«Пластилиновые фантазии» |
МАДОУ детский сад №34 "Светлячок" г. Кызыла г. Кызыл, Республика Тыва
Краткосрочный проект по изобразительной деятельности для детей младшей группы ДОО
Тема: «Пластилиновые фантазии» Автор проекта: воспитатель младшей группы 1 Сат Ай-кыс Мергеновна
Пластилинография как средство развития художественно – творческих способностей младших дошкольников. Кызыл 2010
Содержание:
Введение.
«Творчество детей – условие становления их личности» Ш. Амонашвили
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей, фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Принцип данной техники – это создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности – один из видов декоративно-прикладного искусства. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Данная техника хороша и тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более разнообразным, увлекательным и интересным. Тип проекта: познавательно – творческий проект. Вид проекта: групповой. Продолжительность проекта: краткосрочный ( 2 недели). Участники проекта: дети младшей группы 3 – 4 года, воспитатели, родители. Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие. Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей, презентация.
Актуальность Данный проект развивает познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений. В интересной игровой форме обогащает словарный запас. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомимся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. Развивает сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Основной материал — пластилин, а «инструментом» в пластилинографии является рука, что очень важно для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимулятором мозговой деятельности ребенка. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Проблема - отсутствуют знания об использовании пластилина как средства создания лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Цель проекта: познакомить детей с пластилинографией как средством развития художественно – творческих способностей. Задачи: 1. Развивающие: - развивать интерес к лепке, художественный вкус, фантазию. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. - развивать мелкую моторику рук. 2. Образовательные: - познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования –пластилинографией; - обучить приемам выполнения изобразительных работ в данной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов. Воспитательные: - воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. Методы и приёмы реализации проекта Методы: - наглядные - наблюдение, показ, образец; - словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение; - практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный); - игровые методы - игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Приёмы рисования пластилином: - прием надавливания; - прием вдавливания; - прием размазывания пластилина подушечкой пальца; - прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками; - рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками». Предполагаемый результат: По итогам освоения проекта дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), создавая выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук. Материально – техническое обеспечение: пластилин, дощечки для лепки, салфетки, видеоролики «Физминутки», настольно – печатные игры, пластилиновые мультфильмы «Фиксики», «Учим цвета», «Как лепить цветок». СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА Этапы реализации проекта
Планирование организованной образовательной деятельности с детьми. Осуществление основного этапа.
Интеграция областей.
Планируемые результаты формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности». Лепка. Высокий: Целенаправленно лепит, прибегая к помощи взрослого или самостоятельно; использует знакомые технические умения : отламывает кусочки от большого куска, раскатывает палочки и колбаски, соединение частей, раскатывание круговыми движениями, сплющивание комочка между ладонями, умение делать углубление в середине сплющенного комочка, соединение две формы в один предмет (шарик и колбаска, два шарика);, в процессе лепки испытывает положительные эмоции; знает и соблюдает последовательность лепки и пропорции. Средний: Целенаправленно лепит, часто прибегая к помощи взрослого; технические навыки недостаточно сформированы : отламывает кусочки от большого куска, раскатывает палочки и колбаски, соединяет части, раскатывание круговыми движениями, сплющивание комочка между ладонями, умение делать углубление в середине сплющенного комочка, соединение две формы в один предмет (шарик и колбаска, два шарика) с помощью взрослого; в процессе лепки, испытывает положительные эмоции; с помощью взрослого знает и соблюдает последовательность лепки и пропорции. Низкий: Лепит недостаточно целенаправленно, ведущая роль в лепке принадлежит взрослому, технические навыки недостаточно сформированы ,затрудняется в соединении частей в единый образ, в процессе лепки не испытывает ярких, положительных эмоций. Не стремится лепить, пропорции не соблюдены. Результативность проекта ООД «Художественное творчество/Лепка»: Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками» Количество 18 человек
Анализ проделанной работы. Системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии» способствовали формированию изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста. Результат. В ходе изучения данной техники дети научились передавать образы предметов, совершенствуя приемы работы с пластилином, прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.
Вывод. Необходимо продолжить изучать данную технику рисования для развития творческих способностей детей. Глоссарий. Пластилинография, фон, композиция. Список литературы: 1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М., 2010 2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М., 2007 3. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М., 2008 4. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М., 2013 5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М., «Карапуз», 2009 6. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. – 3 – е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-ИНТЕЗ, 2014. 7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2004. Интернет ресурсы:
1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
2. http://www.maam.ru
4. http://skazkacentr.ru
Приложение 1
Организованная образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию детей в младшей группе (3-4 года) Пластилинография. Тема: «Подарок для мамы. Цветы в вазе». Цель: учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, приему сворачивать колбаску по спирали. Задачи: 1. Воспитательные: - воспитывать интерес к природе, поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; - воспитывать аккуратность в работе с пластилином; - развивать речь детей. 2. Образовательные: - продолжать развивать интерес к новым способам лепки; - упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины; - учить приему сворачивания длинной колбаски по спирали. 3. Развивающие: - развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию. - композиционное и пространственное восприятие. Предварительная работа: чтений стихотворений, знакомство с приемом отщипывания пластилина от целого куска, скатывания, прикрепление готовой формы на плоскости путем равномерного расплющивания по поверхности основы. Материалы для работы: плотный картон – заготовка, размер А4, пластилин красного, желтого цветов. Раздаточный материал: на каждого ребенка: салфетка для рук, доска для лепки, пластилин, лепестки. Демонстрационный материал: букет цветов. Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие». Методические приемы: Наглядные: рассматривание букета, образца изделия. Словесные: беседа, чтение стихотворения. Практические: приемы лепки, работа за столами. Индивидуальная работа: словесная помощь детям.
