со словами. Воспитатель в это время перевоплощается в бабушку.) А вот и домик небольшой, Дым колечком над трубой, Видно варится обед, Есть здесь кто-то или нет? -Давайте постучимся. Бабушка: Здравствуйте, ребятки! Я так рада, что Вы приехали ко мне в гости. У меня живет много разных домашних животных и птиц. -Кто это нас встречает? (показываю игрушечную собаку) -Как собачка лает? (Ответы детей). Вот и песик нас встречает, Хвостиком виляет, Громко, громко лает, Дом наш охраняет. Вы не бойтесь, проходите, и на стульчики садитесь. (Показываю игрушки). - Ребята, кто это? - Собака. - Какую пользу приносит собака людям? - Охраняет дом. - А, как называется дом у собаки? - Будка. - А, что любит кушать собака? - Косточку. - Но со мной в доме еще кто-то живет. - А узнаете когда отгадаете загадку: Я умею чисто мыться Не водой, а язычком Мяу как мне часто снится Блюдце с теплым молочком. (кошка) (Показываю мягкую игрушку). - Правильно, это кошка. - Как мяукает киска? - Мяу – мяу. - Чем можно угостить кошку, что любит кушать киса? - Молоком. - А что кошка делает дома? - Правильно она любит играть и ловить мышей. - А, вот остальные домашние животные живут не вместе со мной в доме, а в специальном доме – сарае. - Вот давайте подойдем к сараю и посмотрим, кто там живет. (Дети называют животных и как они кричат, и что дают людям). - А, теперь садитесь на стульчики, мы с вами поиграем в игру: «отгадай, чей голосок?» (Звучат голоса домашних животных, дети отгадывают). - Ребята, а где живут эти животные? - Да, всех этих животных назвали домашними, за то, что они живут рядом с человеком. Люди ухаживают за животными: кормят их, строят для них дома. А животные дают людям молоко, мясо, шерсть, ловят мышей, охраняют дом. Домашних животных я очень люблю: Кормлю, берегу и ласкаю, Собаку и кошку, козу и свинью Друзьями своими считаю. - А еще у меня живут домашние птицы. (Показываю картинки с изображением птиц.) - Куры, петухи, утки, гуси – их называют домашними птицами. Давайте немного с вами поиграем. Физкультминутка Наши уточки с утра - кря-кря-кря! Наши гуси у пруда - га-га-га! Наши курочки в окно - ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним - рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку! (Дети выполняют движения: дети ходят по помещению, голова приподнята, руки вытянуты назад. Кричат: кря-кря-кря, га-га-га, ко-ко-ко ку-ка-ре-ку.) Ребята курочки, утки, петухи, гуси – кто это? - Давайте скажем вместе. - Домашние птицы. - А что любят домашние птицы кушать? - Правильно зернышки. - А давайте вы мне поможете покормить домашних птиц зернышками. - Подойдите к столу, берите зернышки, и кладите на зеленую полянку, прижимая пальчиком, чтобы их ветерок не раздул. - Вот и домашние птицы прибежали зернышки клевать, и говорят вам спасибо. - Ребята, спасибо, что приехали ко мне в гости, помогли мне покормить домашних птиц. - И курочки вам приготовили угощение, вот такие вкусные яички. - До свидания, ребята. Приезжайте ко мне еще в гости. - Ребята, занимайте места в машине и поехали. - Вот мы и приехали в детский сад. - Ребята, где же вы были? - Какие животные живут у бабушки? - Как можно их назвать? - А каких домашних птиц вы видели? - Понравилось вам у бабушки в деревне? - Говорите гостям до свиданья, пойдем мыть ручки и кушать угощенье. Продуктивная НОД (Лепка) на тему: «Покормим курочку» (Приложение к работе – Проектная деятельность в первой младшей группе «Домашние обитатели») Цель: продолжать учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. ХОД