«Где водятся волшебники?» |
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №8 «Рябинушка» города Димитровграда Ульяновской области»
Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Где водятся волшебники?»
Автор проекта: воспитатель Страшко Лариса Михайловна
Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование. Задачи: Образовательные: Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение. Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики. Развивающие: Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память. Воспитательные: Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации. Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания. Оборудование: фонограмма песни “Где водятся волшебники”, “ волшебная коробка”, “волшебные вещи”, “ волшебная палочка”, емкость с водой, бумажные цветы, бумага 10 x 10, 3 стаканчика, фигурка, кувшин, полиэтиленовые пакеты, фонарик, палочки, ёмкость с горохом и манкой, 2 тарелочки, сито, шарики “ Су - Джок”, пищевая сода, краситель, лимонная кислота, жидкость для мытья посуды, вода, магниты, тарелочки пластмассовые, бумажные, стеклянные, карандаши, сюрпризы, удочки с магнитами. Ход: Звучит музыка, дети входят в музыкальный зал (под песню «Где водятся волшебники» сл. Энтина Ю. муз. Минкова М). Воспитатель: (ИГРА на общение) коммуникация Станем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте! " друг другу. Нам здороваться не лень: Всем "Привет! " и "Добрый день! "; Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. – ДОБРОЕ УТРО! Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто умеет творить чудеса? Дети: Волшебники. Воспитатель: Как вы думаете, где живут волшебники? (примерные ответы детей) Воспитатель: Я предлагаю вам стать добрыми волшебниками и приглашаю вас в путешествие. Чего на свете не случается, Чего на свете не бывает, В пути волшебники встречаются, Любой ребенок это знает! Воспитатель: Я принесла вам волшебную коробку, в которой лежат волшебные вещи. Кто их надевает - волшебную силу приобретает. А давайте проверим, действительно ли у нас появилась волшебная сила. Сейчас мы сможем узнать у наших гостей, какое число у них получится. Воспитатель проводит фокус. “ Читаем мысли” (задание для гостей) Задумайте число до 10, умножьте на 2, отнимите задуманное число и прибавьте число 5, отнимите задуманное число. (ответ число 5) Воспитатель: Молодцы, маленькие волшебники, действительно вы обладаете волшебством. А сейчас нам пора отправиться в сказку. Если палочкой волшебной Я взмахну 4 раза В мире сказок непременно Мы окажемся все сразу Считаем: 1,2,3,4. Вот мы и в сказочном мире! Воспитатель: Мои “маленькие волшебники”, посмотрите мы попали с вами в “Сад цветов”, кто же здесь живёт, отгадайте загадку. Родилась у мамы дочка Из прекрасного цветочка. Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом. Если сказку вы читали, Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка) Воспитатель: Мои “маленькие волшебники”, Дюймовочка просит вас о помощи. Сейчас время года осень, все цветы увядают, а она хочет, чтобы цветы цвели всегда. Как помочь Дюймовочке? Посмотрите, из чего сделаны наши цветы? (из бумаги). Опыт «Цветок расцвел» Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. Что происходит? Вывод: в воде волокна бумаги разбухают – цветы «распускаются». А еще, какими свойствами обладает бумага? Давайте возьмём лист бумаги поиграем и узнаем. В руку правую возьмём И чуть-чуть её помнём. Мы чуть-чуть её помнём Левой ручке отдаём. (Берём в левую руку и мнём только левой рукой). В ручку левую возьмём И чуть-чуть её помнём. Вывод: бумага мнется.