Организация ООД. 1. Организационная часть. Игра «Найди предмет», рассматривание букета, цветка, дыхательная гимнастика, формулирование темы лепки, физминутка. 2. Практическая часть. Этапы выполнения работы, самостоятельная деятельность. 3. Заключительная часть. Рефлексия. Обыгрывание работ: чтение стихотворения. Ход организованной образовательной деятельности. 1. Организационная часть. Дидактическая игра «Найди предмет» (развивать наблюдательность, внимание) - Ребята посмотрите внимательно на нашу группу. Что появилось в группе? Еще вчера этого не было, а сегодня есть? Что это? - Где стоит ваза с цветами? (На столе). - Как вы думаете, сколько цветов в вазе? - Как мы называем одним словом это, когда цветов много? (Букет) - Зачем букет мы собираем, покупаем? (Можно подарить маме, бабушке). Чтобы сделать приятное или поздравить человека с каким – либо событием. - Давайте рассмотрим цветок. Назовем все части цветка. (Стебель, лист, цветок). - Цветок ребята, состоит из лепестков. Каким цветом лепестки? Каждому ребёнку раздаю лепестки для ознакомления и выполнения дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика. - Положите на ладошку лепесток и подуйте на него. Какой он? Почему летает? (легкий). - Ребята, так зачем букеты цветов? (в подарок). - Скоро, в воскресенье будет праздник «День матери». Давайте и мы подарим букеты цветов. Показать образец с цветами. Ребятам раздать без цветов. Сообщение темы занятия. - Посмотрите на свои букеты. Можно их дарить? Почему? (Нет цветов). - Как же быть? Что же надо сделать? (Слепить) - Из чего будем лепить? (из пластилина). - Сегодня мы будем учиться лепить цветы из пластилина в подарок маме. Физминутка. Наши алые цветки, Распускают лепестки. (Соедините ладони в форме тюльпана, затем медленно раскрывайте пальцы.) Ветерок чуть дышит, Лепестки колышит. (Покачивайте кисти рук) Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленно соедините пальцы, образуя цветок.) Тихо засыпают, Головой качают. ("Цветом" снова покачивается на ветру)
2. Практическая часть. - Как вы думаете, как сделать цветок. Посмотрите на образец.
Этапы выполнения работы. 1. Взять кусочек пластилина любого цвета, скатать прямыми движениями тонкую колбаску между ладошками обеих рук. Когда колбаска станет настолько длинной, что начнет выходить за пределы ладошек – концы станут заворачиваться, положить колбаску на дощечку и продолжать скатывать на ней. 2. Один конец колбаски слегка прижать к картонной основе и закрутить ее вокруг закрепленного кончика по спирали. 3. Пальчиками слегка надавить на получившийся цветок, но не расплющивать, а только закрепить на картоне. 4. Сделать еще 2 цветка. Всего должно быть 3, 5, 7 цветков. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь. 3. Заключительная часть. Выставка детских работ. - Вот теперь подарок мамам готов. Если вам понравились работы, то похлопайте. Какие у вас работы получились, как вы считаете? - Давайте прочитаем стихотворение, которое вы прочитаете маме. Подарок мамочке готов -
Литература: Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М.: Скрипторий 2003, 2008
Приложение 2
Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей». Рисование для маленького ребенка - это не только серьезный труд, но это - и большая радость. Рисуют дети на стекле Рисуют дети на асфальте, Возводят город на песке, - Такого нет еще на карте. В руках мелки, карандаши... Детишки - маленькие маги Но столько вложено души В их мир прекрасный на бумаге! Татьяна Щербакова. Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Нам взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой - богатой или бедной - будет его духовная жизнь. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста, советую родителям использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоят, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно! Дружите со своим ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится. Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась вам, взрослым. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда получится в следующий раз! Один из любимых способов нетрадиционного рисования: 1. Рисование ладошкой - ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. 2. Оттиск печатками из картофеля - ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. 3. Оттиск смятой бумагой - ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. 4. Монотипия предметная - ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить. 5. Кляксография с трубочкой - ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовать. 6. Отпечатки листьев - ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. 7. Монотипия пейзажная - ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Любят дети рисовать и ... мыльными пузырями, и зубной щеткой, и ватой, и ступнями, и пластилином, и ... чем только можно, всем, что вам попадется в руки. Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет - радость творчества, удивления и единения с вашими детьми. Желаю вам творческих успехов!
