«Мини -лаборатория Почемучки» |
МАДОУ детский сад №14 "Теремок" г. Ишимбай, Республика Башкортостан
Творческий проект
Тема: «Мини -лаборатория Почемучки» Автор проекта: воспитатель Винокурова Елена Юрьевна
Тип проекта: групповой, познавательно-исследовательский
По продолжительности: долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители, воспитатель группы.
Содержание. 1. Актуальность проблемы 2. Цель проекта 3. Задачи проекта. 4. Принципы. 5. Этапы реализации проекта. 6. Предполагаемые результаты. 7. Ресурсы для реализации проекта 8. Перспективное планирование . 9. Работа с родителями. 10. Список литературы.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
Актуальность проекта: В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции (метод научного исследования, состоящий в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть; научное прогнозирование событий.). Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Проанализировав уровень исследовательской активности старших дошкольников, разработала проект « Мини-лаборатория Почемучки». Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нем учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. В своей работе руководствуюсь программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, парциальной программой «Юный эколог» С.Н.Николаевой.
Цель проекта : Практическое внедрение детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности. Задачи проекта: 1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; 2. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством; 3. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира); 4. Развивать наблюдательность; 5. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности; Принципы: Принцип научности: Этапы реализации проекта: 1 этап: Подготовительный -Мотивация детей. -Определение цели и задач проекта. -Анализ имеющихся условий в группе, детском саду. -Разработка комплексно - тематического плана работы. -Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. -Создание условий для самостоятельной деятельности детей: -создание центра экспериментально-поисковой деятельности; -Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе; 2 этап: Основной -Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности -Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту. -Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей. 3 этап: Заключительный -Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей. Проведение КВН «Мы - экспериментаторы» Предполагаемые результаты: 1. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. 2. Четкое выполнение поставленной задачи 3. Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире. 4. У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. 5. Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой и деятельности своих детей. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм. 6. Повышение уровня мотивации к занятиям, познавательно – экспериментальной и коммуникативной деятельности . "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где ,и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Ресурсы необходимые для выполнения проекта: - подбор методической и художественной литературы . - подбор наглядного материала (иллюстрации фотографии, плакаты,альбомы) - дидактические, словесные, настольные игры; -подбор игрового оборудования ; Перспективное планирование через реализуемые познавательные области Мониторинг
Мониторинг реализации проекта Диагностический инструментарий Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам и родителям: Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов 1. Вопросы для выявления знаний детей о воде: Что ты знаешь о воде? Какую форму, запах, цвет имеет вода? Для чего нужна вода в жизни животных и растений? Где используется вода человеком? 2. Серия вопросов о снеге: Что ты знаешь о снеге? Какую форму, запах, цвет имеет снег? Откуда появляется снег, почему? Какое значение имеет снег для жизни растений, животных? Для чего нужен снег человеку? Чем отличается вода от снега? Что быстрее тает лед или снег? Чем отличается вода ото льда, вода от снега? Что общего у снега и льда? Воды и льда? 3. Серия вопросов о льде: Что такое лед? Для чего нужен лед? Какую форму, запах, цвет имеет лед? Что быстрее тает лед или снег? Что общего у снега и льда? Воды и льда? 4. Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды: Что такое пар? Что ты знаешь о паре? Имеет ли пар запах, форму, цвет? 5. Вторая группа вопросов на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры: Что происходит с водой на морозе? Почему? Снег может во что-нибудь превращаться? От чего это зависит? Что происходит со льдом в комнате? Почему? Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть? Во что превращается вода при кипении? 6. Цель: выяснить знания детей о свойствах глины. Из чего состоит глина? В каких местах можно обнаружить глину? Можно ли глину назвать «сыпучей» Почему? Что легче высыпать глину или песок? Чем глина похожа на пластилин? Могут ли кусочки глины двигаться быстро и легко? Можно ли глину назвать «рыхлой? Почему? Как глина впитывает воду? Что можно сделать из мокрой глины? Какие станут глиняные предметы после высыхания? 7. Цель: Выяснить у детей знания о свойствах магнита. Какие предметы притягивают к себе магнит? Каким свойством обладает магнит? Почему магниты притягиваются друг к другу? Когда магниты отталкиваются друг от друга? 8. Цель: Выяснить знания детей о свойствах песка. Из чего состоит песок? В каких местах можно обнаружить песок? Почему говорят, что песок сыпучий? Что легче высыпать песок или глину? Как выглядят песчинки? Чем песчинки похожи, а чем отличаются? Что происходит с песчинками, когда дует ветер? Почему песок рыхлый? В какой песок палочка легче входит в сухой или мокрый? Что можно сделать из влажного песка? 9. Вопросы для детей после проведения опытов с землей. Есть ли в почве воздух? Как доказать? Где больше воздуха в рыхлом или влажном комочке земли? Объясните. В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему? Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется. На газонах можно увидеть табличку, призывающую не ходить по ним, но люди часто не соблюдают эти призывы. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах? Какую почву для дома выбирает червячок (вблизи или вдали жилья человека) Почему? Объясни. Таблица №1 Усвоил полностью (+). Ребенок правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию. Усвоил частично (+-). Ребенок называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры, того, как люди используют объекты неживой природы. Не усвоил(-). Ребенок не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются. Изучение познавательных интересов.
|