МБДОУ детский сад №46 г.о. Кинешма
Ивановская область
Паспорт проекта
Автор проекта: воспитатель высшей категории Белышева Светлана Александровна
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители, филиал Сбербанка России №8639/0103 г. Кинешма
Продолжительность: 1 год (сентябрь – май)
Актуальность проекта:
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста–сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Радикальные преобразования в сфере экономики России показали большую потребность в повышении финансовой грамотности всего населения страны. Это является социальной проблемой не только взрослых, но и детей с раннего возраста. С малых лет ребенок видит, как родители приобретают товары и платят за них деньги, обсуждают зарплаты, платежи за коммунальные услуги, транспорт. Часто малыш не понимает, почему мама с папой не могут купить ему понравившеюся дорогую игрушку. Таким образом дети входят в мир финансов, получают первые экономические знания только ещё на житейском уровне. В 2017 г. утверждена правительственная стратегия повышения финансовой грамотности. По итогам соцопроса по включению финансовой грамотности в дошкольное образование 80%респондентов (администрация, родители, педработники) высказались за внесение и в примерную образовательную программу и в ФГОС. Хотя Минобрнауки и банк России разработали методические рекомендации в области "Основы финансовой грамотности" в ДОО, в детских садах, к большому сожалению, недостаточно методической литературы по теме, демонстрационных материалов, современного дидактического оборудования. Новые технологии быстро входят в нашу жизнь, появляется много банковских продуктов и услуг. Дети становятся наблюдателями, как взрослые совершают те или иные операции в банке: платят за услуги, снимают деньги с карты, берут кредиты и т.д. Одна из проблем, с которой мы столкнулись в том, что дошкольники знают, что есть зарплатные, кредитные пластиковые карты, но не имеют представления, откуда на них появляются деньги, к чему может привести бесконтрольное использование кредиток. Другая проблема - дети не знают и не понимают первичные экономические понятия: бюджет семьи, доходы и расходы, потребности и возможности, что такое номинал, валюта, выгода. Поэтому и был разработан данный проект. Дошкольники должны знать последовательность: нужно хорошо потрудиться-заработать деньги - совершать покупки,жить нужно по средствам, а траты должны быть меньше заработанного. Говорят "Не в деньгах счастье". Однако все мы хотим, чтобы наши дети жили лучше нас. Они должны понимать, что достаточное количество денег откроет перед ними большие возможности. В ходе реализации проекта мы решаем вопросы не только экономического воспитания, но и трудового и нравственного воспитания.
Цель проекта – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры. Сформировать экономические компетенции и финансовую грамотность детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить детей старшего дошкольного возраста с основными экономическими понятиями, ввести в словарь детей экономические термины.
- Формировать знания детей о том, чтобы заработать деньги нужно трудиться.
- Учить детей считать деньги, разумно их тратить.
- Познакомить с валютой - национальной, иностранной, международной.
- Учить пользоваться банковскими продуктами и услугами.
- Научить создавать рекламу-двигатель торговли.
- Показать как взаимосвязаны экономические(труд, деньги, товар, стоимость) и нравственные(обман, щедрость, скупость, благотворительность) понятия.
- Развивать умение детей применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
Формы работы: тематические занятия, беседы с привлечением родителей (работников экономического сектора), экскурсии в банк, сюжетно-ролевые и деловые игры, квест - игра, использование ИКТ. Занятия проводятся со старшими дошкольниками по расписанию ДОО, 1 раз в неделю, длительность: (5-6 лет)-25 мин., (6-7 лет)-30 мин.
Работа с дошкольниками строится по 4 направлениям, связанных между собой задачами и содержанием:
1) Труд, профессии, реклама,
2) Деньги (цена, стоимость),
3) Семейный бюджет (доходы и расходы),
4) Потребности и возможности.
