"Юные финансисты" |
НРМ ДОБУ «ЦРР д/с «Теремок» гп. Пойковский, ХМАО Проект по основам финансовой грамотности Автор проекта воспитатель Киреева Динара Фидратовна
Содержание
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Проблема: помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями. Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи проекта: - формировать основы финансовой грамотности у дошкольников; - расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний; - содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых; - развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; - развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе игровой и познавательной деятельности; Продолжительность проекта: краткосрочный (февраль – март) Этапы проекта: 1 этап – организационно – подготовительный: (1.02.- 10.02.) -постановка цели и задач - определение направлений, объектов и методов - предварительная работа с детьми и родителями - выбор оборудования и материалов. 2 этап – основной: (11.02. – 15.03.) -поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. 3 этап - обобщающий (заключительный), (18.03.- 29.-03.) Продукт проекта: изготовление лэпбука «Финансовая грамотность» Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители. Поддержка проекта родителями заключается в том, что организуя работу по взаимодействию с семьями воспитанников, ставили перед ними задачу познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: - кто и как зарабатывает деньги в семье; - как формируется семейный бюджет; -как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое; - как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок; - как научиться экономить деньги. Была подобрана литература, которую родители могут читать детям дома: о труде, о профессиях, о том, как «растут» деньги. Результаты реализации проекта: - дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности; - активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории; - родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей; - педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников. Этапы работы над проектом: 1 этап: - создание предметно – развивающей среды, оформление уголка «Юные финансисты»; - подобрать картины, иллюстрации, подготовить презентации, дидактические игры, атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Банк», «Магазин»; - подобрать детскую литературу; - подготовить материалы, конспекты НОД, совместной деятельности. 2 этап: - Вводная беседа с сопровождением презентации «Откуда появились деньги?»; - Знакомство с изображениями купюр и монет России и Мира; - Знакомство с основными экономическими терминами: «Товар», «Услуга», Цена», «Бюджет»; - НОД «Что мы знаем о деньгах?», «Доход семьи»; - Чтение художественной литературы: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Золотая антилопа», А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; - Просмотр мультфильмов: Уроки тетушки Совы (10,11 серия) «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»; - Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет», «Кафе», «Парикмахерская», «Банк»; - Виртуальная экскурсия в банк «Дом, в котором живут деньги»; - Д\и «Размен», «Доход семьи», «Соотнеси», «Учимся экономить»; «Что быстрее купят?»; - Отгадывание загадок на экономическую тему; - Продуктивная деятельность: «Ярмарка поделок», изготовление пластиковых карт из картона; - Игровая ситуация «Рекламная компания»; «Купи другу подарок». 3 этап: изготовление лэпбука «Финансовая грамотность». Заключение Создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Список использованной литературы
10. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. 88 с. 11. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. с.63.
Приложение
Экономические загадки
|