«Республика Башкортостан-мой край родной» |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка-детский сад №14» г. Благовещенск, Республика Башкортостан Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы Тема: «Республика Башкортостан-мой край родной»
Автор проекта: воспитатель Халиуллина Лейсан Ахтямовна
Цель: Расширить знания детей о Республике Башкортостан. Задачи: 1. Расширять представления детей о родном крае, о народах разных национальностей, живущих в Башкортостане. 2. Продолжать развивать связную речь детей. 3. Развивать память, зрительное и слуховое внимание. 4. Воспитывать любовь к родному краю. Чувство гордости за свою республику, воспитывать любовь к родным местам. Предварительная работа: беседа с детьми о жизни людей в Башкортостане, рассматривание альбома «Чем богата Башкирия», разучивание стихотворений о Башкортостане. Материалы и оборудования: презентация к занятию, картинки на котором изображено соцветие курая, флаг Башкортостана, музыка гимн Башкортостана, музыкальный инструмент курай, аудиозапись курая.
Ход проведения.
1.Психогимнастика. Воспитатель начинает ООД с приветствия в кругу: Здравствуй,солнце золотое! Давайте мы вместе поприветствуем гостей! (Здр-те!) -Ребята, я предлагаю вам сесть в круг, закрыть глаза и немного пофантазировать: Ребята, закройте глаза и представьте, ярко светит солнце, дует лёгкий ветерок, мы вдыхаем чистый и свежий воздух родного края, нам хорошо и приятно находиться в окружении родной природы (нежная музыка). (потому что мы здесь родились, здесь живут наши родители, наши бабушки и дедушки, мы здесь научились разговаривать, научились ходить, нашли себе друзей). -Представили, как сказочно красива природа родных мест! А почему нам всегда кажется, что родные края красивее, родные реки хрустальнее, а родные травы душистее? (ответы детей) -Правильно, ребята, Родина - это то место, где человек родился, где живет, создает семью. У каждого человека есть своя Родина. Как называется наша Родина? -Верно, мы живем с вами в Республике Башкортостан, городе Благовещенск. -Послушайте отрывок из стихотворения Мустая Карима, «О березовом листе» -Подумайте, с чем сравнивает автор свою Родину: (Б. Полина) М. Карим «О березовом листе». Взгляни на глобус. Вот он шар земной На нем Башкирия с березовый листок величиной. Всего лишь на всего Не больше обыкновенного листа, Береза же – великая Россия - Так зелена, так высока! -С чем сравнивает автор свою малую Родину? (показываю границы Башкортостана) -Разглядывая на карте РБ, писатели сравнивали Разглядывая на карте Республику Башкортостан, писатели сравнивали ее форму с сердцем или ладонью, сложенной для рукопожатия. Народному поэту Башкортостана Мустаю Кариму очертания родной республики напомнили очертания березового листа. -А вы чем бы сравнили нашу республику? Как по-вашему на что она похожа? Сегодня мы вспомним все что знаем о нашей предлагаю поговорить о нашей малой Родине и продолжим знакомиться о нашей республике. Подробнее познакомимся, чем же она хороша и необычна наша республика, поможет нам узнать волшебный цветок, ой что случилось, соцветия волшебного цветка упали, как же нам быть? -Собрать волшебный цветок поможет нам ваши знания, оказывается под каждым соцветием спрятаны задания, а вам нужно выполнить задания правильно и тогда мы сможем собрать волшебный цветок. Попробуем! Первое задание называется «Города». -Ребята, а какой город является столицей нашей республики? (Уфа). -Правильно. А какие еще города есть у нас в Башкортостане? Давайте назовем другие города нашей республики. (Стерлитамак, Сибай, Бирск, Салават и т.д.) -А я вам хотела бы рассказать историю (легенду) появления названия города Уфы (рассказ воспитателя) -Понравилась вам легенда. Поставим первое соцветие, продолжим дальше. -Что же нас ждет под следующим лепестком? Посмотрим. (изображение людей в национальных костюмах) (папка раскладушка изображением людей в национальных костюмах) -Скажите, пожалуйста, люди каких национальностей проживают на территории нашего края? (Башкиры, татары, марийцы, русские, немцы и т.д.) Правильно, люди разных национальностей дружно живут в нашей республике. -И с этим заданием мы справились. -А теперь, нам с вами нужно немного отдохнуть. Башкирская национальная игра «Юрта» Но -Открываем следующий лепесток. Нужно назвать национальные башкирские инструменты. (Курай, кубыз, добра) -Поговорим о курае. Существует легенда о том, как появился этот инструмент. «Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочку, подул – и снова услышал те же приятные звуки». -А теперь я вам предлагаю прослушать мелодию курая. -Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, поля, реки, леса. Слайд: природа Башкортостана/. Справились и с этим заданием. -Открываем следующий лепесток. Вы наверно знаете какие деревья и кустарники растут в наших лесах. Вам нужно взять листья и ветки деревьев и кустарников и сказать название.(по одному подходят и называют названия деревьев и кустарников) Нас ждет следующий лепесток. Слушаем задание. Назовите башкирские национальные блюда? (Очпочмак, баурсак, зур бэлеш, айран, кумыс и т.д.) – наш край славится целебным напитком - кумысом. (башкирские блюда из соленого теста) -Как вы думаете, какое оно на вкус, кто попробовал? (ответы детей) Да, это кислое кобылье молоко. (молоко лошади) -Как вы думаете, чем еще славится наш край, все, наверное пробовали этот удивительно полезный продукт, сладкий на вкус, что это? (ответы детей) Конечно же башкирский мед – это один из самых вкуснейших и целебных продуктов мира. Особенно полезен башкирский липовый мед, потому что именно в башкортостанеочень много липовых деревьев. Я вам предлагаю попробовать и понюхать, ощутить аромат башкирского меда. (дети пробуют мед и делятся впечатлениями) -У нас есть еще последний лепесток. Если мы поставим этот соцветие у нас что получится. -Да, конечно же курай. А как вы думаете почему же этот цветок является волшебным? -Курай является эмблемой, визитной карточкой нашей республики. Поэтому он отражается в государственных символах нашей республики. -Что является государственными символами РБ? (герб, флаг, гимн) Кто изоброжен на фоне восходящего солнца на гербе? (Салават Юлаев). Верно. Кем он является для башкирского народа? (Это национальный герой, поэт, воин, джигит). По краю герба расположен башкирский нац.узор. (Под гербом- флаг нашей республики. Он трехцветный: синий, белый, зеленый.) Что обозначают цвета? (Синий – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – вера в жизнь.) Что еще мы называем гос.символикой? (Гимн.) Когда звучит эта торжественная музыка? (На торжественных мероприятиях, праздниках. Гимн слушают молча и стоя.) Итог.Рефлексия. Наше путешествие по РБ подошло к концу. О чем мы с вами сегодня говорили? (О нашей республике, национальностях, музыкальных инструментах и т.д.) -С какой легендой какого города вы познакомились? – Молодцы! Вы много знаете про нашу республику и многое вам еще предстоит узнать. -Ребята, завершить наше путешествие я предлагаю следующим оброзом я подхожу к любому из вас и, пожимая руку, говорю, «Спасибо за путешествие», затем, не расцепляя рук, мы вдвоем подходим к следующим участникам и повторяем действия. В итоге мы станем в один большой круг. Давайте скажем вместе друг другу: «Спасибо за приятное путешествие» И на память о сегодняшнем путешествии хочу подарить вам каждому из вас медали знатоков родного края. |