Воспитатель: возьмите другой лист бумаги. Раз, два, три, четыре, пять Мы бумажку будем рвать! Мы бумажку будем рвать! Свои ручки развивать! Вывод: бумага не прочная, рвется. Воспитатель: а как сделать бумагу сильной? Опыт” Сильная бумага” Возьмём две опоры, в нашем случае это два стакана с водой. Располагаем сверху лист бумаги и посередине ставим какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой? Правильно, она падает между стаканами. Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на стаканы и сверху ставим фигурку. Теперь фигурка устойчиво стоит. Вывод: меняя форму бумаги, можно повлиять на её свойства. Бумага становится прочнее. Воспитатель: Мои “маленькие волшебники”, посмотрите, что это? (кувшин). А какому сказочному персонажу он может принадлежать? (ответы детей) Давайте потрём кувшин, может быть, появится Джин. (воспитатель находит в кувшине записку - загадку от Джина). Нам нужно загадку отгадать и что - то поймать. Мы его не замечаем, Опыт «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком). Возьмите палочку и проколите пакет, Поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер в природе? (холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой). Как можно создать движение воздуха? (помахать веером, подуть на ладошку). Вывод: мы можем воздух почувствовать. Давайте подуем на свои ладошки (слабо - сильно). Воздух с вами мы искали Физкультминутка Непоседа – ветер (взмахи руками над головой) Знает все на свете. Знает, как поет лягушка (приседаем и прыгаем) Ква – ква – ква Знает, как шумит ракушка (сложить ладошки лодочкой и поднести к правому, а затем к левому уху) Шу – шу – шу Знает, как кричит ворона (машем руками, как крыльями) Кар – кар – кар Знает, как мычит корова (хлопаем в ладоши) Му – му – му. Воспитатель: Мои “маленькие волшебники”, если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто просит у нас о помощи. Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, Даже акулятам Зубки полечил, Но зубную пасту взять он позабыл. Он известен, знаменит, Это доктор ...(Айболит) Мои “маленькие волшебники”, давайте поможем Айболиту и сделаем “ зубную пасту”. В бутылку положим 2 ложки пищевой соды, 2 ложки лимонной кислоты, добавим краситель, жидкое мыло и стакан воды. Что происходит: при соединнии соды и лимонной кислоты происходит химическая реакция с выделением углекислого газа (множество пузырьков). Воспитатель: Мои “маленькие волшебники”, если вы отгадаете загадку, то узнаете, чьи эти предметы ( на тарелке смесь гороха и манки, сито). Я с бала королевского Однажды убегала И туфельку хрустальную Случайно потеряла (Золушка) Золушка спешит на бал, как можно быстро перебрать крупу? (ответы детей) Воспитатель: А, чтобы у нас быстро получилось, давайте выполним пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика с шипованными мячиками “Су- Джок” У меня есть две руки, (прокатывать мячик вверх-вниз по ладоням) Есть и десять пальчиков. Десять ловких и веселых, (прокатывать мячик круговыми движениями) Быстрых чудо–мальчиков. Будут пальчики трудиться, (сжимать поочередно в кулачках мячик) Не пристало им лениться! Я крупу перебираю, Золушке помочь хочу. Я с закрытыми глазами (прокатывать мячик круговыми движениями Горох от манки отличу. закрытыми глазами) Воспитатель: У нас 2 сито, крупное и мелкое, какое нам нужно взять? Нам поможет крупное сито, мелкая крупа просеется, а горох останется. Ребята, крупа манная какая на ощупь? (мелкая) На что она похожа (на песок, соль). А горох, какой на ощупь? (круглый, твердый, крупный). Молодцы, помогли Золушке. Воспитатель: Кто же потерял золотую монету, отгадайте: Что за странный Мои “маленькие волшебники”, а как можно достать монету, не намочив рук? (ответы детей). Воспитатель и дети с помощью магнита достают монету. Вывод: магнит притягивает металл. Воспитатель: Магнит – это предмет, который имеет собственное магнитное поле. Магниты способны притягивать своим полем железо и некоторые другие металлы. А как вы думаете, может ли магнит притягивать предметы через преграду (примерные ответы детей). Как доказать? Нужно взять магнит и провести им под тарелкой, на которой лежит скрепка. Скрепка передвинулась, значит, магнит притягивает ее через стекло. Проводится тот же опыт с пластмассовой и бумажной тарелочками и делается вывод. Воспитатель: Да, ребята, магнит действительно обладает силой притяжения. Воспитатель: Буратино, был очень любопытным, однажды он сунул нос в очаг и проткнул его своим носом. А вы помните, почему? (потому, что очаг был нарисован на куске холста). А, однажды он сунул свой длинный нос в пакет с водой и очень удивился. Если мы с нальем воду в полиэтиленовый пакет и карандашом проткнем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой, как вы думаете, что произойдет? (ответы детей) Если пакет сначала наполнить водой на половину и затем проткнуть его острым предметом так, чтобы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Все дело в том, что материал из которого сделан пакет довольно эластичен, он плотно обхватывает карандаш и не дает воде вытекать. Воспитатель: Ребята, а кто пиявки добывал, Посмотрите, пруд. Дуремар выловил всех пиявок, но кое - что, там осталось. Давайте попробуем поймать волшебными магнитными удочками (дети ловят удочками предметы - сюрпризы). Воспитатель: Мои “маленькие волшебники”, вот пришло время снова вернутся в детский сад. Давайте снимем волшебные вещи и сложим аккуратно их в волшебную коробку, они нам обязательно еще пригодятся. Если палочкой волшебной Я взмахну 4 раза В детский садик непременно Дети все вернутся сразу. Считаем: 1,2,3,4. Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Опыты с какими предметами вам больше понравились? Что нового вы узнали? Воспитатель показывает коробку, а в ней волшебных вещей нет (коробка с двойным дном). Воспитатель: Ребята, а почему и куда исчезли волшебные вещи, я расскажу вам в следующий раз. Мир очень интересен, И очень увлекателен, Его кто будет познавать, Любить и наблюдать, То обязательно волшебником Хорошим может стать! |