«Здравствуй, здравствуй, Хохлома» •PDF• •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_0072299.png

 

 

 

 

 

МБДОУ детский сад №4 ЗАТО Озерный Тверской области

пгт. Озерный, Тверская область


Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Здравствуй, здравствуй, Хохлома»

(ознакомительная беседа)


Автор проекта: воспитатель Лашутина Светлана Юрьевна


Направление: художественно-эстетическое развитие.

Цель: познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства – хохломой.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Дать детям представление о хохломской росписи, о ее истории и истоках.
  2. Познакомить с этапами изготовления хохломских изделий, элементами росписи и цветами.
  3. Учить различать основные особенности изделий хохломской росписи.
  4. Активизация словаря «яркая», «сочная», «красочная», «солнечная».

Развивающие задачи:

  1. Развивать у детей интерес к изделиям хохломской росписи, к познанию культуры.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у детей любовь к искусству, любовь к прекрасному.
  2. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народно-прикладному искусству.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание фотоальбомов «Золотая Хохлома»;
  2. Чтение художественной литературы.

Методические приемы: беседа, пояснение, вопросы к детям, использование художественного слова, рассматривание подлинных изделий, иллюстраций и других наглядных пособий.

Материалы: выставка хохломских изделий, иллюстрации с изображением изделий хохломской росписи.

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель: - Очень хорошее настроение дарит нам всем декоративно-прикладное искусство. Если вы заметили, название искусства состоит из двух слов: декоративное и прикладное.

- Что же обозначают эти слова?

Декоративное – украшенное. Посмотрите, на все эти изделия: ложки, кувшины, подносы. Как они все красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете.

Прикладное – применяемое в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.

- А еще это искусство называется народным, так как это создавалось и создается народом.

- Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно- прикладным искусством – хохломской росписью. Обратите внимание на нашу выставку хохломских изделий и скажите: Нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете – что необычайного в этой посуде?

Дети отвечают на вопросы, перечисляют особенности изделий.

Воспитатель: - Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома. Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

- Откуда же пришло к нам это диво? Мы знаем, все имеет свое начало. И давайте сейчас с вами поговорим о том, откуда же появилось искусство. И о том, с чего начиналось хохломское искусство, существует множество легенд. Вот одна из них…

Воспитатель рассказывает легенды.

Воспитатель: - Разное сказывают старики. Говорят. Будто давным-давно поселился за Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да сундук сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он ее и угостил. И вдруг жар-птица прикоснулась к чашке крылом и стала чашка золотой. Это, конечно, сказка, но сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцом урок! Не в сказке ли появилась эта красота?!

- А вот еще одна легенда.

- Говорят, в давние времена жил талантливый мастер. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труд. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Однажды он покинул царские палаты и поселился в глухих местах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало для всех родным, как простая русская песня, и чтобы в ней отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные и яркие цветы, тонкие веточки, и вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди  приходить и любоваться этой красотой. Слава о мастере дошла и до царя. И приказал он своим стрельцам найти мастера и вернуть его. Узнав о беде, мастер собрал своих односельчан и раскрыл им секрет своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-мастера. А самого мастера как ни искали, так и не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени. Исчез мастер, но осталось его мастерство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты.

- А как же было на самом деле?

- Люди делали посуду в глухих деревнях, там ее и расписывали. А потом везли мастера продавать посуду в большое торговое село Хохлома. Хохлома – старинное русское село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Ну, а оттуда развозили ее по всей стране. Разлетелись жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Кричали зазывалы на ярмарке: «Чудо-блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!»

Деревянная посуда с древних времен была в повседневном употреблении: деревянную ложку можно было увидеть и на боярском столе, и в семье крестьянина. Ковши, ложки, кувшины, подносы – вся эта посуда требовалась в большом количестве: ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому посуду вывозили на рынок сотнями. Постепенно деревянную посуду сменила глиняная, стеклянная, фарфоровая и металлическая посуда. Но люди не забыли золотую хохлому. И сейчас эта посуда ценится за свою красоту и неповторимость.

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни.

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Воспитатель: - А теперь давайте представим, что мы с вами в мастерской. Пахнет стружкой. Здесь мастера вырезают посуду из дерева. (Воспитатель и дети переходят к выставке). Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду?

Ответы детей.

Воспитатель:  – Конечно, изготовить её не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, потом оно покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой. (Воспитатель предлагает взять любой понравившийся предмет детям и рассмотреть его).

Воспитатель: - Какие цвета использовал художник?

Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно есть чёрный, красный, встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. - Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой».

Воспитатель: – А какие узоры использовал художник?

Дети: - В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы).

Воспитатель: – Этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка» (воспитатель показывает узор). Из травки художники составляют разные композиции. Из «травинок» составляют изображения птиц и рыбок.

- Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами, листьями и цветами. «Травка» занимает всё пространство между ними. Она лёгкая, изогнутая или похожа на завитки с острымиконечками «как осока на ветру». Узор занимает почти всю поверхность изделия, край украшен прямой каймой.

Воспитатель читает стихотворение:

И чего здесь только нету:

Хохлома, хохлома!

Весь народ с ума свела!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

И нигде на свете нет таких соцветий!

Воспитатель: - Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. (Показ изделий сопровождается чтением стихотворений):

Вот ладья: цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная голова.

Плывёт по лесу хохлома,

Расписанная очень ловко.

Наши ложки хохломские

Самый лучший сувенир.

С позолотой не простые,

Прогремели на весь мир.

А вот утица по реченьке плывёт

Выше бережка головушку несёт.

Чёрным крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

А вот поднос

В нём алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы

Шёлковые всплески

Золотой листвы.

Братина солнечна весьма,

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто – краснолика.

Воспитатель: - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Опиши предмет». Давайте придумаем разнообразные слова-описания и сравнения к слову «хохлома».

Дети придумывают слова (яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, как золото блестит, как жар-птица горит.)

Воспитатель: - Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране. В конце нашей беседы хочется прочитать вам ещё одно стихотворение.

Послушайте:

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Для самостоятельной деятельности детей предложить раскраски «Золотая хохлома».