Приложение 3 Мастер – класс по работе с пластилином (пластилинография). «Полевой натюрморт» Мастер – класс рассчитан для педагогов и родителей. Назначение мастер – класса: украшение интерьера, изготовление подарков. Цель: знакомство с пластилиновой техникой как видом изобразительной деятельности. Задачи: - обучать приёмам работы с пластилином; - развитие творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса; - воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе.
Рисуя с помощью пластилина, как и среди акварелей, масляных картин и гуашевых композиций вспыхивают необыкновенные пейзажи, аппетитные натюрморты и узнаваемые портреты. Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать её в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь. Перед работой мне бы хотелось предложить вашему вниманию сказку про дружбу, которую можно использовать на занятиях. Сказка о дружбе Давным-давно жила на свете девочка по имени Колосок. Она была прекрасной особенно ее волосы, которые, развиваясь по ветру, напоминали золото. И был у нее любимый друг - Роман. Они очень любили вместе играть, у них были свои тайны, о которых знали только они. Каждый день они встречались в одном и том же месте – на солнечном поле. Однажды Роман принес своей подруге цветок. Девочка любовалась этим цветком очень долго. Он был скромный - вокруг солнечной серединки поселились белые вытянутые лепестки, такая простота и нежность исходила от цветка, что девочке он очень понравился. Она поблагодарила Романа и спросила, где он добыл такое чудо? Он сказал, что этот цветок ему приснился и, когда он проснулся, увидел этот цветок на своей подушке. Девочка предложила назвать этот цветок Ромашкой - по ласковому имени Романа, и мальчик согласился. Девочка предложила: «Почему же только у нас с тобой будет такой цветок? Давай ты соберешь целый букет этих цветов в той неведомой стране, и мы подарим эти цветы всем добрым людям !» Роман согласился и отправился в дальний путь. Долго он искал эти цветы. Нашел их на краю света, в Царстве снов. Царь снов предложил ему обмен – мальчик должен был остаться навсегда в его царстве, а Царь подарит девочке поле цветов. И мальчик согласился, ради своей подруги по имени Колосок , он был готов на все! Девочка же долго ждала Романа. Год ждала, два, а он всё не приходил. Плакала она, грустила, сокрушалась, что пожелала несбыточное. Но как-то проснулась она, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле. Поняла тогда девочка, что жив ее Ромашек, но далеко он, и нужно его спасать! Колосок подарила людям цветы Ромашки. И люди полюбили эти цветы за их простую красоту и нежность. Почувствовав бескрайнюю любовь девочки, Роман освободился от злых чар Царя снов. И невредимым вернулся домой к своей любимой подруге. И теперь мы нередко можем увидеть, как на солнечном поле стоят и любуются друг другом золотистый Колосок и нежная Ромашка. Для работы необходимо: - картон с контурным рисунком или без него; - набор пластилина; - салфетка для рук; - доска для раскатывания пластилина; - стека; - бросовый материал (коробка из под конфет, стержень от ручки); - лак для волос (для лакирования).
Перед работой следует слегка разогреть пластилин.
Лепка колосьев. Скатать 4 колбаски из жёлтого пластилина (2 – стебля, 2 – для зерен). Прокатать колбаски так, чтобы они утончались.
Наметить расположение стебля на пространстве фона картины. Уложить стебель в намеченное место, прижать и слегка размазать.
Вышедшие края стебля можно с легкостью исправить с помощью стеки. Из двух оставшихся колбасок нарезаем – зернышки (скатываем овальную форму овальной формы).
Сформировать из зерен колос, маленькие зерна располагать ближе к его вершине.
Вдоль каждого зерна сделать стекой неглубокую насечку.
Скатать очень тонкие колбаски из желтого пластилина длиной 2 -3 см – это будут колосья, которые нужно расположить между зернами, направляя их к вершине колоса.
Из тонких длинных желтых колбасок формируем листья. Сначала их надо прижать, а затем немного размазать, сделав плоскими.
Лепка ромашки. Скатать из белого пластилина 8 одинаковых шариков и расположить по кругу нужного размера.
Теперь каждый шарик нужно особым образом примазать, оставляя внешнюю часть пластилинового шарика выпуклой и направляя движение пальца к центру круга(получится примазанная пластилиновая капелька).
В середину цветков прижать шарики из желтого пластилина. В середине цветка « рисуем» точки с помощью стержня от ручки.
Из пластилина зеленого цвета скатываем длинную колбаску – стебель цветка, прижать ее к фону. Из этого же пластилина формируем листья и с помощью стеки вырезаем « зубчики», характерные листику ромашки и « рисуем» прожилки.
Готовую работу сбрызгиваем лаком для волос, чтобы она не запылилась, так как пластилин сильно притягивает пыль.
Готовую работу помещаем в рамку из - под шоколадных конфет. Рамку можно оставить в первоначальном виде или украсить её на свой вкус (макаронами, зернами, косточками, семенами, выпуклыми волнистыми линиями и т.д.)
Использование материала сайта: http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/uroki-truda-v-dou/podelki-iz-plastilina/plastilinografija-v-detskom-sadu-master-klas.html |