«Праздник Пасхи» •PDF• •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_0071500.png

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Улыбка»

д. Н - Армязь, Республика Удмуртия

 

Проект

Тема: «Праздник Пасхи»

 

(средняя группа)

 

 

Автор проекта: воспитатель первой категории Шергина Людмила Афанасьевна

 

 

2020 год

 

Методический паспорт

Номинация: познавательное развитие

Руководитель проекта: Шергина Людмила Афанасьевна

Адресация: проект адресован воспитателям детских садов

Цель проекта: Познакомить детей с праздником Пасхи и его обычаями.

Задачи:

Расширить представления детей о празднике Пасха.

Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.

Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству.

Благополучатели: дети 4-5 лет, родители воспитанников 4-5 лет, педагоги

Типовые особенности:

Вид проекта:

информационный, обучающий, групповой

Продолжительность: Краткосрочный ( 1 неделя).

Ожидаемые результаты реализации проекта :

Дети: дети получают новые знания, проявления творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получают новые знания по теме проекта, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, закрепляя их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогом заданий.

Исполнители основных мероприятий: воспитатели, дети, родители воспитанников

Пояснительная записка

Обоснование необходимости проекта (актуальность)

Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу».

Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Анализ проблемной ситуации Недостаточное представление детей о христианских праздниках и их обычаях.

Определение противоречий существующей практики. возникает противоречие: между богатейшим наследием русского народа и недостаточными представлениями о традициях народа у педагогов и детей.

Постановка проблемы. Что дети знают о празднике Пасхи?  Узнать о традициях празднования Пасхи в России, как родителям совместно с детьми можно подготовить и провести семейный праздник Пасхи.

Актуальность проекта для педагога  и ДОУ

Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Пасха - самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представлений об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх-забавах.

Я решила познакомить детей с народными праздниками, так как именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русской народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.

Цели и задачи проекта:

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности.

Задачи:

Развивать познавательную активность, любознательность детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха».

Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства.

Пробудить эмоциональную отзывчивость.

Создать условия для реализации творческой деятельности.

Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Особенности проекта:

Проект рассчитан для детей 4-5лет. В ходе проекта дети сформируют знания о празднике Святая Пасха, понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций, умение организовывать русские народные игры  на основе имеющихся знаний.

Суть проекта:

Данный проект, рассчитанный на детей средней группы, поможет получить знания и представления о православных обычаях, традициях празднования Светлой Пасхи; конкретизирует знания о пасхальных песнях, стихах, закличках, приметах; сформирует интерес к русскому народному творчеству и фольклору по данной теме; дети научатся играть в пасхальные игры и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Ожидаемые результаты:

Получение новых знаний о празднике Светлой Пасхи, о его возникновении.

Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта

Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций для верующих людей

Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.

Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи.

Продукт проекта: Выставка семейных поделок «Светлая Пасха», лепка «Яички к празднику», рисование «Украшаем пасхальное яйцо», формирование знаний и представлений детей о Пасхе, аппликация «Пасхальные яйца в корзине».

Выставка детских работ по теме проекта.

Ресурсы:

художественная литература, видеоролик о Христианском празднике «Светлая Пасха»

IV.Содержание проекта

Описание хода работы

Этапы проекта:

Подготовительный.

Практический.

Аналитический.

Ожидаемые результаты проекта:

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

Расширение кругозора детей.

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками, с русскими народными играми.

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению детей к русской национальной культуре.

Механизм реализации внедрения проекта

Этапы реализации:

Этап подготовительный (предварительная работа):

выявление первоначальных знаний детей через беседы на соответствующую тему, а родителей через анкетирование;

подбор литературы (сказки, стихи, потешки, загадки по соответствующей теме);

фотографий, плакаты и иллюстрации о Пасхе; подбор музыки.

Информирование родителей о предстоящей деятельности (домашнее задание).

Этап практический:

Создание научно-познавательной и развивающей среды в группе через чтение художественной литературы, оформление уголка для чтения, просмотр фотографий, презентаций, игр и игрушек, плакатов и иллюстрированного материала.

Беседы и анализ с детьми полученной информации с обсуждением результатов домашнего задания (совместное окрашивание яиц с родителями, изготовление поделок к выставке пасхальных украшений).

Подготовить материал для опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности.

Этап аналитический

Проведение НОД , подвижных и дидактических и хороводных игр « Солнышко – ведрышко», «Ты катись, катись яичко», Пасхальные игры  «Кто больше соберет яиц»,

« Катание яиц», «Найди яйцо», эстафета с яйцами.

Лепка «Яички к празднику», рисование «Украшаем пасхальное яйцо», формирование знаний и представлений детей о Пасхе, аппликация «Пасхальные яйца в корзине».

Выставка детских работ по теме проекта.

Подведение итогов и результатов работы над проектом,

Организация выставки творческих работ детей совместно с родителями.

Работа с родителями:

анкетирование, консультации,

оформление папки передвижки для родителей,

привлечение к изготовлению поделок к выставке пасхальных украшений.

Распределение функциональных обязанностей

Воспитатель – планирует этапы работы по проекту

Родители – активные  участники

Дети - активные  участники

Музыкальный  руководитель - планирует разучивание хороводных игр

Этапы проекта

Подготовительный этап:

Создание развивающей среды, подбор материалов, атрибутов, игрушек для игровой театрализованной деятельности, игры, иллюстративный материал.

Создание условий для самостоятельной деятельности.

Основной этап:

НОД «Украшаем пасхальные яйца».

Беседа на тему: «Почему мы красим яйца? », « Что такое Пасха?» « Православный праздник Пасхи»

Стихи о празднике Пасха.

Пасхальные игры: «Катание яиц», «Кто найдет больше яиц? », «Эстафета с яйцами».

Консультация для родителей «Как вы  дома с детьми  празднуете Пасху?»

Составление рассказов с детьми: «Как дома празднуют Пасху? »

V. Оценка эффективности реализации проекта

Проект реализован полностью, цель достигнута: дети уяснили, что Пасха- традиционный православный праздник. Дети проявили большой интерес к беседам о Пасхе, о традициях и истории, все беседы сопровождались показом наглядностей, организована выставка, к которой проявили интерес и родители воспитанников и охотно пополнили ее работами. В ходе работы были найдены ответы на многие детские вопросы, которые они задавали при постановке проблемы проекта ( «почему красят яйца? Почему говорят «Христос Воскрес?»). В работе был использован наглядный материал. Практическая значимость результатов заключается в том, что ребята познакомились с историей и традициями православного праздника, поиграли в игры. До детей были доведены знания о разновидности пасхальных яиц. Выходом из проекта стала выставка творческих работ детей и совместных работ родителей и детей.

VI. Перспективы развития проекта

В перспективе планируется продолжить работу  по теме Светлая Пасха  в старшей группе. Поделиться опытом  работы над проектом с коллегами , проведение совместных игр  и мероприятий с детьми.

 

Библиография проекта

Список используемой литературы:

1. «Пасха. Традиции. Обряды. Рецепты.» Авторы: Козлова И.С., Давыдова О.С. ООО ТД «Издательство. Мир книги» 2008.

2. Интернет ресурсы:

•http://www.paskha.net/,

•http://www.sunhome.ru/cards/28,

3. Салищева М. Н. «Пасха» издательство «Карапуз» 2009 г.

Приложения

Конспект НОД «Украшаем пасхальные яйца»

Беседа для детей  «Православный праздник Пасха»

Консультация для родителей «Как вы  дома с детьми  празднуете Пасху?»