Начать занятие с игры. ВОСПИТАТЕЛЬ. Смотрите – это поляна, на ней растет зеленая трава. Пришла курочка на поляну и говорит: «Ко-ко-ко! Хочу есть!». Что ест курочка? Правильно, зернышки. Ищет, ищет курочка зернышки на поляне – нет зернышек. Давайте покормим курочку, дадим ей вкусных зернышек. Положите на зеленую «поляну» пластилиновый шарик и предложить малышу нажать на него пальчиком. ВОСПИТАТЕЛЬ. Вот зернышко и вот зернышко. Поклевала курочка зернышки и говорит: «Ко-ко-ко! Спасибо! Очень вкусные зернышки. Хочу еще зернышек». Давайте ребята дадим курочке много зернышек! После выполнения задания обыграть результат: игрушечная курочка придет на каждую полянку, поклюет на ней зерно, похвалит каждого ребенка. Продуктивная НОД (Рисование) на тему: «Травка для коровы» (Приложение к работе – Проектная деятельность в первой младшей группе «Домашние обитатели».) Цель: учить детей правильно держать в руке карандаш; рисовать палочки – прямые вертикальные линии; контролировать длину линии, ее начало и конец; формировать интерес к рисованию. Материал: карандаши зеленого цвета; листы бумаги для рисования (1/2 листа) формата А4 с заготовками (по количеству детей): в нижней части листа нарисована горизонтальная линия коричневого цвета – это поляна, на ней – корова. ХОД Начните занятие с игры. ВОСПИТАТЕЛЬ. Смотрите ребята, к нам на поляну пришла корова. Она очень голодна. «МУ! Хочу есть!». Что ест корова? Правильно, траву. Давайте покормим корову, дадим ей сочной, зеленой травы. ВОСПИТАТЕЛЬ. Давайте нарисуем вертикальные линии зеленого цвета – траву. ВОСПИТАТЕЛЬ. На поляне выросла зеленая трава. Раздать малышам листы с заготовками и зеленые карандаши. ВОСПИТАТЕЛЬ. У вас на картинках тоже пасется корова. Нарисуйте для нее зеленую травку. После выполнения задания похвалить малышей от имени коровы и угостить их молоком. Приложение Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) «Птички» Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построение в круг. Общеразвивающие упражнения:
Поднять руки в стороны, помахать ими, опустить вниз. Повторить 4 раза.
Бег и ходьба друг за другом. Упражнение «КУРЫ» Ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки – «крылья» и опустив голову. Произносит «так – так - так», одновременно похлопывая себя по коленям, выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи – вдох через нос. Повторяет 3 – 5 раз.
Приложение Пальчиковая гимнастика «ЦЫПЛЯТА»: Есть у мамы курицы Дети показывают пять пальцев Пять маленьких цыплят 1 вариант: дети по очереди Желтых, пушистых, веселых ребят загибают пальцы, рассказывая, Первый цыпленок лапкой гребет, что делают каждый из пяти Второй вместе с мамой зерна клюет, цыплят. Третий цыпленок играет с жуком , 2 вариант: имитирует движениям Четвертый нашел червяка под листом, пальцами рук: «Гребет»: а) смахи- Пятый цыпленок бежит помогать вающие движения правой и левой «Ку-ка-ре-ку» папе кричать. руками с поверхности стола ; б) то же самое движение, только с ис – пользованием указательного и среднего пальцев. «Клюет»: пальцы собраны в щепотку, дви – жения по поверхности стола. «Увидел»: то же самое положение руки с пальцами, поднятыми вверх. «Червяк под листом»: ладонь одной руки выпрямлена, под ней «шевелится червяк» (указательный палец второй руки). «Ку-ка-ре-ку»: ритмично соединяют большой па- лец руки с остальными пальцами, сложенными вместе.
Приложение ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Петух» Цель: Развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями.
