«Масленицу справляем- зиму провожаем, весну встречаем!» |
ГКОУ ВО "Кадетский корпус" им. Дмитрия Михайловича Пожарского МБДОУ ЦРР д/с №3 ЗАТО г. Радужный г. Радужный, Владимирская область Тема: «Масленицу справляем-зиму провожаем, весну встречаем!» Автор проекта: воспитатель высшей категории Ходжаева Светлана Юсуповна
Содержание 1. Пояснительная записка……………………………………стр.3 2.Описание работы…………………………………………. стр.4 3. Оборудование и оформление………………………стр.5-6 4. Условия и особенности реализации мероприятия…стр.7 5. Сценарий мероприятия…………………………….......стр.8-1 6. Библиография, список используемых материалов….стр. Приложения. Игры (приложение №1) ………………………………………………стр.17- Музыка и звуки, презентация (приложение№2) ……………………стр.
На протяжении всей истории Российского государства культура воспитывала и обогащала, служила источником духовного опыта нации, основой для консолидации нашего многонационального народа. В. В. Путин Народные традиции, обряды, обычаи и праздники– представляют собой богатейший набор воспитательного опыта и сведений для подрастающего поколения. Это связующая нить между жизнью наших предков и современной действительностью. Это наше наследие, потеря которого ведет к нравственному упадку и душевной пустоте. Многовековая уникальная культура русского народа – является сильнейшим источником прогресса и надежным стимулом социально-нравственного воспитания. Использование педагогами в своей практической деятельности народного наследия дают возможность приобщить молодое поколение к национальной культуре, воспитать чувства патриотизма и укрепить гражданскую позицию. Фольклорные праздники – это отличный способ привлечения молодежи к народным традициям. Такие мероприятия помогают: - создать ситуации, приближенные к естественному бытованию всех жанров народного творчества; - пережить эмоционально и насыщенно происходящие события сообща; - делиться полученными знаниями за пределами своего коллектива; - развивать творческие способности; - прививать любовь и интерес к прошлому своей страны. Школьные фольклорные праздники – это кульминация и итог проводимой работы, дающие возможность уточнить и проверить причастность детского мира к народным традициям.
Описание работы: Представляю вашему вниманию конспект внеклассного мероприятия «Масленицу справляем - зиму провожаем, весну встречаем». Данный материал будет интересен и полезен классным руководителям, организаторам внеклассной работы. Возрастная категория участников: учащиеся старшего школьного возраста, воспитанники подготовительной к школе группе. Продолжительность мероприятия: 40 – 45 минут. Задачи: - воспитывать потребность в освоении и сохранении национальной культуры, традиций и обычаев своего народа, своей местности; - знакомить с местом и ролью православных праздников в жизни русского народа; - способствовать формированию представления о культурном наследии родного края; - развивать творческие способности учащихся, побуждая их к участию в русском народном празднике – Масленица;
Оборудование и оформление: Технические средства: ноутбук для презентации, проектор для демонстрации слайдов и ролика, экран, колонки (2 шт.) для усиления звука. Музыкальное оформление: - звук №1.Слова и музыка: Сергея Ярушина - «Масленица (Испокон веков есть обряд такой)», (без слов); - звук№2.Автор музыки: Трубачев – «Масленица (Разрумяными блинами мы весну встречаем с вами)», (без слов); - звук №3.Автор музыки: Е. Нюкало – «Бабушка, бабушка, испеки оладушки!», (без слов); - звук №4.Слова: Н. Гордановская. Музыка: Г.Грошков«Масленица (Вошла в избу девица)», (без слов); - звук № 5. Алатырь слушать музыку онлайн (https://useraudio.net/search/) - звук № 6. Слова и музыка: народные, аранжировка Александра Воробьева "Широкая Масленица" (без слов): Наглядное оформление: - презентация: «Масленица», составитель – Ходжаева С.Ю.; - пригласительные открытки в форме «Блина» - изготовленные детьми старших классов; - видео №1. Видеоролик: «Масленица. Сжигание чучело», rukodeliegoplay, https://yandex.ru/video/search. Декорации: ширма, украшенная русскими платками и разноцветными шарами; чучело Масленицы, плакат с изображением солнца, расписное полотенце, самовар, деревянные ложки, низкая лавочка, маленький столик, табуретки- 2 шт. Костюмы: рубашки – косоворотки- 9 шт., русский сарафан – 1 шт., кокошник – 1 шт., кушаки- 9 шт., колпачки разного цвета – 7 шт., скоморошьи – 2 шт., костюм медведя – 1 шт. Дидактический, раздаточный материал: бубен – 2 шт., деревянные ложки – 8 шт., колокольчики – 3 шт., трещотки – 2 шт., дудочки – 2 шт., разноцветные ленты (длиной около 2 м) - 6 шт., глубокие тазы с водой – 2 шт., мешки- 2 шт., яблоки – 6 шт., веник, украшенный бантом – 1 шт., плотный платок – 1 шт., колокольчик большой – 1 шт., корзинка – 1шт.
