«Волшебная соль» •PDF• •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_0071430.png

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

п. Усть-Ордынский, Иркутская область

 

 

Конспект образовательной деятельности

с применением технологии Л.Г.Петерсон «Ситуация»


Тема: «Волшебная соль»

подготовительной группе

(ОО «Познавательное развитие»)


Автор проекта: воспитатель Бадлуева Юлия Анатольевна

 

2020 г.

 

 

Возрастная группа: дети 6-7 лет.

Цель: расширение представлений детей о соли и её свойствах.

Задачи:

Обучающие: формировать у детей представление о свойствах соли (растворимость в воде);  закрепить умение самостоятельно осуществлять практические действия.

Развивающие: развивать у детей умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, умение соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие»  (открытие свойств соли в процессе экспериментирования), ОО «Речевое развитие» (восприятие наглядно-иллюстративного материала, развитие свободного общения с взрослыми и детьми), ОО «Физическое развитие» (физминутка), ОО «Социально-коммуникативное развитие» (взаимодействие со взрослым и сверстниками в процессе экспериментальной деятельности).

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.

Материал и оборудование: контейнеры с солью, увеличительные стекла, ложечки, одноразовые стаканчики; тазик с водой, мешочек с солью, мешочек с поролоном.

Предварительная работа: просмотр презентаций о соли, беседа о добыче соли, чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка», загадывание загадок.

Предполагаемый результат: у детей сформированы первичные представления о соли и ее свойствах; ребенок испытывает потребность в общении с взрослыми и сверстниками в процессе экспериментальной деятельности, охотно вступает в беседу, делится впечатлениями, наблюдениями, проявляет эмоциональную активность и сопереживания; ребенок проявляет исследовательскую активность в процессе приобретения собственного познавательного опыта, умеет сравнивать, обобщать и делать выводы; самостоятельно выполняет задания.

 

Ход образовательной деятельности:


1.Введение в ситуацию

Дидактические задачи: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность; сформировать и зафиксировать «детскую цель» - рассказать о свойствах соли Никите Кожемяке.

Воспитатель собирает детей вокруг себя и показывает письмо. На конверте фотография Никиты Кожемяки.

-От кого это письмо, ребята, как вы думаете?

-Вы правы, от Никиты Кожемяки.

-О чём он может нам написать?

-Давайте почитаем: «Ребята,  вчера я решил  привезти соль для выделывания сыромятных шкур. Я погрузил на корабль несколько мешков и отправился домой  в Киев. Но вдруг небо почернело, на море разыгралась буря и мешки волной были выброшены в море. Долго я боролся со стихией, и когда все же мне удалось спасти 2 мешка, они оказались пустыми…Куда делась соль? Это осталось для меня неразгаданной тайной. Помогите мне разгадать эту тайну»

- Вы хотите помочь Никите Кожемяке? (Хотим.)

- А сможете? (Сможем.)

- А что для этого нужно сделать? (Нужно ему рассказать о свойствах соли) 2.Актуализация  знаний.

Дидактические задачи: актуализировать знания у детей о соли, о ее значении.

-Воспитатель:

- Скажите, какого цвета соль? (Соль белого цвета).

- Имеет ли соль запах? (Соль не имеет запаха).

- Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Соль сыпучее вещество).

- А кто из вас знает, где и как добывают соль? (Соль добывают в соляных шахтах)

Дидактическая игра «Солёный - несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

Дидактическая игра «Для чего нужна соль?»

Воспитатель:

- Соль необходима человеку. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Я предлагаю поиграть в игру «Для чего нужна соль?». Мешочек с солью передаем соседу и говорим:

1) консервировать овощи;

2) посолить суп;

3) посыпать дорожки зимой (весной), когда скользко;

4) посолить салат;

5) засолить грибы;

6) делать компрессы;

7) полоскать горло.

3.Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: формировать у детей опыт фиксации затруднения в деятельности, в речи ,выявления его причины.

- Ребята, а вы смогли бы объяснить Никите Кожемяке, куда делась соль? (Возникает затруднение).