На основе парциальной программы экономического воспитания детей Шатовой А. Д. "Дошкольник и...экономика" были разработаны задания мониторинга, чтобы выявить уровень знаний экономической грамотности у старших дошкольников. На начало года имели следующие результаты: высокий уровень-4%, средний-40%, низкий-56%.
Планируемые результаты.
Дети:
- Знают и понимают основные экономические понятия, в речи свободно используют экономические термины.
- Знают, что надо хорошо трудиться, чтобы заработать много денег, а потом расходовать их разумно.
- Называют и применяют в самостоятельной деятельности современные профессии (банкир, пиар-менеджер, управляющий).
- Умеют различать национальную, иностранную, международную валюту.
- Могут пользоваться банковскими продуктами и услугами (банкоматом, картами, терминалом)
- Знают, что такое реклама, для чего она нужна и умеют её создавать.
- Сформированы основные правила финансовой безопасности.
- Понимают, что не всё в жизни покупается, главные ценности - любовь, здоровье, заботу за деньги не купишь.
Педагоги:
Имеют высокий уровень овладения теоретическими, методическими, технологическими знаниями по формированию экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Родители (законные представители):
Владеют экономическими знаниями по ознакомлению детей дошкольного возраста с экономическими понятиями.
Помощь в оснащении предметно-развивающей среды в группе по ознакомлению детей с экономическими знаниями (дид. игры, оборудование для сюж. ролевых игр «Сбербанк», «Магазин»).
Этапы реализации проекта:
Первый этап: подготовительный
ü Изучение и подбор методической литературы.
ü Определение тем занятий, бесед с детьми.
ü Подбор пословиц и поговорок по теме.
ü Изготовление игрового оборудования (банкомат), дидактических игр.
ü Работа с экономическим социумом города (с филиалом Сбербанка России №8639/0103).
ü Разработка квест-игры «Путешествие Денежки».
ü Подготовка, подбор атрибутов для рекламного агентства «Теремок».
Второй этап: основной
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Месяц
|
Темы занятий
|
Задачи
|
1.
|
Сентябрь
|
«Азбука Экономики»
«Без труда не проживешь»
«Денежные знаки - монета, банкнота»
«Цена моей игрушки»
|
Познакомить детей с основными понятиями экономики, ввести в словарь новые экономические термины. Показать важность труда для получения материальной выгоды. Закрепить знания современных национальных денежных знаков. Уметь соотносить понятия цена - товар.
|
2.
|
Октябрь
|
«Планируем семейный бюджет»
«Что в кошелечке живет?»
«Магазин или рынок»
«Кем мы вырасти хотим?»
|
Учить детей считать деньги, познакомить с понятием «семейный бюджет» и из чего он складывается: зарплата, пенсия, стипендия. Как можно экономить на покупках, приобретая их в разных торговых местах. Закрепить знания о профессиях, познакомить с новыми современными профессиями, актуальными в сфере экономики.
|
3.
|
Ноябрь
|
«Сюжетно - ролевая игра «Сбербанк»
«Экскурсия в банк»
«Что такое номинал?»
«Дел добрых след» (благотворительная акция)
|
Познакомить детей с банковскими продуктами и услугами: банкоматом, банковскими картами. Закрепить правила безопасного поведения в банке, в обращении с деньгами. Развивать умение детей пользоваться деньгами разного достоинства при покупках товаров. Учить оказывать помощь нуждающимся.
|
4.
|
Декабрь
|
«Рекламное агентство «Теремок»
«Кредит, проблема выбора»
«Музей денег» (сайт сбербанка)
«Подарки - это доход или расход»
|
Учить детей создавать рекламу товара.
Дать понятие, что такое кредит и чем может быть опасно бесконтрольное использование кредиток. Познакомить с историей денег, совершив виртуальную экскурсию в музей денег. Формировать умение делать подарки своим друзьям.
|
5.
|
Январь
|
«Экономия природных ресурсов»
«Как можно разбогатеть»
|
Закрепить знания детей по экономии природных ресурсов: электроэнергия, тепло, вода. Выяснить, как экономия этих ресурсов связана с экономией денег.
|
6.
|
Февраль
|
«Уговор дороже денег»
«Какая бывает валюта?»
