«Социализация личности дошкольника в условиях ДОУ» |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Аленький цветочек» г. Лермонтов, Ставропольский край
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Социализация личности дошкольника в условиях ДОУ» Автор проекта: воспитатель Решетиленко Оксана Юрьевна
г. Лермонтов 2020 г. Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Само слово «общество» произошло от латинского «societas», означающего «товарищ», «друг», «приятель». Уже с первых дней жизни ребёнок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. С самого раннего возраста ребёнок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима (позы). Ещё не владея разговорной речью, ребёнок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми. Ещё сложнее не просто понять другого человека, представить себе его переживания, но и эмоционально откликнуться на них. Тем более это сложно для маленького ребёнка. Постепенно, на основе опыта общения, у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность учитывать чувства и желания других людей, причины их поступков, а ведь это только в том случае между людьми могут устанавливаться особые отношения, выражающиеся во взаимной симпатии, дружбе, любви. Характер общения во многом зависит от социальной позиции человека, его социальной роли. Даже в дошкольном детстве у ребёнка уже много ролей: он – сын или дочь, воспитанник детского сада, или чей-то друг. Недаром маленький ребёнок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями ведет себя не так, как с незнакомыми взрослыми. Однако значительно важнее не столько сама роль, сколько ее носитель – человек. Помимо чисто внешних особенностей каждый человек наделён собственной внутренней жизнью, внутренним миром. Личность – это отдельное человеческое «Я», живущее в рамках общества своей особой жизнью. Осознание самого себя приходит к человеку через отношение к нему других людей. Недаром дети называют сначала себя так, как это делают другие (не местоимением «Я», а по имени). То есть осознание себя происходит позднее, чем осознание других. Выделение собственного «Я», становление самосознания у ребёнка фактически начинается с реакции на других людей, их улыбку, жесты. Только человек обладает уникальной способностью соблюдать дистанцию в отношениях с окружающими, оценивать собственные поступки, руководствоваться в своем поведении нравственными ценностями социальной и общественной жизни. Нравственность – это личная форма этического самосознания, область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждений творить Добро, следовать идеалам Истины, Добра, Красоты. Маленькие дети не обладают развитым пониманием добра и зла. Для них оценка поступка определяется его последствиями: одобрением или наказанием. Они могут следовать только чётко установленным правилам, чаще всего не понимая их сути. Возникновение первичных этических представлений является результатом усвоения образцов поведения, подкрепленным и положительной оценкой со стороны взрослых. Большое значение для усвоения этических норм в этом возрасте имеет игра. В игре дети берут на себя роли взрослых и, подчиняясь правилам ролевой игры, постепенно усваивают типичные формы их поведения и нормы взаимоотношений. Так у детей формируются представления о том, что хорошо и что плохо, что можно делать, а чего нельзя, как следует вести себя с другими людьми и как оценивать собственные поступки. Уже в дошкольном возрасте каждый ребёнок – это индивидуальность со своими чувствами, переживаниями. Именно поэтому общепринятые нормы и правила воспринимаются и усваиваются детьми по – разному. Область чувств и переживаний человека не терпит грубых внешних воздействий. Особенно это относится к детям. Отличительной особенностью их внутреннего мира является эмоциональная подвижность: за короткое время у ребёнка можно наблюдать неоднократную смену чувств . Если ребёнок в детстве чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастает беспомощность, страх, скованность, ощущение не признанности другими.(заниженная самооценка) Представление ребёнка о себе так же может быть нереалистичным, приукрашенным. (завышенная самооценка). У ребенка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми. Поэтому ребёнка необходимо учить социально – адекватным формам само проявления и самовыражения. Проявление заботы, внимания, помощь другому связаны с развитием мотивационного компонента социальной компетентности. Доброта, чуткость, справедливость, благородство, отзывчивость, откровенность формируются через надлежащие мотивы поведения и организацию направленных на их закрепление поступков, так как каждый мотив ребёнка, если он приобретает устойчивость, в будущем может стать чертой его характера. Выбор адекватных ситуаций способов общения, этически ценных образцов поведения связан с развитием у детей социальных навыков. Их формирование зависит от глубины осознания ребёнком взаимозависимости людей и их необходимости друг в друге; от умения выражать понятным и социально приемлемым способом свои желания, мнения, чувства; от понимания возможности их несовпадения с желаниями, мнениями, чувствами других. Очень важно постепенно научить детей понимать, из-за чего возникают конфликты и «вскрывать» их причины. Но, конечно, значительно важнее профилактика конфликтов. Это способствует развитию у детей социальной восприимчивости, в том числе - с помощью создания проблемных ситуаций, организации ролевых игр, в которых дети смогут принимать на себя разные социальные роли. Также очень важна организация условий и ситуаций, помогающих детям понять потребность друг в друге, значение взаимопомощи, дружбе. При этом взрослые должны всецело поддерживать и одобрять социально восприимчивое поведение детей. Таким образом, социальное развитие ребёнка – очень сложный и многоплановый процесс.
Перспективный план работы с детьми Цель: научить детей обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим; быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих; владеть навыками социального поведения и общения с другими людьми.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Уроки добра» Задачи: • Создать условия для становления устойчивой мотивации, развития произвольности, чувства товарищества и взаимовыручки. • Совершенствовать умение играть в коллективе, действовать сообща, принимать на себя различные роли, согласно правилам игры и правилам поведения на круге. • Воспитывать социально-одобряемые стереотипы поведения. Предварительная работа: рассматривать иллюстрацию на тему «Добрые дела», чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, пословиц и поговорок, рисование на тему «Сколько много добрых дел совершить могу за день».
