«Путешествие в русскую старину» |
МБДОУ детский сад №4 ЗАТО Озерный Тверской области пгт. Озерный, Тверская область
Проект «Путешествие в русскую старину» для детей старшего дошкольного возраста
Автор проекта: воспитатель Калинина Марина Сергеевна
Тип проекта: духовно- нравственный, патриотический. Участники проекта : педагоги, музыкальный работник, дети 5-6 лет. Срок проекта:долгосрочный ( декабрь- апрель) Проблема проекта: В последнее время наблюдается спад интереса детей к жизни русской деревни и русского народа .Отсутствие у детей потребности и интереса к изучению своей истории отрицательно сказывается и на стремлении сохранять лучшие традиции своего народа, своей национальной культуры. Актуальность проблем: Забыты народные традиции, праздники, обряды, обычаи, определяющие мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру, природе и имеющие неоценимое значение для воспитания полноценного гражданина страны. Приобщение ребенка с ранних лет жизни к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма. Цель: Знакомство детей с традициями и бытом русского народа, систематизация знания детей о предметах старинного быта. Формирование у детей основознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Задачи: 1. Формировать представления детей о жизни русского народа в старину 2. Обобщить знания детей об избе на Руси: о предметах быта. 3. Продолжать формировать патриотические чувства, любовь к родному городу; прививать интерес к познанию родного края. 4. Воспитывать у детей целеустремленность ,организованность ,инициативность, трудолюбие. 5. Развитие творческих способностей детей. Предполагаемый результат: 1. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках. 2. Знание истории русского народного костюма, кукол, игрушек и жизни людей в былые времена. 3. Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
Этапы проекта: 1 этап подготовительный:
2 этап основной: Работа с родителями: Изготовление костюмов (кокошники, сарафаны, косоворотки) Изготовление коромысел и ведер Участие в книжной выставке
Работа с детьми: Беседы: «Бабушкин сундук», «Старинные предметы быта», «Основные занятия русских людей», «Из истории одежды», «Из истории кухни», «Русский самовар», «Русская печь» Разучивание подвижных народных игр: «Ловушка», «Западня», «Веночек», «Перетяни веревку», «Утка-Гусь», «Ручеек» Чтение русских народных сказок , докучных сказок, потешек, дразнилок, пословиц и поговорок,. Рассматривание альбомов: «Предметы быта русского народа» Рассматривание предметов труда и рукоделия Разучивание песен, хороводов, хороводных старинных игр, колыбельных песен, частушек,дразнилок. Продуктивная деятельность: Изготовление панно «Русская сторонушка» Изготовление афиши- приглашения «Приглашаем на деревенские посиделки» Рисование на срезе дерева «Родная природа» Коллективная работа (аппликация , рисование) «Как красива земля в стороне родной …» Рисование «Русские березы» Рисование «Красны девицы и добры молодцы» Рисование «Старинная изба» Пластилинография« Край родной»
3 этап заключительный:
Результаты проекта: выросли показатели сформированности нравственных качеств: патриотизм, добродушие, милосердие, справедливость, отзывчивость. трудолюбие, терпение, любовь к ближним. Повысился интерес к культурно-историческому наследию, традициям, духовным ценностям русского народа. Расширились возможности сотрудничества с родителями. Значительно повысился уровень знаний детей о традициях и обычаях русского народа, расширился словарный запас. Мы будем считать проект реализованным, если более 80% детей будут знать историю своего народа, а также значительно повыситься родительская компетентность по представленной проблеме. Перспективы: продолжить в дальнейшем работу по духовно-нравственному воспитанию детей Активно вовлекать родителей в реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников. |