Условия и особенности реализации мероприятия. Центр помещения должен быть свободен, стулья расставлены по кругу по количеству детей, верхний свет слегка приглушен. Этапы подготовки развлекательного праздника: ü распределение ролей ведущих, их разучивание; ü репетиции; ü обсуждение, изготовление чучела Масленицы; ü праздничное оформление аудитории, зала; ü музыкальное оформление; ü родители вместе с детьми дома пекут блины, выпечку для чаепития; ü педагог готовит награды (угощение: леденцы, конфеты) за победу и участие в конкурсах. Методические советы по проведению: - проводить мероприятие лучше в преддверии масленичной недели; - ведущими мероприятия должны быть дети старшего школьного возраста; - зрителям заранее отправляются пригласительные открытки; - во время мероприятия проводятся беседа, подвижные игры, выступления детей; - важно соблюдать принцип доступности и учитывать возрастные особенности детей.
Сценарий мероприятия: Пахнет свежими блинами, Важно самовар гудит, Действующие лица: ВЕДУЩИЙ – воспитатель, классный руководитель, (одета в сарафан и кокошник, на плечах наброшен русский платок) СКОМОРОХ 1, 2 – учащиеся старшего класса, (одетые в косоворотки, подпоясанные кушаками и в скоморошьих колпаках) ДНИ НЕДЕЛИ – учащиеся старшего класса, (одетые в косоворотки, подпоясанные кушаками и на головах колпачки разного цвета) МЕДВЕДЬ – переодетый в костюм медведя учащийся старшего класса Ход мероприятия. 1.Организационная часть. Центр помещения свободен. По краям, в форме полукруга, расставлены стулья по количеству приглашенных гостей. В свободной части зала, с одной стороны расположена ширма, украшенная платками и шарами. У ширмы стоит столик, накрытый расписным полотенцем. На столе стоит самовар и разложены деревянные ложки. Рядом стоит низкая лавочка. С другой стороны, расположен экран и проектор. Гости заходят в зал и рассаживаются. На экране загорается слайд 1 (см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук№1 (см. приложение№2). 2. Вступительное слово. ВЕДУЩИЙ. /выходит из-за ширмы, становиться перед столиком/ Здравствуйте мои дорогие! Здравствуйте маленькие, Здравствуйте большие! Мы пришли с вами поиграть Да про Масленицу рассказать! СКОМОРОХ 1. /выбегает из-за ширмы, становиться рядом с ведущим, трубит в дудочку/ На экране загорается слайд 2(см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук №1 (см. приложение№2). Эй, народ честной! Шире рот открой! Слушайте объявления, для глухих - без повторения! Кому нравятся блины в сметане, Чай горячий в большом стакане. Вместе встретим без промедленья Праздник старинный весенний. СКОМОРОХ 2. /выбегает из-за ширмы, становиться рядом с ведущим с другой стороны, трубит в дудочку/ На экране загорается слайд 3(см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук №1 (см. приложение№2). Весну встретим, зиму проводим! В хороводе с нами походим. Будет всё, как в старину когда-то: Песни, пляски, перетягивание каната. Поиграем, блинов покушаем, Да про Масленицу сказку послушаем. ВЕДУЩИЙ. На экране загорается слайд 4(см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук №1 (см. приложение№2). Масленица- праздник почитаемый! На Руси самый - уважаемый! 7 дней праздник длиться… В каждый день народ веселиться. О каждом деньке поведаем вам рассказ, А вы играйте и слушайте нас. /скоморохи и ведущий уходят за ширму/ 3. Основная часть. ПОНЕДЕЛЬНИК. /выходит из-за ширмы, выносит куклу – Масленицу/ На экране загорается слайд 5(см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук №2 (см. приложение№2). Понедельник — встречи день. Куклу Масленицу наряжали. Да с горки высокой катали. Детвора веселилась, Песни пела, хороводы водила. Вот она какая! Масленица-красавица! /показывает куклу - Масленицу/ Зимушка- зима Нам всем улыбается… Становитесь-ка в хоровод. Повеселим честной народ. /сажает куклу – Масленицу на скамейку/ Гости встают в хоровод, звук №2 делается громче, проводиться игра: «Как у деда Трифона» (см. приложение №1) ПОНЕДЕЛЬНИК. /по окончанию игры раздает победителям угощение/ ВЕДУЩИЙ. Молодцы, садитесь. Дальше про Масленицу слушайте. /уходит за ширму, его меняет следующий учащийся/ ВТОРНИК. На экране загорается слайд 6(см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук №2 (см. приложение№2). Вторник- день игровой! В стороне не стой! Смейся, прыгай, веселись И немножечко дерись… ВЕДУЩИЙ. /выходит из-за ширмы, становиться рядом/ На «Петушиный бой» приглашаются драчуны смелые, толкаться умелые. /выбираются участники игры по желанию/ ВЕДУЩИЙ. /по окончанию