«Здравствуй, здравствуй, Хохлома» |
МБДОУ детский сад №4 ЗАТО Озерный Тверской области пгт. Озерный, Тверская область Конспект непосредственно образовательной деятельности «Здравствуй, здравствуй, Хохлома» (ознакомительная беседа) Автор проекта: воспитатель Лашутина Светлана Юрьевна Направление: художественно-эстетическое развитие. Цель: познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства – хохломой. Программное содержание: Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Предварительная работа:
Методические приемы: беседа, пояснение, вопросы к детям, использование художественного слова, рассматривание подлинных изделий, иллюстраций и других наглядных пособий. Материалы: выставка хохломских изделий, иллюстрации с изображением изделий хохломской росписи. Содержание организованной деятельности детей Воспитатель: - Очень хорошее настроение дарит нам всем декоративно-прикладное искусство. Если вы заметили, название искусства состоит из двух слов: декоративное и прикладное. - Что же обозначают эти слова? Декоративное – украшенное. Посмотрите, на все эти изделия: ложки, кувшины, подносы. Как они все красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Прикладное – применяемое в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни. - А еще это искусство называется народным, так как это создавалось и создается народом. - Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно- прикладным искусством – хохломской росписью. Обратите внимание на нашу выставку хохломских изделий и скажите: Нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете – что необычайного в этой посуде? Дети отвечают на вопросы, перечисляют особенности изделий. Воспитатель: - Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома. Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду. - Откуда же пришло к нам это диво? Мы знаем, все имеет свое начало. И давайте сейчас с вами поговорим о том, откуда же появилось искусство. И о том, с чего начиналось хохломское искусство, существует множество легенд. Вот одна из них… Воспитатель рассказывает легенды. Воспитатель: - Разное сказывают старики. Говорят. Будто давным-давно поселился за Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да сундук сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он ее и угостил. И вдруг жар-птица прикоснулась к чашке крылом и стала чашка золотой. Это, конечно, сказка, но сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцом урок! Не в сказке ли появилась эта красота?! - А вот еще одна легенда. - Говорят, в давние времена жил талантливый мастер. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труд. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Однажды он покинул царские палаты и поселился в глухих местах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало для всех родным, как простая русская песня, и чтобы в ней отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные и яркие цветы, тонкие веточки, и вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приходить и любоваться этой красотой. Слава о мастере дошла и до царя. И приказал он своим стрельцам найти мастера и вернуть его. Узнав о беде, мастер собрал своих односельчан и раскрыл им секрет своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-мастера. А самого мастера как ни искали, так и не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени. Исчез мастер, но осталось его мастерство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. - А как же было на самом деле? - Люди делали посуду в глухих деревнях, там ее и расписывали. А потом везли мастера продавать посуду в большое торговое село Хохлома. Хохлома – старинное русское село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Ну, а оттуда развозили ее по всей стране. Разлетелись жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Кричали зазывалы на ярмарке: «Чудо-блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!» Деревянная посуда с древних времен была в повседневном употреблении: деревянную ложку можно было увидеть и на боярском столе, и в семье крестьянина. Ковши, ложки, кувшины, подносы – вся эта посуда требовалась в большом количестве: ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому посуду вывозили на рынок сотнями. Постепенно деревянную посуду сменила глиняная, стеклянная, фарфоровая и металлическая посуда. Но люди не забыли золотую хохлому. И сейчас эта посуда ценится за свою красоту и неповторимость. Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни. Ты, как душа у народа, красива, Ты, как и люди, служишь Отчизне! Воспитатель: - А теперь давайте представим, что мы с вами в мастерской. Пахнет стружкой. Здесь мастера вырезают посуду из дерева. (Воспитатель и дети переходят к выставке). Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Ответы детей. Воспитатель: – Конечно, изготовить её не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, потом оно покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой. (Воспитатель предлагает взять любой понравившийся предмет детям и рассмотреть его). Воспитатель: - Какие цвета использовал художник? Ответы детей. Воспитатель: - Правильно есть чёрный, красный, встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. - Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой». Воспитатель: – А какие узоры использовал художник? Дети: - В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы). Воспитатель: – Этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка» (воспитатель показывает узор). Из травки художники составляют разные композиции. Из «травинок» составляют изображения птиц и рыбок. - Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами, листьями и цветами. «Травка» занимает всё пространство между ними. Она лёгкая, изогнутая или похожа на завитки с острымиконечками «как осока на ветру». Узор занимает почти всю поверхность изделия, край украшен прямой каймой. Воспитатель читает стихотворение: И чего здесь только нету: Хохлома, хохлома! Весь народ с ума свела! Яркая, лучистая, узоры золотистые! И нигде на свете нет таких соцветий! Воспитатель: - Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. (Показ изделий сопровождается чтением стихотворений): Вот ладья: цветущий хвост – корма, Нос – петушиная голова. Плывёт по лесу хохлома, Расписанная очень ловко. Наши ложки хохломские Самый лучший сувенир. С позолотой не простые, Прогремели на весь мир. А вот утица по реченьке плывёт Выше бережка головушку несёт. Чёрным крылышком помахивает, На цветы водицу стряхивает. А вот поднос В нём алых ягод россыпь, Отголоски лета В зелени травы Шёлковые всплески Золотой листвы. Братина солнечна весьма, На нём цветы и земляника. Семёновская Хохлома Вся золотисто – краснолика. Воспитатель: - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Опиши предмет». Давайте придумаем разнообразные слова-описания и сравнения к слову «хохлома». Дети придумывают слова (яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, как золото блестит, как жар-птица горит.) Воспитатель: - Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране. В конце нашей беседы хочется прочитать вам ещё одно стихотворение. Послушайте: Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий, Всех чудес чудесней наша Хохлома. Для самостоятельной деятельности детей предложить раскраски «Золотая хохлома». |