«Дифференциация звуков [С], [З].» |
МБДОУ ЦРР - д/с "Золотой ключик" г. Зерноград, Ростовская область
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе «Непоседы» (6-7 лет) Тема: «Дифференциация звуков [С], [З].» Автор: логопед Бабенко Наталья Сергеевна Цель: дифференциация звуков [с] и [з] в слогах, словах, чистоговорках. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное, отчётливое произношение свистящих звуков и их различение на слух. Коррекционно-развивающие: -продолжать развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику; -развивать высшие психические функции: память, внимание, словесно-логическое мышление; - закреплять умение чётко, кратко отвечать на поставленные вопросы. Коррекционно-воспитательные: -создавать положительный эмоциональный настрой. -воспитывать умение слушать сверстников и учителя-логопеда. -воспитывать умение работать в коллективе. Оборудование: картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, профили звуков; игрушки: куклы Соня и Зоя; индивидуальные зеркала; бумажные салфетки, мяч; кружки из цветного картона; картинки: кран, комар; крышки от бутылок; домики звуков; картинки: коза, слон, заяц, лиса, собака, свинья; картинки-читоговорки, квадраты для обозначения звуков, запись-физминутка. Ход занятия 1.Орг. момент. Логопед: Ребята, к нам сегодня пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся, скажем здравствуйте. Станем рядом, по кругу, Логопед: Молодцы! Присядьте за столы. 2. Сообщение темы занятия: Логопед: Сегодня, когда я пришла на работу, ко мне обратились две подруги Соня и Зоя. (за маленьким столом сидят две куклы) Это Соня. Это Зоя. Они поделились своей проблемой, что не могут выговаривать звуки «С» и «З». Переживают, что не получается четко произносить имена. И я пригласила их к нам на занятие. Логопед: Какой первый звук в имени Соня? Дети: звук «С» Логопед: Какой первый звук в имени Зоя? Дети: звук «З» Логопед: Ребята, вы уже умеете правильно произносить звуки: с-с-с и з-з-з. Давайте поможем Соне и Зое правильно и чётко произносить эти звуки. Но сначала, напоим их чаем, перед этим помоем руки (картинка крана). Как мы моем руки? (вместе с детьми показываем, как моем руки) Какой звук издает вода, когда течет из крана? Давайте споем песенку воды: с-с-с-с. Ой, к нам залетел комар. (удивиться) А какая песенка у комара: з-з-з-з. (картинки на доске)
Ребята, какой звук мы произносили, когда пели песенку воды? Песенку комара? Дети: звук «С», звук «З». 3. Основная часть. Логопед: Как помочь девочкам произносить звуки «С», «З»? А вы что бы посоветовали? Что нужно делать Соне и Зое? Дети: Выполнять упражнения для языка, губ, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику. (Логопед и дети напоминают Соне и Зое, что правильно произносить звуки нам помогают губы, зубы, язык, пальчики и ветерок при выдохе.) Логопед: Давайте вспомним эти упражнения. Упражнение на дыхание «Горячий чай» Девчонки и мальчишки! Горячим чаем всех я угощаю, а, чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю! (логопед объясняет: делаем медленно вдох носом, выдох — через рот. Выдыхается весь воздух, щеки не надуваются, плечи не поднимаются) (Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует, на “пар”. Если правильно дует, то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”. Ребёнок делает вдох носом, затем спокойно и плавно выдыхает ртом на пар, – «дует на горячий чай». Щёки не надувать.) Логопед: Сони и Зои покажем, как мы разминаем пальчики. (Пальчиковая гимнастика. (крышки от бутылок) (Дети вставляют указательные и средние пальцы в крышки. Произнося текст, дети шагают пальчиками, вставленными в крышки, по столу) Вот ботинки для Маринки, Не ботинки, а картинки, (шагают вперед) Чтобы в них гулять ходить, Бегать, прыгать и шалить. (шагают назад) Логопед: А чтобы красиво и правильно произносить звуки сделаем гимнастику для губ и язычка, а наши гости Соня и Зоя будут на нас смотреть и учиться выполнять гимнастику для язычка. (Артикуляционная гимнастика) (Логопед показывает картинки по ходу выполнения артикуляционных упражнений.) Упражнение «Заборчик». Ну а это вот заборчик. Язычка мы спрячем кончик. Зубы крепко ты сомкни, Губы плавно разведи. Упражнение «Лопатка». Вот лопаточка лежит, Язычок наш не дрожит. Упражнение «Почистим нижние зубки». Чистим, чистим зубы мы, Будут чистые они. Характеристика и артикуляция звуков С-З. (профили звуков). Логопед: Ребята, давайте расскажем Сони и Зои что мы с вами знаем про звуки «С» и «З». Сравним, что делают наши зубы, губы, язык, когда мы произносим звуки С, З? Давайте вспомним, что мы знаем о звуках. (Звуки мы слышим и произносим.) Произнесите звук С, глядя в зеркало. Что делают губы, зубы? (Губы растягиваются в улыбке, зубки заборчиком – чуть приоткрыты) – Где находится кончик языка? (Кончик языка внизу, упирается в нижние зубы.) – На что похож язык? (Язык похож на горочку.) Воздушная струя идет по середине языка. Какая она, теплая или холодная? (Холодная.) А, З? – губы тоже улыбаются и зубы заборчиком. (Дети прикладывают руку к области голосовых связок и ощущают вибрацию.) Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука С? (не дрожит). Произнесите звук З, глядя в зеркало. Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука З? (дрожит). Звук З произносится с голосом, значит он какой? (звонкий). Звук С произносится без голоса, он какой? (глухой). Давайте дадим характеристики нашим звукам. Дайте характеристику звука С. Дайте характеристику звука З. Этот звук согласный или гласный? Он твердый или мягкий? Звонкий или глухой? С – согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый. З - согласный (преграда во рту), звонкий, твёрдый. Чем похожи эти звуки? Дети. Они оба согласные, твердые. Чем эти звуки отличаются друг от друга? Дети. Звук [с] - глухой, звук [з] - звонкий. У вас на столах лежат квадраты. Что это за квадратики? (это фишки) А для чего они нужны? (обозначать звуки) Покажите куклам, как звуком цвета вы обозначите звук с,з. Логопед: Выберите обозначение для звука С (Дети выбирают синий квадрат без колокольчика.) Как мы обозначим звук З? (Дети выбирают синий квадрат с колокольчиком.) (поднимают квадраты показывают). Покажите Сони и Зои. Какой квадрат мы можем отдать Сони, а какой Зои? Логопед: Теперь мы будем различать звуки С и З на слух. Поиграем в игру, а девочки будут смотреть и учиться у нас. Игра «Живые звуки». (дети выходят и встают в круг) з, а – за з, у – зу з, ы – зы Молодцы, присядьте за столы. Чтобы красиво говорить, нужно уметь различать звуки в слогах. Давайте поиграем в игру «Наоборот»: Сейчас я буду называть слоги, а вы меняйте звук С на звук З и наоборот, чтобы получились новые слоги: Я вам скажу слог - СА, а вы скажите — ЗА. са-за со-зо су- зу сы- зы аз-ас уз-ус
Упражнение «Будь внимателен»: Дети сидят на стульчиках. Логопед: Я буду произносить слоги и слова со звуками [с] и [з], вы хлопать в ладоши, если услышите звук [с], топаете, если услышите звук [з]: сон, маска, роза, сумка, золото, задание, посуда, морозы, космос, ас, зы, бусы, тазы, со, автобус. Немного отдохнем. Встали. Физминутка (музыка) Потанцуй-ка Мы пойдем налево, (остановились, три хлопка в ладоши) Мы пойдем направо, (остановились, три хлопка в ладоши) Два раза повернемся (вокруг себя) Потянемся, проснемся, (руки- правая вверх, левая вниз, и наоборот) Попрыгаем на месте, Шагнем вперед все вместе, Обратно как пингвины Покатимся со льдины И руки поднимем Опустим, поднимем (2 раза) Да, и друга обнимем. Игра «Посели животных в дом». Логопед: Посмотри, кто это нас? Дети: Животные. (Ребенок называет животных.) Логопед: Какие животные? Дети: Дикие и домашние. Логопед: Ребята на улице холодно, давайте поможем Соне и Зое поселить животных в дом. Звери грустные стоят, В дом попасть они хотят, Но не знают – как, куда, Помогите детвора. Логопед: На доске два домика: у одного домика есть колокольчик, у другого – нет. Как вы думаете почему? В домике без колокольчика спрятался звук «С», какой? (глухой). В домике с колокольчиком- звук «З», какой? (звонкий). Каких животных вы поселите в домик с колокольчиком, а каких в домик без колокольчика? (Коза, слон, заяц, лиса, собака, свинья). Дети: в домик без колокольчика, поселим животных, у которых есть звук «С», в домик с колокольчиком-звук «З» Логопед: Возьмите картинки и распределите их по домикам. (по очереди дети выходят к доске) (Отвечают полным ответом) Дети: в слове коза, звук «З» поселим в домик с колокольчиком и т.д. 4. Заключительная часть. Логопед: А чтобы речь была чистой и красивой произнесём вместе с Соней и Зоей чистоговорки (использую картинки). Как вы думаете для чего существуют чистоговорки? Дети: Для закрепления правильного произношения звуков, а также дифференциации и выработке отчетливой и внятной речи, умении говорить красиво. (Логопед, индивидуально (2), хором) Логопед произносит чистоговорку: Са – са – са – у Сони длинная коса. Ус - ус- ус - у Сони кактус. Зо-зо-зо- у Зои зонт.
Соне и Зое понравилось, как прозвучали чистоговорки про них. Они просят вас повторить, чтобы они запомнили. (Каждый ребёнок повторяет, хором.)
5. Итог занятия. (логопед обращается к куклам) Логопед: Девочки, вам понравилось с нами играть? Кто помнит, как зовут подругу Зои? (Соня) Ребята, мы сегодня помогли Соне и Зое научиться правильно выговаривать какие звуки? Ребята, какая игра вам больше всего понравилась? А в какую игру вам было трудно играть? А какие звуки вам помогали? Чем эти звуки схожи? Чем отличаются? Я думаю, что после нашего занятия подружки будут правильно произносить свои имена, и много других слов, в которых присутствуют звуки «С» и «З». Ребята, посмотрите, какое теперь настроение у наших друзей. Почему вы так думаете? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) Я тоже думаю, что у Сони и Зои настроение поменялось. Они выглядят весёлыми, радостными. - Давайте скажем Соне и Зое «Спасибо» (Спасибо Соня. Спасибо Зоя) и «До свидания». (До свидания, Соня. До свидания, Зоя) |