«Финансовая безопасность»
«Уроки тетушки Совы»
|
Познакомить детей со всеми видами валют – национальной, иностранной, международной. Сформировать знания детей по финансовой безопасности. Закрепить знания и умения связывать экономические понятия с нравственностью.
|
7.
|
Март
|
«Как старик корову продавал»
«Юные изобретатели денег»
«Экономия - тоже деньги»
«Дерево доходов и расходов»
|
Через сказки продолжать развивать экономические знания и умения детей. Выявить какими экономическими и финансовыми приёмами пользуются герои многих сказок. Составить графическое отображение доходов и расходов семьи (совместно с родителями). Заинтересовать детей изобретением своих денег для игр в детском саду.
|
8.
|
Апрель
|
«Реклама-двигатель торговли»
«Обмен товаром» (бартер)
«Управляющий банка»
«Денежку наживай да честь не продавай»
|
Продолжать работу по созданию рекламы, разработать совместно с родителями рекламные баннеры. Дать детям понятие, что такое бартер (обмен товаром) через игровые действия. Выяснить, как дети понимают пословицы и поговорки по теме проекта.
|
9.
|
Май
|
«Моя копилка»
«Решение экономических задач»
«Сколько нужно человеку для счастья»
«Квест-игра «Путешествие Денежки»
|
Учить детей решать экономические задачи. Выяснить, что нужно человеку (ребенку), чтобы быть счастливым в современном обществе. Обобщить знания по всем 4 направлениям проекта посредством квест-игры.
|
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Месяц
|
Название мероприятия
|
Сентябрь
|
Анкетирование «Финансовая грамотность в детском саду».
Маршрут выходного дня «С родителями в сбербанк».
Родительское собрание «Экономическое воспитание старших дошкольников».
|
Октябрь
|
Консультация для родителей «Планируем семейный бюджет вместе с ребёнком».
Рассказ родителей о своих профессиях.
Изготовление атрибутов для игр «Магазин», «Банк».
|
Ноябрь
|
Участие в благотворительной акции «Дел добрых след», сбор книг, игрушек для многодетных и малообеспеченных семей.
Буклет «Финансовая безопасность».
|
Декабрь
|
Путешествие в музей денег (сайт сбербанка РФ).
Папка – передвижка «Как с ребенком выбрать подарок для друга».
Опрос «Как мы знаем экономические термины».
|
Январь
|
Оформление плакатов «Экономия ресурсов – экономит деньги».
Показ видеоролика «Экономика для дошколят».
|
Февраль
|
Фотовыставка «Кем работают наши родители».
Изготовление поделок к праздникам: 23 февраля и 8 марта.
|
Март
|
Составить «Дерево расходов и доходов семьи».
Аукцион поделок.
|
Апрель
|
Изготовление рекламных баннеров.
«Сказки, как средство экономического воспитания», (читаем вместе с детьми).
|
Май
|
Презентация «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Памятка для родителей «Советы по экономическому воспитанию детей»
Совместное участие в квест-игре «Путешествие Денежки»
|
Список литературы:
- «Детский экономический словарь». Сост. Г.В. Евменова, О.И. Меньшикова.- М.: Просвещение, 1997.
- Джугенхаймер Д. У., Гордон И. «Основы рекламного дела». М.: Просвещение, 1996.
- Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников». М., 2002.
- Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика». Для детей младшего и среднего школьного возраста. М.: Просвещение,- 1992 .
- Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику». С.П.б.: « ДЕТСТВО- ПРЕСС», - 2002.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
- Шатова А. Д. «Дошкольник и... экономика». М.: Просвещение, 1996.
- Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003.
|