«Праздник Пасхи» |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» д. Н - Армязь, Республика Удмуртия
Проект Тема: «Праздник Пасхи»
(средняя группа)
Автор проекта: воспитатель первой категории Шергина Людмила Афанасьевна
2020 год
Методический паспорт Номинация: познавательное развитие Руководитель проекта: Шергина Людмила Афанасьевна Адресация: проект адресован воспитателям детских садов Цель проекта: Познакомить детей с праздником Пасхи и его обычаями. Задачи: Расширить представления детей о празднике Пасха. Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником. Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству. Благополучатели: дети 4-5 лет, родители воспитанников 4-5 лет, педагоги Типовые особенности: Вид проекта: информационный, обучающий, групповой Продолжительность: Краткосрочный ( 1 неделя). Ожидаемые результаты реализации проекта : Дети: дети получают новые знания, проявления творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности. Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников. Родители: получают новые знания по теме проекта, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, закрепляя их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогом заданий. Исполнители основных мероприятий: воспитатели, дети, родители воспитанников Пояснительная записка Обоснование необходимости проекта (актуальность) Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций. Анализ проблемной ситуации Недостаточное представление детей о христианских праздниках и их обычаях. Определение противоречий существующей практики. возникает противоречие: между богатейшим наследием русского народа и недостаточными представлениями о традициях народа у педагогов и детей. Постановка проблемы. Что дети знают о празднике Пасхи? Узнать о традициях празднования Пасхи в России, как родителям совместно с детьми можно подготовить и провести семейный праздник Пасхи. Актуальность проекта для педагога и ДОУ Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. Пасха - самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представлений об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх-забавах. Я решила познакомить детей с народными праздниками, так как именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русской народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Цели и задачи проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности. Задачи: Развивать познавательную активность, любознательность детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха». Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства. Пробудить эмоциональную отзывчивость. Создать условия для реализации творческой деятельности. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс. Особенности проекта: Проект рассчитан для детей 4-5лет. В ходе проекта дети сформируют знания о празднике Святая Пасха, понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций, умение организовывать русские народные игры на основе имеющихся знаний. Суть проекта: Данный проект, рассчитанный на детей средней группы, поможет получить знания и представления о православных обычаях, традициях празднования Светлой Пасхи; конкретизирует знания о пасхальных песнях, стихах, закличках, приметах; сформирует интерес к русскому народному творчеству и фольклору по данной теме; дети научатся играть в пасхальные игры и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Ожидаемые результаты: Получение новых знаний о празднике Светлой Пасхи, о его возникновении. Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций для верующих людей Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний. Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи. Продукт проекта: Выставка семейных поделок «Светлая Пасха», лепка «Яички к празднику», рисование «Украшаем пасхальное яйцо», формирование знаний и представлений детей о Пасхе, аппликация «Пасхальные яйца в корзине». Выставка детских работ по теме проекта. Ресурсы: художественная литература, видеоролик о Христианском празднике «Светлая Пасха» IV.Содержание проекта Описание хода работы Этапы проекта: Подготовительный. Практический. Аналитический. Ожидаемые результаты проекта: Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю. Расширение кругозора детей. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками, с русскими народными играми. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению детей к русской национальной культуре. Механизм реализации внедрения проекта Этапы реализации: Этап подготовительный (предварительная работа): выявление первоначальных знаний детей через беседы на соответствующую тему, а родителей через анкетирование; подбор литературы (сказки, стихи, потешки, загадки по соответствующей теме); фотографий, плакаты и иллюстрации о Пасхе; подбор музыки. Информирование родителей о предстоящей деятельности (домашнее задание). Этап практический: Создание научно-познавательной и развивающей среды в группе через чтение художественной литературы, оформление уголка для чтения, просмотр фотографий, презентаций, игр и игрушек, плакатов и иллюстрированного материала. Беседы и анализ с детьми полученной информации с обсуждением результатов домашнего задания (совместное окрашивание яиц с родителями, изготовление поделок к выставке пасхальных украшений). Подготовить материал для опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности. Этап аналитический Проведение НОД , подвижных и дидактических и хороводных игр « Солнышко – ведрышко», «Ты катись, катись яичко», Пасхальные игры «Кто больше соберет яиц», « Катание яиц», «Найди яйцо», эстафета с яйцами. Лепка «Яички к празднику», рисование «Украшаем пасхальное яйцо», формирование знаний и представлений детей о Пасхе, аппликация «Пасхальные яйца в корзине». Выставка детских работ по теме проекта. Подведение итогов и результатов работы над проектом, Организация выставки творческих работ детей совместно с родителями. Работа с родителями: анкетирование, консультации, оформление папки передвижки для родителей, привлечение к изготовлению поделок к выставке пасхальных украшений. Распределение функциональных обязанностей Воспитатель – планирует этапы работы по проекту Родители – активные участники Дети - активные участники Музыкальный руководитель - планирует разучивание хороводных игр Этапы проекта Подготовительный этап: Создание развивающей среды, подбор материалов, атрибутов, игрушек для игровой театрализованной деятельности, игры, иллюстративный материал. Создание условий для самостоятельной деятельности. Основной этап: НОД «Украшаем пасхальные яйца». Беседа на тему: «Почему мы красим яйца? », « Что такое Пасха?» « Православный праздник Пасхи» Стихи о празднике Пасха. Пасхальные игры: «Катание яиц», «Кто найдет больше яиц? », «Эстафета с яйцами». Консультация для родителей «Как вы дома с детьми празднуете Пасху?» Составление рассказов с детьми: «Как дома празднуют Пасху? » V. Оценка эффективности реализации проекта Проект реализован полностью, цель достигнута: дети уяснили, что Пасха- традиционный православный праздник. Дети проявили большой интерес к беседам о Пасхе, о традициях и истории, все беседы сопровождались показом наглядностей, организована выставка, к которой проявили интерес и родители воспитанников и охотно пополнили ее работами. В ходе работы были найдены ответы на многие детские вопросы, которые они задавали при постановке проблемы проекта ( «почему красят яйца? Почему говорят «Христос Воскрес?»). В работе был использован наглядный материал. Практическая значимость результатов заключается в том, что ребята познакомились с историей и традициями православного праздника, поиграли в игры. До детей были доведены знания о разновидности пасхальных яиц. Выходом из проекта стала выставка творческих работ детей и совместных работ родителей и детей. VI. Перспективы развития проекта В перспективе планируется продолжить работу по теме Светлая Пасха в старшей группе. Поделиться опытом работы над проектом с коллегами , проведение совместных игр и мероприятий с детьми.
Библиография проекта Список используемой литературы: 1. «Пасха. Традиции. Обряды. Рецепты.» Авторы: Козлова И.С., Давыдова О.С. ООО ТД «Издательство. Мир книги» 2008. 2. Интернет ресурсы: •http://www.paskha.net/, •http://www.sunhome.ru/cards/28, 3. Салищева М. Н. «Пасха» издательство «Карапуз» 2009 г. Приложения Конспект НОД «Украшаем пасхальные яйца» Беседа для детей «Православный праздник Пасха» Консультация для родителей «Как вы дома с детьми празднуете Пасху?»
|