«Сюжетно-ролевая игра Кафе» |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Аленький цветочек» г. Лермонтов, Ставропольский край
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА игровой деятельности в старшей группе
«Сюжетно-ролевая игра Кафе»
Автор проекта: воспитатель Ефименко Ольга Ивановна
г. Лермонтов 2020 г.
Н.К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. С каждым годом повышается роль общественного дошкольного воспитания. В настоящее время оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши дети к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития. Игра занимает важное место в жизни дошкольника, являясь основным видом его самостоятельной деятельности. Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для развития личности ребёнка, принимая на себя различные роли, ребёнок проникается их чувствами, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. В совместной игре со сверстниками дошкольник приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими детьми. Сюжетно-ролевая игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. В игре ребёнок испытывает внутреннее ощущение свободы, действий и отношений с товарищами. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребёнка она все более усложняется по своему тематическому содержанию, так как усложняющиеся способы построения сюжетной игры требуют от детей все более сложных игровых умений. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующих социальный опыт. Воспитатели широко используют в практике игры с правилами – подвижные и дидактические, сюжетно - дидактические которые помогают детям лучше усваивать знания, закреплять навыки, полученные на занятиях. В последнее время в дошкольных учреждениях воспитатели стали чаще обращаться к народным играм, которые способствуют развитию ловкости, силы, трудовых навыков, учат мыслить, несут большой воспитательный заряд. Важное место в жизни детей занимают театрализованные игры. Но не только силой и искренностью переживаний ценны такие игры: в них много изобретательности, выдумки, фантазии, творчества. Учитывая это, воспитатели создают все необходимые условия для проявления и развития у детей художественных способностей.
Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников. Окружающий мир создал детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как детские формы и познания, и труда, и общения и искусства, и спорта. Отсюда и название игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные и т.д. Основным мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Формирование познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх. Сюжеты игр обогащаются с расширением знаний детей о жизни: вначале в них отражаются окружающий быт, производственные темы. Дети обращаются также к сюжетам литературных произведений, кинофильмов, теле- и радиопередач и т.д. обстановку для сюжетных игр дети создают при помощи игрушек, игровых строительных и природных материалов.
Детские игры находятся в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя и передают детям свой нравственный опыт, приобщая их к жизни взрослых людей. Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать тему игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представлять изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуются помощь воспитателя. Обсуждения содержания игры, хода действий, распределение ролей - первый этап игры (предварительное осуждение).Так, как дети хотят играть в « путешествия». Воспитатель спрашивает: «Куда полетит ваш « корабль?» Дети начинают спорить: один говорит - на Луну, другие - на Венеру. Сережа предлагает – к созвездию «Большая медведица». Дети соглашаются с ним. Своевременно поставленный вопрос дает возможность определить тему игры. В старших группах не может быть единого способа распределения ролей. Он зависит, прежде всего, от содержания игры, от состава играющих детей. Это может быть и коллективное обсуждение с участием воспитателя, и избрание организатора (с общего согласия детей), который назначает, кем будет каждый участник. В ходе развития сюжета воспитатель может дать совет, направленный на развитие игры: - «бабушке» - посоветовать пойти с «внучкой» в парк - «водителям» напомнить, что можно перевозить грузы, а не только людей. Такие советы обогащают содержание игры. Воспитатель также может быть участником игры, умело направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением. Творческие игры обычно возникают в связи с развитием образовательно-воспитательной темы. В их основе систематизации образовательного материала лежит тематическое планирование. Игры с познавательным содержанием, увеличивают интересы дошкольников к играм общественного плана, таким как : «колхоз», «завод», «поликлиника», «железная дорога», «строительство». Содержательнее становятся игры в «Семью», «Школу», ГИБДД», Ателье», «Дом Мод» и другие, в которые играют дети старшей группы, но сюжеты их значительно усложняются. Предлагаю план работы по теме «Кафе» для старших дошкольников, реализация которого является перед посылкой для развития и углубления этой типичной игры детей дошкольного возраста.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Кафе» Задачи: Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающем мире. Расширять представления детей о кулинарных профессиях; закрепить профессию повара, официанта, бармена, познакомить с профессией повара-кондитера, пиццмейкера, спецификой их труда; развивать желание трудиться вместе со взрослым; познакомить детей с процессом приготовления пиццы, умение украшать бисквитные пирожные. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.
Интеграция областей: «Речевое»: Закрепить название различных профессий. Совершенствовать словарь новыми словами (кондитер, пицца, пиццмейкер, администратор, ассортимент, бармен). Развивать диалогическую речь. «Социально-коммуникативное»: Создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, приобщение детей к сотрудничеству с другими людьми, планировании совместной работы, устанавливать новые контакты. «Познавательное»: Познакомить с профессиями повара-кондитера, пиццмейкера, спецификой их труда. «Физическое»: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности. Формировать у детей знание о здоровой пище, о ее значении для человек «Художестенно-эстетическое»: Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду людей разных профессий и его результатам. Побуждать детей к самостоятельному приготовлению разнообразных блюд. Воспитывать желание принимать участие в коллективном труде. Развивать эстетический и художественный вкус при оформлении блюд. Оборудование и материалы: Оформление помещений кафе, кухни, кондитерский цех, рабочее место бармена, кабинет администратора, набор для изготовления кондитерских изделий, сок в стаканчиках, блокноты, музыкальное оформление, ложки, тарелки, чашки, фрукты, овощи, соленое тесто для лепки кондитерских изделий, мясорубка , блендер, миксер.