Ход: Воспитатель: - Добрый день, ребята! Я очень рада видеть Вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Наше занятие давайте тоже начнём с улыбки друг другу, подарим частичку своего хорошего настроения. Давайте встанем все вместе в круг и скажем: Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх) Здравствуй, небо голубое! (Руки в стороны) Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки) Очень рад вас видеть я! (Раскачивают руками) Воспитатель: Мы поздоровались, а значит, пожелали здоровья, проявили доброжелательность, уважение, вежливость к себе и своим гостям. Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами поиграем в интересную игру «Что, где, когда». Вот задания и волшебный барабан. Вы будете крутить барабан и отвечать на вопросы. Воспитатель: И так начнем. Задание № 1. Ребята, о доброте в народе сложено много пословиц и поговорок. Я знаю: «Доброе слово, что ясный день». Как вы понимаете эту пословицу? (Скажешь что-то или сделаешь доброе и хорошее, становится всем очень хорошо, как в ясный, солнечный день). А какие пословицы знаете вы?
Задание № 2. Вспомните и назовите добрых героев из сказок. - Часто добрые дела им помогали делать волшебные предметы - волшебные палочки, волшебные шкатулки, шапки – невидимки, цветики– семицветики. - Представьте себе, что вы стали обладателем такого волшебного предмета. Например, волшебной палочки. Вот если бы у меня была волшебная палочка…. Кто желает сделать доброе дело с помощью волшебной палочки? (ответы детей) Задание № 3 Ребята, перед вами «Черный ящик». В нем много разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью тоже можно совершить волшебство - совершить добрый поступок прямо здесь, на нашем занятии. Скажите, какой? Дети размышляют и выполняют сказанные действия сами. Ответы детей: (Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку). Задание № 4 Предлагаю вам игру «Я начну, а вы закончите». Слова коротенькие эти Повсюду слышатся с утра. Они живут на белом свете, Запомнить их давно пора. За день мы устали очень, Скажем всем (Спокойной ночи)
Вылез крот на белый свет И сказал ежу … (привет).
Растает даже ледяная глыба От слова теплого … (спасибо)
Зазеленеет старый пень Когда услышит: … (добрый день)
Когда нас бранят за шалости, Говорим: … (простите, пожалуйста)
Если встретился знакомый, Хоть на улице, хоть дома – Не стесняйся, не лукавствуй, А скажи погромче … (здравствуй).
Если словом или делом Вам помог кто-либо, Не стесняйтесь громко, смело Говорить: (спасибо)
Если девочка больна, Хрипло кашляет она И опять чихает снова, Скажем ей мы (будь здорова)
И во Франции, и в Дании На прощание говорят … (до свидания) -Молодцы! Много знаете добрых слов. Но не забывайте - все вежливые слова хороши, когда человек говорит их искренне и от души желает другому человеку добра, здоровья. Задание № 5 Перед вами смайлики. Вам нужно нарисовать на смайлике своё настроение после нашей игры Задание № 6 И в итоге нашей игры я вам предлагаю посмотреть интересный мультфильм
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Ласковые слова» Цель: Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств. Материал: надувной шар в форме сердца, ширма, кукла. Ход: Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Дети: Здравствуйте. Воспитатель: Ребята скажите, какими ещё словами можно поприветствовать другого человека. Слушает ответы детей. Ребята, а вы знали, что кроме слов приветствия существует много добрых, приятных и ласковых слов, которые называются комплиментами.
Игра «Назови друга ласково» Дети встают в круг, так чтобы видеть глаза друг друга и, передавая надувное сердечко, говорят ласковое слово своему соседу (слова не должны повторяться). Воспитатель: Ребята вы заметили, что после игры стало веселее и радостней. Ребята садитесь на стульчики. И вдруг слышится плач. Это плачет кукла. Воспитатель: Как вы думаете, что могло расстроить куклу? Дети: высказывают свои предположения. Воспитатель: А давайте ребята спросим у куклы, почему она плачет? Кукла: Я расстроена тем, что с волшебного цветка опадают лепестки. И каждый лепесток волшебного цветка — это волшебное ласковое слово, а я все эти слова забыла. Воспитатель: Не плач, ребята тебе помогут. Ведь они знают много комплиментов. Правда, ребята? Дети: Да. Воспитатель: Поднимает опавшие лепестки и передаёт их детям. Каждый ребёнок, называя ласковое слово, приклеивает лепесток к цветку. Собрав волшебный цветок. Дети передают его кукле. Кукла: Спасибо вам ребята. Вы помогли мне вспомнить слова-комплименты и сохранили волшебный цветок. Воспитатель: Ребята у нас получилось собрать волшебный цветок и помочь кукле, потому что вы все вместе, дружно старались. Воспитатель: А теперь мы улыбнёмся, Крепко за руки возьмёмся, И какие же слова, Говорим мы уходя? … (Дети сами находят слова прощания)
Список литературы. 1. Мазурова Н. А. «Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки». Томск., 2004. 2. Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи». М., 2003. 3. Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1986. 4. Нечаева В. Т. «Нравственное воспитание в детском саду», Москва, «Просвещение», 1984 5. Жукова Г. Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» 6. Дурова Н. В. «Очень важный разговор», Москва, Мозаика-Синтез, 2002. 7. Шипицына Л. О. «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2003 8. С.И. Семенака «Уроки добра»: Комплексная программа социально-коммуникативного развития средствами эмоционального и социального интеллекта - М.:АРКТИ, 2016 9. О.Л. Князева Я-ТЫ-МЫ, 2003г. |