«Волшебник- невидимка» |
МДОУ д/с «Светлячок» г. Чаплыгин, Липецкая область Познавательно-исследовательская деятельность старшая группа Тема: «Волшебник- невидимка» Автор проекта: воспитатель Лужнёва Галина Викторовна Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха: невидимый, легкий, подвижный; расширять представления детей о значимости воздуха для живого мира; учить детей бережно относиться к окружающей среде; развивать способности устанавливать причинно- следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Оборудование: вертушки; емкости с водой; кубики; металлическая посудка; пластилин; пластиковые стаканчики; салфетки; воздушные шарики; свеча и стекло(для воспитателя).
Ход образовательной деятельности: Вос-ль. Дети, сегодня я вошла в группу и почувствовала, что здесь кто-то есть. Какой-то невидимка. Это очень добрый невидимка. Когда я открыла окно, он сделал воздух свежим и чистым. Этот невидимка любит пошалить. Посмотрите, как он играет в вертушку. ( показ вос- ля). Хотите попробовать? (дети играют). Кто невидимка, догадались? А еще невидимка пригласил нас в страну ДОКОРУПО. Знаете, что это за страна такая? Даже сквозь самую сильную лупу Глупо на карте искать ДОКОРУПО, Поскольку великая эта страна На карту не может быть нанесена. В эту страну не идут поезда, И самолет не летает туда, Но если всмотреться внимательным взглядом Во все, что с тобою находится рядом, То не придется дорогу искать В страну, ДО Которой Рукою Подать. - Да, ДОКОРУПО- это страна, которая находится вокруг нас, и чтобы попасть в нее, достаточно закрыть глаза, а потом открыть и посмотреть на все другими глазами- глазами исследователя, экспериментатора. -Ну, что отправимся в эту страну? - Чтоже, давайте встанем и возьмемся за руки, скажем заветные слова: «Раз, два, три- в ДОКОРУПО попади»(3р.) (В руках вос-ля игрушка Знайка). Знайка. –Здравствуйте, ребята, я рад приветствовать вас в стране ДОКОРУПО и приглашаю вас в свою лабораторию. Опыт. Игра «Тонет- не тонет». Вывод. Вода выталкивает более легкие предметы. Опыт. «Пластилин в воде с газами». Вывод. Пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает. Значит, воздух легче воды, и он всегда всплывает. - Где же используется это свойство воздуха? ( Круг для плавания наполняют воздухом, потому что он легче воды, а значит, будет поддерживать круг, а с ним и человека на поверхности воды). Вос- ль. Вы поняли, кто пригласил нас в волшебную страну? Кто этот невидимка? (этот невидимка- воздух). -А почему мы не видим воздух? Почему называем его невидимкой? (Воздух прозрачный- значит, через него все видно). - А что еще бывает прозрачным? Давайте с вами найдем прозрачные предметы в нашей комнате.(Дети называют) - Воздух, как волшебник, который надел шапку невидимку. Посмотрите на шкаф, что видите? (ответы детей) - но в шкафу есть то, чего мы не видим- воздух. Он забирается во все щели. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если резко взмахнуть рукой, резко наклонится, попрыгать. Давайте попробуем.
Физкультминутка -Давайте присядем, и я расскажу, для чего нужен воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко- глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдохнули? Так для чего нужен воздух?(ответы). Вос-ль. Воздух необходим человеку, и птицам, и животным, и растениям, воздухом дышат все. Его надо беречь. Без него погибнут деревья, цветы, не смогут летать птицы. Чтобы воздух был чистым, нельзя жечь на улице костры, нельзя выбрасывать мусор на улицу. Дым и сор летают по ветру, смешиваются с воздухом, и воздух становится грязным. Если воздух грязный, то человек может заболеть. Чтобы быть здоровым, необходимо дышать чистым и свежим воздухом, проветривать помещение, сажать растения в комнате и на улице, гулять в парке, в лесу, где много деревьев и воздух чистый, а вблизи дороги воздух загрязнен выхлопными газами машин. Показ детям опыта со свечой. -Что делают с воздухом выхлопы машин и костры. Вос-ль. Знайка, мы с ребятами поняли, что воздух…(легче воды, что он невидимый, прозрачный. А как же понять, что он находится везде? Опыт. В бутылке находится что-то или она пустая? Опустить ее в воду. Что происходит? Почему? Вывод. Из бутылки выходит воздух в виде пузырьков. Опыт. Опустить в емкость с водой стаканчик, на дно которого прикреплена салфетка, очень ровно. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод. В стакане воздух, он не пускает воду, поэтому и салфетка сухая. Опыт. Еще погружаем стаканчик в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде? Почему? Вывод. Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вос-ль. Ребята, Знайке интересно, что нового вы узнали о воздухе? Вывод. Воздух невидим, легче воды, его надо беречь, та как он необходим всем живым, мы им дышим. Прощаются со Знайкой. Вос-ль. А сейчас нам необходимо вернуться в группу. Взялись за руки и произносим: «Раз, два, три- в группу попади». А у меня для вас сюрприз. С воздухом можно и поиграть. (внести воздушные шарики). |