Приложение Стихотворения: Курочка моя, умница моя, Вот пшено, водичка, Дай ты мне яичко. *** Гуси- гуси, гусачки Сами сделали коньки И катаются на льду По замерзшему пруду. ЛОШАДКА Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.
(А .Барто) КУРОЧКА РЯБУШЕЧКА -Курочка – рябушечка, куда ты пошла? -На речку. -Курочка – рябушечка, зачем ты пошла? -За водичкой. -Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка? -Цыпляток поить. -Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить? -«Пи-пи-пи-пи-пи-пи». НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ Наши уточки с утра: -Кря-кря-кря, кря-кря-кря! Наши гуси у пруда: -Га-га-га, га-га-га! -А индюк среди двора: -Бал-бал-бал, балды-балды! Наши курочки в окно: -Кхо-кхо-кхо, ко-ко-ко-ко! А наш Петя-петушок Ранним - рано поутру Нам споет: «Ку-ка-ре-ку! УТКА С УТЯТАМИ -Ты видишь, кто идет? -Утка серая идет. -А кого она ведет? -Утят маленьких ведет. -А куда они идут? -На лужок и на пруд. *** Слышу в поле: «М, да му», Кто завет и почему? Это же теленок! Буренки он ребенок. Очень огорчается Никто не откликается. *** Хорошо мне в луже грязной Кувыркаться и лежать. Хрюкать громко и визжать. Очень грязный я ребенок, Я – веселый поросенок. *** Две собачки у порога Нам сказали очень строго: -Ав, ав, ав! -Гав, гав, гав! Приложение Потешки: *** - Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь. *** Три-та-та! Три-та-та! Вышла кошка за кота, За Кота Котовича, За Иван Петровича. *** Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые. *** Из – за леса, из – за гор Едет дедушка Егор: Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках. *** - Гуси вы, гуси, Красные лапки! Где вы бывали, Что вы видали? - Мы видали волка: Унес он гусенка, Да самого лучшего, Да самого большого! - Гуси вы, гуси, Красные лапки! Щипите вы волка! Спасайте гусенка! *** На улице Три курицы С петухом дерутся. В окошечко три девицы Смотрят и смеются: «Кыш – кыш! Ха – ха – ха! Пожалейте петуха». *** Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись: Наша деточка пойдет, Через киску упадет!.... Приложение Загадки: Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу. (петух) На заборе сидит, «Ку-ка-ре-ку» кричит (петух) Вместо хвостика - крючок, Вместо носа – пятачок, Пятачок дырявый, А крючок вертлявый. (свинья) Голодна – мычит, Сыта – жует, Малым ребяткам Молочка дает. (корова) Скажите, почему мой друг Спит без подушки, Ест без рук, Зимой без валенок гуляет, А если рад – Хвостом виляет? (собака) Я умею чисто мыться Не водой, а язычком. Мяу! Как мне часто снится Блюдце с теплым молочком! (кошка) Зернышки клюет, Деток зовет: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко», Не ходите далеко. (курица). У меня пропал носок, Утащил его …… (щенок). Идет, бредет, бородой трясет, Травки просит: «Ме-ме-ме!» (козел) Приложение
Список используемой литературы Приложение Дидактические игры:
Цель: учить составлять целое из четырех частей; развивать воображение, память (домашние животные и птицы)
Наглядно-дидактические пособия
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 130 г. Липецка
10. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: -Мозаика-Синтез, 2005-2010. 11. Книга для чтения в деском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.,2005. 12. Янушко Е.А. Лепка с детьми в раннем возрасте. М., 2005. 13. Янушко Е.А. Рисование с детьми в детском саду. М., 2005. 14. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010. Наглядно-дидактические пособия 15. Серия «Мир в картинках» (мир природы) 16. Домашние животные. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. 17. Домашние птицы. – М.: Мозаика-Синтез,2005-2010. 18. Животные - домашние питомцы. – М.: Мозаика-Синтез,2005-2010. |