-А почему не смогли? (Потому что не знаем свойства соли)

-Как можно узнать? Что будем делать? (Проведём опыты, узнаем что-нибудь новое и интересное о соли).

4. Открытие нового знания

Дидактические задачи: формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.

-Ребята, как же нам по-больше узнать информации о соли? Откуда мы можем о ней узнать? (из энциклопедии, интернета, спросить у взрослых).

-Хотите попробовать сами догадаться?

На столах у детей необходимые материалы для опытов. Проговорить с детьми технику безопасности при проведении опытов.

Опыт №1

- Возьмите пипетки и капните на соль воду. Что произошло?(Соль впитала воду)

- А как вы думаете, почему соль впитала воду? (Соли много, воды мало)

- Возьмите стакан с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (Соль растворилась)

- Изменился ли цвет воды? (Нет.)

- А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (Вкус у воды стал соленый)

- А теперь давайте сделаем вывод, что мы узнали о соли?

Вывод: Соль впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды.

Опыт №2

- А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.

Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешок с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только один мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

- Давайте подержим мешочек с солью в одной руке, а в другой мешочек с поролоном. Что легче? (поролон)

- Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело)

- Сейчас опустите мешочки в воду. Что происходит с солью? (она растворяется)

- А с поролоном?

- А теперь давайте проверим, что тяжелее, мешочек или поролон? (Поролон)

- Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть. Почему? (Соль в мешках растворилась)

- Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду)

- Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (Соленую)

Вывод: Соль тяжелее, чем поролон, в воде быстро растворяется, а поролон впитывает воду и становится тяжелее.

Физминутка

Очень опыты мы любим! Шеей влево, вправо крутим.

Соль полезна для еды - если правда, топай ты!

Солью промываем рот- делай вправо поворот!

Также нос, и снова рот- влево делай поворот!

Медицина здесь уместна. Мы попрыгаем на месте!

Чтобы сильными нам стать. А затем весь мир обнять!

5. Включение нового знания в систему знаний детей.

Дидактические задачи: использовать новые знания совместно с освоенными ранее знаниями, с проговариванием вслух нового знания; использовать новые знания в совместной деятельности в группе.

-Ребята, теперь вы сможете рассказать Никите Кожемяке? А вы смогли бы объяснить Никите Кожемяке, куда делась соль с его корабля во время бури?

- А куда же она делась (Растворилась в воде)

- Как нам передать эту информацию Никите Кожемяке? (Написать письмо, нарисовать рисунки, позвонить по телефону)

Игра « Интервью»

Дидактические задачи: закрепить знания детей о свойствах соли, развивать умение отвечать на поставленные вопросы.

- Я буду, как репортёр, задавать вам вопросы и снимать видеокамерой ваши ответы.

-Здравствуйте Никита Кожемяка, ребята хотят рассказать тебе о свойствах соли.

-Ребята, скажите, какого цвета соль? (Соль белого цвета);

-Имеет ли соль запах? (Соль не имеет запаха)

-Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее?  (сыпучее)

-Что произойдет, если в ложку соли добавить каплю воды? (соль впитает воду)

-Почему?

-Что произойдет, если в стакан с водой добавить ложечку соли? (Соль растворится в воде)

-Почему?(потому что соль имеет свойство растворяться в воде).

Видеокамера выключается.

-Как вы думаете, вы помогли Никите Кожемяке? (Да)

-Наш сюжет я отправлю ему по электронной почте. А вы пока присядьте на стульчики.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: создать ситуацию успеха; организовать фиксирование детьми достижение «детской» цели – рассказать Никите Кожемяке о соли; проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть цели.

- Ребята, где вы были, кому помогли?

- Почему вы смогли помочь Никите Кожемяке? (Потому что мы узнали, что соль в воде растворяется, поэтому соль в мешках у Никиты растворилась в морской воде)

- Откуда вы об этом узнали? (мы провели опыты)

- Где ещё вам пригодятся знания о свойствах соли? (Ответы детей).