«5 драгоценностей бурятского народа» |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Усть-Ордынский, Иркутская область
Конспект занятия в средней группе Тема: «5 драгоценностей бурятского народа» (из цикла «Домашние животные»)
Автор проекта: педагог дополнительного образования Гомбоева Зинаида Владимировна
2020 г.
Цели: Познакомить детей с домашними животными бурятского народа. - создать условия для расширения представлений о домашних животных; - расширить знания детей за счет включения в неё новых слов на бурятском языке. Задачи: Обучающие: Показать, как человеку в жизни помогают домашние животные; - ввести в понятие детей «5 драгоценностей» - стимулировать познавательную активность детей, самостоятельность мышления; Развивающие: продолжать развивать: - речь детей, мышление, память, воображение; - умение отгадывать загадки с помощью аудиозвуков; - развивать коммуникативность, любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость детей; - развивать способность к анализу. Воспитательные: - способствовать развитию у детей ценностного отношения к традициям бурятского народа; - воспитывать доброжелательность, заботу о людях, уважение к старшим. Материалы и оборудование: ИКТ – слайды (презентация), использование аудиозаписи, кукла дедушка Баир, объемные игрушки 5 животных, декоративные камушки в виде драгоценностей. Словарная работа: корова – унеэн, коза – ямаан, конь – морин, овца – хонин, верблюд – тэмээн.
Ход занятия: Воспитатель в бурятском костюме входит к детям, здоровается. - Сайн байна, ухибууд! - Сайн байна! - Ребята, давайте мы сегодня прогуляемся по нашей степи. Посмотрите на доску, что вы здесь видите? (показ слайда со степью №1) - Вот степь, здесь растет густая, высокая трава. А вон вдалеке что стоит, посмотрите? - Юрта. - Идем к юрте?! - Да! - А вот и юрта. Здесь живет дедушка Баир. Зайдем к нему в гости? В пустом дворе сидит грустный дедушка Баир. - Что случилось, почему вы такой грустный? - Как же мне не грустить, драгоценности моего двора вдруг исчезли. как хорошо, что вы пришли, как раз вовремя! Помогите мне, ребята. - Поможем деду Баиру? - Поможем! - Что такое драгоценности? - Деньги, драгоценные камни, золото и т.д. - Для того чтобы найти драгоценности деда Баира нам нужно будет пойти в степь и найти их. Вы готовы? Идем на поиски! Издается звук коровы. - Энэ юун бэ? Кто это? - Корова – Унеэн, (хоровое и индивидуальное повторение слова). Учитель ставит на стол игрушку корову, перед ней ставит камушек. - Какую пользу приносит корова? слайд №2 Дети: - Дает молоко, сметана, кефир, творог, масло, сыр и другие. - Из молока люди научились готовить много полезных, вкусных, питательных продуктов. Идем дальше. Закрываем глазки и представляем, что мы ищем драгоценности. Издается звук козы. - Юун бэ? Кто это? - Коза – ямаан. Ставлю игрушку и камушек. - Какую пользу приносят козы людям? слайд №3 Дети: - Дает молоко. Воспитатель: - козье молоко очень полезное и вкусное. Из него готовят сыр и брынзу. Козы ещё ценятся за чудесную шерсть. Из козьей шерсти вяжут красивые платки, свитеры, шапочки, шарфы и варежки. Издается звук лошади. - Кто это? - Лошадь – морин. Ставлю игрушку и камушек. Воспитатель: - Как вы думаете, какую приносит пользу лошадь? слайд №4 Дети: - Помогает людям: - Возят телегу, сани, перевозит людей. Воспитатель: - Правильно, дети! Лошадь перевозит грузы и помогает людям в хозяйстве. Издается звук овцы. - Кто это? - Овца – хонин. Хоровое повторение. Ставится игрушка и камушек. Воспитатель: - Какую пользу приносят овцы людям? слайд №5 Дети: - овца дает нам шерсть, мясо. Воспитатель: - Правильно, дети. Из овечьей шерсти шили одежду; шубы, кафтаны, из шкуры овцы буряты раньше делали юрты. Из овечьей шерсти вяжут носки, шапки, варежки, шарфы. Издается звук верблюда. - Верблюд – тэмээн. Ставлю игрушку и камушек. Повторение слова. слайд №4 Воспитатель: - Верблюды использовались при перевозке тяжелых грузов на дальние расстояния. Из верблюжьей шерсти делают одежду, одеяла и т. д. - Молодцы! Все звуки и голоса животных отгадали. Животные деда Баира нашлись. - А сколько их? - Давайте посчитаем на бурятском языке! Дети: нэгэн, хоёр, гурбан, дүрбэн, табан. Теперь немного отдохнем. Физкультминутка: «Морид» Эй, морид наашаа! Ошоё уухаа. (руки вперед, пружинистые движения ног) Энэ үргэн гол, тэндэ хүйтэн уhан, ууя! (плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед) Гоё даа уhан, тоншоё туруугаараа! (поочередное притопывание то правой, то левой ногой) Эй, морид наашаа! Түргѳѳр гэртээ гүйеее! (цоканье кончиком языка) Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, чем связаны эти животные и драгоценности? - ответы детей. - А почему эти животные являются драгоценными для бурят? Дети: - Потому, что они нам помогают, кормят нас и одевают. - Так вот, значит, какие драгоценности мы искали! Итог занятия: - Давайте вспомним и посчитаем каких драгоценных домашних животных мы помогли найти деду Баиру? Выставить на стол по порядку животных с камушками и считаем. Дети: - нэгэн; хоёр; гурбан; дүрбэн; табан. После, спрашиваю, как будет на бурятском. Үнеэн - корова, Ямаан - коза, Морин - лошадь, Хонин - овца, Тэмээн - верблюд. Воспитатель: - Молодцы ребята! Дедушка Баир очень рад, что вы помогли найти 5 драгоценных животных, без которых очень сложно было бы ему и его большой семье прожить. - Вот поэтому нужно помогать бабушке и дедушке, заботиться о животных. - Что значит – «заботиться»? Ответы детей обобщаются педагогом: (кормить, поить водой, убирать) Рефлексия: Воспитатель: - Дети, давайте поможем деду Баиру загнать 5 драгоценных животных во двор. Үнеэн - корова, Ямаан - коза, Морин - лошадь, Хонин - овца, Тэмээн - верблюд. - Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданиями. - Что Вам понравилось, что мы делали? Дети: - Мы помогли дедушке Баиру найти 5 драгоценных животных в степи. - Загнали скот во двор. - Узнали, какую пользу приносят эти животные. Воспитатель: за оказанную вами Дед Баир дарит вам такую юрту с конфетами в знак благодарности, за то, что вы помогли найти ему 5 драгоценностей бурят – Табан хушуун мал (повторение хором). - Һайндаа үхибүүд! Уулзатараа, баяртай! До свидания! |