«Приключения Умника и Торопыжки» |
МБОУ «Бродовская ООШ» СП «Ракинский детский сад» д. Ракино, Пермский край Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительного дошкольного возраста Тема: «Приключения Умника и Торопыжки» Автор проекта: воспитатель Гагарина Галина Анатольевна
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ход занятия: Организационный этап – мотивация. Собрались все дети в круг. Ты мой друг и я твой друг. Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся! Воспитатель: «Здравствуйте»! Сегодня я хочу познакомить вас с двумя братцами поросятами. А вот и они! (показ поросят плоскостные фигурки из театра игрушек или перчаточные куклы) Поросята здороваются. Воспитатель: Давайте знакомится. Первый поросёнок на все вопросы всегда отвечает «Нужно подумать!». И его назвали Умник. А второй – не задумываясь, говорит «Ай, пусть так». И назвали его Торопыжка. С ними часто происходят разные истории. И сегодня я расскажу вам одну из них. Однажды два братца отправились в сказочное путешествие в страну Финансов, где узнали много интересного о деньгах и для чего они нужны. Основная часть Звучит весёлая музыка и Поросята отправляются в путь. Воспитатель: В дорогу каждый из них взял….. Отгадайте что, послушав мою загадку: Бывают они медные, блестящие, бумажные, - Что это? Дети: Деньги, монеты. Воспитатель: - Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги? Ответы детей. Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно! - В дорогу каждый из поросят взял кошелёчек с монетками. - Сколько монеток у Умника? - А у Торопыжки? - Сравните. Воспитатель: Деньги нужны для удовлетворения потребностей. - Что такое потребности? Ответы детей. Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Перед вами картинки вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье). Воспитатель: вы правильно сказали - жилье, в доме можно укрыться от непогоды, от посторонних людей, дом - семейный очаг, где может собираться вся семья. И решили поросята выбрать себе дом. (На доске или на экране изображения трёх домиков: очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 и третий 2). Торопыжка сразу взял самый дешевый домик, зачем платить лишнее. А Умник стал думать и рассуждать. Сначала он решил взять самый большой дом за 3 монетки, но потом отказался. Как вы думаете почему? (Одному не нужен такой большой дом, для одного дорого). И взял домик за две монетки. А как вы думаете, почему он не взял маленький и старый домик? (Ответы детей) Так и вышло! В этом домике Торопыжке было очень холодно, крыша протекала, и ему пришлось потратить ещё две монетки на его ремонт. Воспитатель: Давайте поможем поросятам сосчитать оставшиеся монетки. (Дети на доске или на столе производят отсчёт и подсчёт монет. Сколько осталось?) Стало холодно. И поросята вспомнили ещё про одну важную потребность. Какую? (Одежда). И купили её, потратив по одной монетке. - Отложим из их кошелёчков по одной монетке. А потом у поросят забурчали животики, и они вспомнили про ещё одну жизненно важную потребность. Какую? (Потребность в еде) Взяли Поросята по одной монетке, и пошли в магазин. Посмотрите, что они купили. (В корзинке у Умника крупа, мука, сыр, молоко, овощи. У Торопыжки много разных сладостей.) Обсуждение с детьми: «А чтобы купили вы?». Подвести детей к пониманию, что сладости не жизненно необходимая потребность. Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет? Ответы детей. Воспитатель: Бюджет – это подсчет доходов и расходов. Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы. Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей. Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает? Ответы детей. Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет. Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо». Игра «Хочу и надо» Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность. Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора. Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты, купить одежду – 1 монета, на продукты – 1 монета. Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку. Физминутка «Будем денежки считать» Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) Заглянули поросята в свои кошельки, а там…….. Подсчёт детьми. У Умника осталась одна монетка. Торопыжка спросил у него, что он с ней сделает. А что бы сделали вы? Ответы детей. Умник: Эта монетка поможет нам заработать много других монеток, но это уже другая история и я расскажу её вам в следующий раз. Заключительная часть А сегодня давайте напомним поросятам правила обращения с деньгами: 1. Экономно распоряжаться деньгами. 2. Потраченные средства уже не вернешь. 3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности. 4. Невозможно иметь все, что хочешь. 5. Бережно относиться к деньгам. 6. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки. А поросята дарят нам на память вот эти кошелёчки. В них можно хранить монетки. Они все белого цвета. Каждый из вас с помощью цветных карандашей, восковых мелков и фломастеров сможет разукрасить свой кошелёк, так, что бы он стал самым красивым. Мышата благодарят детей и прощаются с ними.
Приложение: -мышата -монеты 5штук на каждого ребенка -картинки потребности (вода, одежда, еда, жилье) -схема потребностей (на каждого ребенка) - изображение трёх домиков: очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 и третий 2. - кошелечки на каждого ребенка -корзинки для мышат -картинки: мука, сахар, крупа, сыр, молоко, овощи, конфеты, сладости. -игра «Хочу и надо» -подбор музыки
|