игры/ Эх, и молодцы- удальцы! Награду получите ВТОРНИК. / раздает победителям угощение/ ВЕДУЩИЙ. И сесть на место поспешите Продолжаем наш рассказ, Удивляем дальше вас… /уходят за ширму, их меняет следующий учащийся/ СРЕДА. На экране загорается слайд 7(см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук №2 (см. приложение№2). Третий день идёт! Объедается народ! «Лакомкой» день зовется. Каждому сладостей по душе найдется! Блины, пироги, кулебяка, сырники… Вот это угощенье – всем на удивленье! ВЕДУЩИЙ. /выходит из-за ширмы, становиться рядом/ А вы хотите полакомиться? Ну, кто смелый? Выходи… /выбираются участники игры по желанию/ СРЕДА. /по окончанию игры раздает победителям угощение/ ВЕДУЩИЙ. Ну что, наелись? Молодцы! По местам разбегаемся Сказ наш продолжается… /уходят за ширму, их меняет следующий учащийся/ ЧЕТВЕРГ. На экране загорается слайд 8(см. приложение№2). «Широкий разгуляй» - в четверг творился. На тройках катались, Народ рядился. Медведя живого на показ водили. Плясали, песни пели, Хороводы заводили. ВЕДУЩИЙ. /выходит из-за ширмы, выводит за веревку медведя/ Расступись, народ честной… Идёт медведушка со мной. Много знает он потех. Будет шутка, будет смех. Мишка спой песню, /медведь ревет тихо в ответ/. Мишка, а громче можешь, /медведь ревет громче/. Мишка, а поплясать хочешь, /мишка кивает/. ВЕДУЩИЙ. Сыграем музыку для мишки. Кто поможет нам, детишки? Кто тут смелый? Подбегай! Играть в оркестре начинай! /выбираются участники для оркестра по желанию/ Звучит звук №3, проводится игра: «Оркестр» (см. приложение№1) ЧЕТВЕРГ. /по окончанию игры раздает участникам оркестра угощение/ ВЕДУЩИЙ. Мой медведушка устал. Лапки себе оттоптал. Провожу его домой… Намаялся милый мой! А вы дальше слушайте… /уходят за ширму, уводят медведя. На сцену выходит следующий учащийся/ На экране загорается слайд 9(см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук №4 (см. приложение№2). ПЯТНИЦА. Пятница настала — «Тещины вечерки». В гости тещу зазывали. Внимание уделяли. Хорошими словами хвалили И добрыми делами веселили. Садились разом все за стол, Давали душеньке простор, Друг на друга глядели ВЕДУЩИЙ. /выходит из-за ширмы/ А вы умеете молча сидеть? Глазками друг на друга глядеть, Не смеяться, не шутить Даже «Ах» - не говорить! Звук №4 делается громче. Проводится игра: «Молчанка» (см. приложение№1) ПЯТНИЦА. /по окончанию игры раздает победителям угощение/ ВЕДУЩИЙ. Эх и весело у нас, Продолжаем наш рассказ… /уходят за ширму, на сцену выходит следующий учащийся/ На экране загорается слайд 10(см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук №4 (см. приложение№2). СУББОТА. Суббота — золовкины посиделки. Девица молодая гостей зазывает. Разговоры ведет Блиночками угощает. Добрые слова говорит… Подарки всем дарит… Платки расписные, Ленты яркие и бусы золотые. ВЕДУЩИЙ. /выходит из-за ширмы/ И мы в игру сыграем… Ленты в косы по заплетаем. Звук №4 делается громче, проводится игра: «Заря-заряница» (см. приложение№1) СУББОТА. /по окончанию игры раздает победителям угощение/ ВЕДУЩИЙ. Эх и косы! Красота! Расти коса до пояса, Не вырони ни волоса! Ну, садитесь по местам Воскресенье спешит к нам! /уходят за ширму, на сцену выходит следующий учащийся/ На экране загорается слайд 11(см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук №4 (см. приложение№2). ВОСКРЕСЕНЬЕ. Я - Воскресенье! Называют меня день «прощенья» Все к друг другу ходят Прощенья просят. Даже если не ругались, Обнимались, целовались. Друг другу руки жали И песни запевали. Вы тоже обнимитесь, Помиритесь, улыбнитесь. /участники обнимаются друг с другом, просят прощения/ ВЕДУЩИЙ. /выходит из-за ширмы/ А к вечеру все в поле собирались Да слова такие повторяли: Ты прощай, прощай, наша Масленица. наша Масленица широкая. А после Масленицу сжигали… Пеплом землю посыпали… Что б урожай богатый был… Да приговаривали: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Гори, гори ярче, Повторяйте все со мной…/дети вместе с ведущим повторяют слова/ На экране загорается слайд 12(см. приложение№2). Громко звучит музыка, звук №5 (см. приложение№2). 4.Итоги мероприятия. Рефлексия ВЕДУЩИЙ. /после просмотра слайда/ На экране загорается слайд 13(см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук №6 (см. приложение№2). Вот такой был праздник на Руси! А вы блинов хотите? Тогда повторяйте за мной: «Блин, пол блина, четверть блина, блинчики…» /дети вместе с ведущим повторяют слова несколько раз, каждый раз ускоряя темп/ Скоморохи выносят поднос с блинами. Угощают гостей.
КОНЕЦ.
|