"Развитие мелкой моторики у детей" |
Филиал МБДОУ "Детский сад №43"-"детский сад №41" г. Славгород, Алтайский край
Консультация для родителей Тема: "Развитие мелкой моторики у детей" Автор: воспитатель Чумак Ирина Владимировна Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику.Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Моторная потребность, или потребность в движении, имеет огромное значение для человека. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы, при движении интенсивнее протекают все физиологические процессы (дыхания, кровообращение, пищеварение, процессы обмена), что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Мышцы нарастают в объеме, увеличивается их сила, повышаются эластичные и сократительные свойства. Костное вещество становиться более твердым, позвоночник принимает правильное положение. Дело в том, что двигательный, моторный компонент является необходимой составляющей всех функциональных систем организма, и их развитие невозможно без соответствующего моторного развития. Развивать мелкую моторику и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны -двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно - пространственных упражнениях. Для вас родители! « Давайте займемся домашними делами вместе с детьми» Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как:
Все зависит от вас и вашей фантазии. У вас все получится Папка – передвижка. « Поиграйте со своим ребенком» Работа с шариками Оборудование: Шары различных размеров, коробка. Содержание: Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором расстоянии от них ставится коробочка. Взрослый показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребенку в выполнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребенок выполнял задание самостоятельно. Работа с кубиками Оборудование: Кубики. Содержание: Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Ребенок должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик. ü Дорожка - выкладывание в ряд несколько кубиков. ü Заборчик - выкладывание на ребро нескольких кубиков. ü Скамеечка - строится из двух кубиков и поперечной планки сверху. ü Столик - поперечная планка накладывается на один кубик. ü Ворота - кубики ставятся перпендикулярно к планке. Используя строительный материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т. д. Работа с матрешками, пирамидками Оборудование: деревянные или пластмассовые матрешки, пирамидки, коробки разных размеров. Содержание: На столе разложены матрешки, пирамидки, коробки. Взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как можно ее разобрать, собрать и закрыть. После объяснения и показа взрослый предлагает ребенку самостоятельно: - собрать пирамиду из 5 колец; - собрать 4-5 кубиков в один большой кубик; - собрать одну матрешку из 4-5. Работа с корзиной и шариками Содержание: На столе стоит корзина, а с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в корзину, а потом предлагает ребенку сделать так же. Шарики забрасывают попеременно правой и левой рукой. Работа со шнуровкой Оборудование: Шнуры различных текстур, нитки, специальные карточки. Содержание: В карточке в определенной последовательности делают отверстия и просят ребенка:
Выполнению этих заданий предшествует показ и объяснение. В дальнейшем ребенку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом принцип постоянного усложнения задания. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы было удобно манипулировать шнурком. Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть ребенок самостоятельно вышьет этот узор с помощью большой "цыганской" иглы и толстой яркой нитки. Работа с пульверизатором Оборудование: Пульверизатор, ватка. Содержание: Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу. Можно организовать игру в футбол. Для этого поставьте ворота с обеих сторон, возьмите ватку и два пульверизатора и загоняйте ватку в ворота соперника. Работа с карандашом. 1. Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки. 2. Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки. 3. Вращение карандаша ладонями обеих рук. 4. Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.). Работа с резинкой Содержание: Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.). Работа с клавишами Оборудование: настольный звонок (или предмет его заменяющий - музыкальная игрушка, клавиатура). Содержание: Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно перебирать клавиши.
Игротека для родителей 1. Отгадай Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно. Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360* сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой 6.Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы. 9. Игры с рисованием. Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму, то можно поиграть в игры с рисованием. Например, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). 11. Игры с предметами домашнего обихода. Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. Игры между делом на кухне. 1. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: 3. Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами: 4. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: 11. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: 13. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: 15. Игры - шнуровки Марии Монтессори: развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи ; развивают творческие способности. Работа с пульверизатором Оборудование: Пульверизатор, ватка. Содержание: Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу. Можно организовать игру в футбол. Для этого поставьте ворота с обеих сторон, возьмите ватку и два пульверизатора и загоняйте ватку в ворота соперника. Работа с карандашом. 1. Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки. 2. Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки. 3. Вращение карандаша ладонями обеих рук. 4. Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.). Работа с резинкой Содержание: Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.). Работа с клавишами Оборудование: настольный звонок (или предмет его заменяющий - музыкальная игрушка, клавиатура). Содержание: Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно перебирать клавиши. Рекомендации для родителей. ( информация на стенд) Родителям детей от 3 – 5 лет рекомендуется проводить: Ø поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью; Ø упражнения на сгибание и разгибание пальцев; Ø перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких; Ø пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока - белобока» , «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями Пальчиковые игры просты и эмоциональны. Они как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Родителям детей 5-7 лет для развития ручной умелости рекомендуется проводить: Ø катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»; Ø разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки; Ø сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку; Ø нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку; Ø завязывать узелки на шнурке, веревке; Ø застегивать (расстёгивать) пуговицы; Ø играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки; Ø выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию; Ø мять руками поролоновые шарики, губки; Ø рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях; Ø резать (вырезать) ножницами; Ø плести из бумаги коврики, корзинки, косички; Ø выполнять аппликации. Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому: Ø перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков; Ø уход за срезанными и живыми цветами; Ø водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание)); Ø разбор круп и т.д. Ø выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию; Ø мять руками поролоновые шарики, губки; Ø рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях; Ø резать (вырезать) ножницами; Ø плести из бумаги коврики, корзинки, косички; Ø выполнять аппликации. Оборудование: настольный звонок (или предмет его заменяющий - музыкальная игрушка, клавиатура). Содержание: Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно перебирать клавиши.
Пальчиковые игры. Цели и задачи:
Методы обучения:
1. На одном из занятий познакомим детей с пальчиками: Пять да пять - родные братцы, - Да, дети, это пальцы. - А почему вы догадались? - Почему пальцы "родными братьями" называют? - У всех пальцев каждой из рук "мама" - это кисть. - Любите ли вы играть с пальчиками? - Покажите пальчики правой (левой) руки. - Попросите братьев правой и левой руки поздороваться. - Дети, кто из вас знает как этот (показываем большой) палец называется? - Как вы думаете, почему он так называется, большим? - А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него. - Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш). - Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде. - Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой. - И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему: - Здравствуй, большак! - Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка - Тимошка! - Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец. В гости к пальчику большому, - Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие? Правая и левая водят поезда, Теневой театр. Цели и задачи:
Материалы:
Методы обучения:
Предлагаемые фигуры: "Дерево": поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальцы; пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону ("подул ветер, и дерево закачалось") "Зайчик": сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими ("заяц шевелит ушками"); можно также изобразить, как зайчик "скачет", "танцует", "Коза": пальцы руки сожмите в кулак, затем выпрямите указательный палец и мизинец - получатся "рога" на голове козы. С помощью движений рук можно изобразить, как коза "бодается", "ход |