Методы и приемы: Наглядные методы и приемы (игровой, рассматривание картинок); словесные методы и приемы (использование художественного слова, рассказ воспитателя, беседа, указания и пояснения в воспитательном процессе ООД, подведение итога оценка активности детей).
Ход деятельности: 1. Вводная часть. Организационный момент. Релаксационное упражнение «Давайте порадуемся» Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх) А также порадуемся улыбчивым лицам, (улыбаются друг другу) Всем тем, кто живет на нашей планете, (разводят руками в стороны) «Доброе утро! » - скажем гостям и детям. (обнимают друг друга) 2. Введение в тему. Постановка вопроса для обсуждения. Воспитатель обращает внимание присутствующих гостей: - Ребята, к нам сегодня пришло много гостей. - К вам домой приходят гости? - Как вы их встречаете? - А вы сами ходите в гости? - Умеете ли вы вести себя в гостях? - В каких случаях ходим в гости? Если к вам пришло много гостей, то их можно пригласить в кафе. Я предлагаю, раз у нас сегодня гости, мы откроем свое кафе и пригласим их туда. Но прежде, мы вспомним, люди каких профессий работают в кафе? Давайте скажем, что же это такое профессия? (профессия - труд, которому человек посвящает всю свою жизнь) - Люди каких профессий работают в кафе? (администратор, повар, кондитер, официанты, бармены…). - А я еще знаю такую профессию как пиццмейкер. - Кто-нибудь слышал из вас о ней? (Пиццмецкер – специалист по приготовлению пиццы). - Где нужны люди такой профессии? в пиццерии). Рассказ воспитателя: Появилась эта профессия в Италии, как и сама пицца. Пицца - итальянское блюдо на столько популярна у итальянцев, что ей посвящен специальный праздник, проходящий в Италии каждый год. Сейчас мы рассмотрим картинки и узнаем, из чего готовят пиццу. А теперь давайте проведем экскурсию для гостей по нашему кафе.
Экскурсия по кафе:
- Посмотрите, сколько здесь предметов! - Что это? мясорубка) - Что делают с помощью мясорубки? - А это, что? ( терка, кастрюля, плита…) - Люди какой профессии используют эти предметы? (Повара) (Обратите внимание - у повара есть специальная одежда – это фартук, колпак или косынка. Одевает он это для того, чтобы не испачкать свою одежду и чтобы ворсинки, волосы не попали в еду. Такую одежду одевают не только повара, но и кондитеры, продавцы, официанты). - Какой должен быть повар? (аккуратный, здоровый, быстрый…)
Физминутка « Поварята»
- Что вам известно о работе кондитера? - Какие кондитерские изделия вы знаете? - Какие инструменты использует кондитер? - назовите свои самые любимые кондитерские изделия?
3. Барный стол. Здесь большой ассортимент коктейлей. Кто их готовит? (Бармен) - Что вам известно о работе бармена? - Чем отличается кондитер от бармена?
4. Кабинет администратора. - Какую работу выполняет администратор? (Следит за порядком в зале, делает заказы продуктов). 5. Зал кафе. - Кто работает в зале кафе? (официанты) - Какую работу выполняют официанты? (Знакомит посетителей с меню, принимает заказы и выполняет их). - ребята, а кто хотел бы из вас работать в кафе и кем?
Вот мы познакомились с помещением кафе, давайте распределим роли и желающих гостей пригласим в кафе. (Повара готовят салаты, готовят суп, кашу, картофель «фри»; кондитеры из соленого теста вырезают формочками печенье, делают пирожные; бармены размешивают коктейли; официанты включают спокойную музыку, готовят блокноты с ручками; администратор обзванивает клиентов). Прием гостей.
Заключение. Мы очень интересно поиграли. Вы замечательно справились ролями. Давайте сегодня закроем наше кафе, а завтра, если появится желание, будем продолжать игру. Таким образом, развитие характерных игр на основе начальных интересов к окружающему является основой формирования больших играющих коллективов. В заключение напомним замечательные слова А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека, как деятеля и работника, может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
Используемая литература 1. Агаева Е. Л, Брофман В. В, Булочева А. И, и др.; Под ред. Дьяченко О. М. Агаевой. Чего на свете не бывает? – М: Просвещение 1991.- 64 с. 2. Бойченко Н. А, Григоренко Г. И, Коваленко Е. И, Щербакова Е.И. Сюжетно – ролевые игры дошкольников. – К.: Рад. школа, 1982. – 112 с. 3. Михоленко Н.Я, Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд, испр. – М: Издательство « Гном и Д», 2001. – 96 с. 4. Тверитина Е.Н, Барсукова Л. С; Под ред. Васильевой. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях – М.: Просвещение, 1986 – 112с. |