"Юные финансисты" •PDF• •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_71284.png

 

НРМ ДОБУ «ЦРР д/с «Теремок»

гп. Пойковский, ХМАО


Проект по основам финансовой грамотности


Автор проекта

воспитатель Киреева Динара Фидратовна


b_150_100_16777215_0___images_stories_71279.png

 

Наименование учреждения

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Теремок»

Название проекта

«Юные финансисты»

Автор проекта

Киреева Динара Фидратовна

Цель проекта

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи проекта

- формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;

- расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний;

- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;

- развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

- развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;
- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Тип проекта

познавательный, групповой.

Сроки реализации проект

краткосрочный (февраль – март)

Ожидаемый конечный результат реализации проекта

- дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;

- активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории;

- родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей;

- педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Участники проекта

дети старшей группы, воспитатели, родители.


Содержание

 

  1. Введение

1.1.   Актуальность

1.2.   Проблема

1.3.   Цели и задачи

1.4.   Этапы проекта

1.5.   Продукт проекта

1.6.   Участники проекта

1.7.  Результаты реализации проекта

  1. Содержание работы

I этап – подготовительный

II этап – основной

III этап – заключительный

  1. Заключение
  2. Список использованной литературы
  3. Приложения к проекту «Юные финансисты»


Актуальность

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Проблема: помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи проекта:

- формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;

- расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний;

- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;

- развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

- развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе игровой и познавательной деятельности;
- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Продолжительность проекта: краткосрочный (февраль – март)

Этапы проекта:

1 этап – организационно – подготовительный: (1.02.- 10.02.)

-постановка цели и задач

- определение направлений, объектов и методов

- предварительная работа с детьми и родителями

- выбор оборудования и материалов.

2 этап – основной: (11.02. – 15.03.)

-поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.

3 этап - обобщающий (заключительный), (18.03.- 29.-03.)

Продукт проекта: изготовление лэпбука «Финансовая грамотность»

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Поддержка проекта родителями заключается в том, что организуя работу по взаимодействию с семьями воспитанников, ставили перед ними задачу познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:

- кто и как зарабатывает деньги в семье;

- как формируется семейный бюджет;

-как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое;

- как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок;

- как научиться экономить деньги.

Была подобрана литература, которую родители могут читать детям дома: о труде, о профессиях, о том, как «растут» деньги.

Результаты реализации проекта:

- дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;

- активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории;

- родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей;

- педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Этапы работы над проектом:

1 этап:

- создание предметно – развивающей среды, оформление уголка «Юные финансисты»;

- подобрать картины, иллюстрации, подготовить презентации, дидактические игры, атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Банк», «Магазин»;

- подобрать детскую литературу;

- подготовить материалы, конспекты НОД, совместной деятельности.

2 этап:

- Вводная беседа с сопровождением презентации «Откуда появились деньги?»;

- Знакомство с изображениями купюр и монет России и Мира;

- Знакомство с основными экономическими терминами: «Товар», «Услуга», Цена», «Бюджет»;

- НОД «Что мы знаем о деньгах?», «Доход семьи»;

- Чтение художественной литературы: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Золотая антилопа», А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;

- Просмотр мультфильмов: Уроки тетушки Совы (10,11 серия) «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»;

- Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет», «Кафе», «Парикмахерская», «Банк»;

- Виртуальная экскурсия в банк «Дом, в котором живут деньги»;

- Д\и «Размен», «Доход семьи», «Соотнеси», «Учимся экономить»; «Что быстрее купят?»;

- Отгадывание загадок на экономическую тему;

- Продуктивная деятельность: «Ярмарка поделок», изготовление пластиковых карт из картона;

- Игровая ситуация «Рекламная компания»; «Купи другу подарок».

3 этап: изготовление лэпбука «Финансовая грамотность».

Заключение

Создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Список использованной литературы

  1. Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. СПб.: Детство–Пресс, 2013.
  2. Казакова Н.Мы любим рекламу // Обруч. 1999. № 1. С. 29.
  3. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. № 6.
  4. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ. 2008. № 11. С. 75.
  5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь.М.: Росмен, 1999.
  6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие: СПб., 2001. 130 с.
  7. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. М.:АРКТИ, 2006. 88 с.
  8. Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. С. 93.
  9. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие. СПб.: Детство – Пресс, 2001. 176 с.

10. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. 88 с.

11. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. с.63.

 

Приложение


b_150_100_16777215_0___images_stories_71280.png

 

Экономические загадки


b_150_100_16777215_0___images_stories_71281.png

b_150_100_16777215_0___images_stories_71282.png

b_150_100_16777215_0___images_stories_71283.png